Краткосрочный проект учителя-логопеда и родителей. Влияние сказок на развитие ребенка
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Проект учителя-логопеда с родителями, направленный на пополнение знаний детей по теме сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

учителя-логопеда и родителей

 «Влияние сказок на развитие ребенка».

Группа компенсирующей направленности с ТНР «Знайки»

Тема: Влияние сказок на развитие ребенка

Вид: познавательно-творческий

Участники: дети, воспитатели, родители.

Возраст:  4-5 лет

Срок: краткосрочный, 2 недели (с 18.04 по 29.04.2022)

Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Актуальность проекта

Взаимодополняемость позиций учителя-логопеда и родителей в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной логопедической работы в детском саду.

Л. С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие  нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Проводя диагностическую работу с дошкольниками выяснилось, что у детей очень скудный запас знаний по сказкам. Был дополнительно проведен опрос детей среднего и старшего дошкольного возраста, в опросе принимали участие 10 воспитанников.

  1. Какие сказки ты знаешь?
  2. Каких сказочных героев ты знаешь?
  3. Дома читают тебе сказки?
  4. Назови сказку по иллюстрации.

Результаты опроса:

  1. Самый распространенный ответ «Колобок»,  –75%.
  2. Волк, лиса, колобок, баба-яга – 60%
  3. Да, читают – 35%. Нет, не читают– 65%.
  4. Смогли назвать сказку по иллюстрации – 45%. Не смогли назвать сказку по иллюстрации –55%

Поэтому было принято решение разработать краткосрочный проект

Целью сотрудничества учителя-логопеда и родителей в нашем проекте является: тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка

На основании цели проекта нами были поставлены задачи проекта:

Задачи проекта:

-создать модель коррекционно-развивающей деятельности родителей и логопеда;

-обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности участников проекта;

-разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и родителей в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности участников образовательного процесса и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Хотелось бы отметить принципы взаимодействия. Это:

- Системность

- Комплексность

- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям

- Адекватность требований и нагрузок

- Постепенность и системность

- Индивидуализация темпа работ

Помимо общей задачи проекта, учитель-логопед поставил свои задачи:

Задачи работыучителя-логопеда:

Формирование мотивации к логопедическим занятиям

Развитие коммуникативной деятельности

Активизация речевой деятельности

Нормализация просодической стороны речи

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, необходимых для постановки звуков.

Развитие речевого дыхания

Развитие мелкой моторики

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Активизация отработанной лексики.

А так же хотелось бы отметить то единство, которое отмечается при совместном направлении работы.

Весь наш проект мы разделили на 3- блока:

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

                  I.      Этап -  Подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

          - составление перспективного плана работы.

Пути реализации проекта:

1.                Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2.                Оформление уголка «В гостях у сказки»

3.                Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

Содержание работы с детьми:

5.                Чтение разных сказок;

6.                Рисование детьми героев сказок.  

7.                Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

8.                Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.  

9.           Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

10.           Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

11.           Загадки о сказках, героях сказок.

12.           Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

    

Содержание работы с родителями:

13.           Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

14.           Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

15.           Чтение сказок с детьми.

16.           Помощь в пополнении книжного уголка сказками

17. Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

                    

II. Этап – Исследовательский.

                    - работа по плану с детьми, родителями.

                    - выполнение проекта.

Перспективный план основного этапа

18.04-24.04.2022 Анкетирование родителей. Чтение сказок  в домашних условиях

День недели

Мероприятия

Ответственный

Понедельник

25.04

- Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Назови знакомые сказки».

- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

- Выполнение совместно с родителями творческих работ на тему «Нарисуем сказку» (домашнее задание)

Учитель-логопед

Вторник

26.04

- Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям русских народных сказок (сказка «Три поросенка»

- Отгадай загадки «Из какой я сказки?».

- Упражнение - имитация: «Изобрази героя сказки».

Учитель-логопед

Среда

27.04

- Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».

- Настольный театр (кукольный)

- Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации».

«Расскажи сказку по картинкам» («Три поросенка»

Дидактическая игра «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам)

Воспитатели

Учитель-логопед

Четверг

28.04

- Музыкальная Викторина «Путешествие по сказкам»

Учитель-логопед

Пятница

29.04

- Организация выставки рисунков «Нарисуем сказку».

Учитель-логопед

                        III.            Этап – Заключительный

       - презентация проекта

        -  подведение итогов, анализ ожидаемого результата

         - обобщение результатов работы.

ВЫВОДЫ

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.

1. Узнай сказку по загадке

1. Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)

2. Поселились в той избушке

Очень разные зверушки.

Попросился к ним и мищка,

Только ведь медведь – не мышка,

Влезть и так и сяк старался,

Сверху сел- и дом сломался. (Теремок)

3.Уродилась так огромна;

Не одна, а десять словно.

Дед, чтоб вытащить тот овощь,

Всех позвал к себе на помощь. (Репка)

4.Дом растаял ледяной –

Попросилась в лубяной.

Приютил ее зайчишка,

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог.

Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)

5.Говорила ведь сестрица:

«Пить из лужи не годится».

Не послушался сестру,

Стал козленочком к утру. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

6.Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

  1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

  1. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

  1. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

  1. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

  1. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

  1. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

  1. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

  1. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

  1. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

  1. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)

  1. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

Бездомный заяц.

Цель: развивать у детей быстроту движения, ориентирование в пространстве.

Ход игры. Выбирается "охотник" и "бездомный заяц", остальные "зайцы" стоят в обручах - домиках. "Бездомный заяц" убегает, а "охотник" догоняет. "Заяц" может встать в домик, тогда "заяц", стоявший там, должен убегать. Когда "охотник" поймал "зайца", он сам становится им, а "заяц" - "охотником".

Зайцы и волк.

 Цель: учить детей правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Одного из играющих выбирают "волком". Остальные - "зайцы". В начале игры "зайцы" стоят в своих домиках, "волк" находится на противоположной стороне. Воспитатель. Зайцы скачут, скок, скок, скок, На зелёный на лужок, на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают Не идёт ли волк. Под эти слова дети прыгают, выполняют движения. После того, как произносится слово "волк", он бежит за "зайцами", они убегают в свои домики. Пойманных "зайцев" "волк" отводит в сторону.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Влияние сказок на развитие ребенка"

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:...

Консультация для родителей ДОУ "Влияние сказок на развитие ребенка"

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку...

Консультация для родителей «Влияние сказок на развитие ребенка»

Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказо...

Краткосрочный проект учителя – логопеда Тема: «Веселый ветерок»

Использование дыхательных и артикуляционных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у дететй старшей и подготовительной группы, занимающихся в ДОУ на логопункте для де...

Краткосрочный проект учителя – логопеда Тема: «Веселые зверята»

Проект для логопедов.Отлично выполняется детьми и родителями....

Краткосрочный проект учителя – логопеда Тема: «Веселый ветерок»

laquo;Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей подготовительной группы, в ДОУ »...

Презентация краткосрочного проекта учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности на тему:"Домашние животные"

Краткосрочный проект учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности на тему:"Домашние животные"Вид проекта:познавательно-творческий.Возраст детей:6 – 7 летВзаимодействие...