«Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями».
методическая разработка по коррекционной педагогике

«Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями», раскрывая смысл каждого аспекта эстетического развития:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями», раскрывая смысл каждого аспекта эстетического развития:

Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включиться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка.

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, в ее эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи. Музыкальное воспитание не исчерпывается только развитием и обучением ребенка на музыкальных занятиях. Музыка должна сопровождать жизнь ребенка в различные режимные моменты, на других занятиях, на прогулках, перед сном. Таким образом, в коррекционно-воспитательный процесс включаются все взрослые: родители, воспитатели, педагог-дефектолог, музыкальный руководитель.

Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:

- наглядно-слуховой;

- зрительно-двигательный;

- совместные действия ребенка со взрослым;

- подражания действиям взрослого;

- жестовая инструкция;

- собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

- регулярность проведения занятий;

- простота и доступность музыкального материала;

- выразительность музыкальных произведений;

- сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности детей;

- повторяемость предложенного материала;

- использование ярких дидактических материалов;

- активное и эмоциональное участие взрослых в проведении музыкального занятия, праздников, досуга.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы:

1. Слушание музыки (направлено на развитие интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции).

2. Пение (способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания).

3. Музыкально-ритмические движения и танцы (способствуют эмоциональному и психофизическому развитию).

4. Игра на элементарных музыкальных инструментах (развивает музыкальный слух, чувство музыкального ритма).

5. Театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. В ходе подготовки к инсценировке спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способность.

Ознакомление с художественной литературой

Нельзя также не отметить особую роль в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников уроков чтения и развития речи. Содержание литературных произведений, предлагаемых для чтения, само по себе оказывает благоприятное воздействие на личность умственно отсталого ребенка, предоставляет богатый материал для его нравственного и эстетического развития. Однако не следует забывать и о влиянии художественного слова, которое раскрывает перед умственно отсталым ребенком красоту и богатство родного языка. Не только содержание литературного произведения определяет эстетическую окраску и ценность уроков чтения. Особое воспитательное значение имеет художественное слово учителя. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы умственно отсталых школьников, вызывает у них сочувственное переживание. Выразительное же чтение художественных произведений побуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение - одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и важно его использовать на всех этапах школьного обучения.

Работа над художественным текстом строится в определенной последовательности:

- рассказывание текста детям;

- обыгрывание текста с использованием театра;

- повторное рассказывание текста с использованием иллюстраций;

- пересказ текста детьми по вопросам педагога;

- пересказ текста без опоры на внешние стимулы;

- беседа педагога по тексту и закрепление в сознании и детей нравственных принципов, утверждаемых данным произведением.

В работе над текстами используются методы драматизации и игры-драматизации. Особое влияние оказывает та игра-драматизация, в которой участвуют сами дети. В такой игре ребенок связывает слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами – вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. У ребенка формируются коммуникативные и языковые способности.

В целях развития памяти и речи детей программа предполагает обязательное разучивание наизусть стихов, потешек, поговорок и загадок.Занятие по разучиванию стихов строится по следующему плану:

- чтение художественного произведения;

- работа над пониманием текста;

- повторение текста детьми одновременно с педагогом;

- повторение текста ребенком с подсказками педагога;

- повторение текста ребенком самостоятельно.

Работа над восприятием художественного текста должна проводиться с детьми на протяжении всех лет их пребывания в специализированном учреждении, охватывать как организованные, так и свободные формы деятельности.

Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства

 Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства. Однако нередко за формированием программных знаний, умений и навыков теряется основная цель данных уроков, их эстетическая и воспитывающая направленность. Несмотря на то, что программы по изобразительному искусству и музыке и пению составлены так, что предполагают, во-первых, коррекцию недостатков развития умственно отсталых детей, во-вторых, формирование элементарных умений и навыков по данным видам художественной деятельности (обучение элементарному рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах), и, в-третьих, формирование эмоционально-эстетического восприятия, - основной своей задачи они, как правило, не решают. Формальное обучение рисованию, пению, музыкально-ритмическим движениям без формирования у умственно отсталых учащихся основных представлений о характерных особенностях определенного вида искусства, средствах его художественной выразительности, эстетического восприятия произведений искусств делают невозможным решение задач эстетического воспитания и развития.

Важным средством для воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру является изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). Педагог создает условия для проявления у детей эмоционального отклика на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки, интересные картины, иллюстрации к произведениям детской художественной литературы.

Для обогащения содержания изобразительной деятельности педагог организует наблюдение за окружающей природой в разное время года, вызывая эмоциональный отклик на ее красоту и желание ее передать, пользуясь доступными изобразительными средствами.

Изобразительная деятельность дает возможность создать и проявить собственный замысел, что является трудной задачей для умственно отсталого ребенка. Поэтому работа по эстетическому воспитанию должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности – лепки, аппликации, рисования.

Центральной линией эстетического воспитания становится знакомство детей с произведениями изобразительного искусства, формирование

умений видеть прекрасное в предметах окружающей природы, жизни и быта людей.

Практическое воплощение идей эстетического воспитания связано с художественно-декоративной деятельностью по благоустройству предметно-окружающей среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный презентационный материал является консультацией для воспитателей о роли пальчиковых игр в развитии детей с ОВЗ....

Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

В статье рассматриваются составляющие эстетического развития детей с интеллектуальными нарушениями: музыкальное воспитание и театрализованная деятельность, ознакомление с художественной литературой, э...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Художественно-эстетическое развитие.

Диагностика детей 3-4 летЗадание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности....

Физическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

В статье рассматриваются основные задачи и возможные целевые ориентиры физического развития детей с интеллектуальными нарушениями раннего и дошкольного возраста, основные направления работы, формирова...

Консультация на тему: "Особенности математического развития детей с интеллектуальными нарушениями"

Для интеллектуального и личностного развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью формирование элементарных математических представлений является столь же значимо в данный сензитивный перио...