Сенсорное развитие детей с интеллектуальными нарушениями
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Масленникова Елена Александровна

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

Цель обучения — активизация чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического коррекционно-педагогического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи сенсорного воспитания:

  • развитие поисково-ориентировочных действий (метод проб, примерение, зрительная ориентировка);
  • обеспечение усвоения детьми сенсорных эталонов;
  • включение в деятельность уже сформированных образов восприятия.

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Формы работы на занятиях могут быть разными: игры с дидактическими игрушками, подвижные игры, игры с правилами, конструирование, лепка, рисование, требующие восприятия и воспроизведения свойств изображаемых предметов.

Методы обучения включают действия по образцу, выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовую» инструкцию, совместные действия взрослого и ребёнка.

На своих занятиях я использую разнообразные игры и материалы для сенсорного развития детей. Многие из них я сделала сама.

Игры с песком. Можно использовать кинетический песок с разнообразными формочками, маленькими ведерками, грабельками, лопатами. Также можно использовать обычный песок , прятать в нем буквы, цифры, рыбок, животных и т.д.

Игры с крупами. Крупы использоваться могут любые: горох, фасоль, манка, гречка, пшено, макароны и т.д. С ребятами мы сажаем огород в крупах, ищем сокровища, ракушки, перебираем по цвету, размеру и т.д.

Игра "волшебные шарики" Берутся несколько контейнеров с различными крупами и несколько разноцветных шариков, в которые насыпаются эти же крупы, ребенку предлагается на ощупь узнать, что, где находится.

Игра "чудо мешочки" Различные крупы или мелкие предметы кладутся в маленькие мешочки, ребенок на ощупь должен догадаться, что там лежит.

Игра "музыкальные коробочки" Можно использовать яйца из под киндеров или маленькие баночки, насыпать в них различные крупы, ребенок должен по звуку угадать, что, где находится.

Игры с арбизами. Можно взять контейнер и сделать в нем аквариум с рыбками, ракушками, камушками. Затем предложить ребенку найти сокровища, поискать одинаковых рыбок, сосчитать сколько рыбок плавает в аквариуме и т.д.

Игры с помпонами. Предложить ребенку разложить мягкие помпоны по цвету, по размеру, по образцу выложить и т.д.

Игры с камушками. Игры с камушками могут быть разнообразными, к примеру, выложить раскраску камушками, разложить их пинцетом по формочкам, соотнести цвет и т.д.

Игры с фруктами. Для этой игры нужно взять несколько кусочков фруктов разных вкусов (Сладкий, кислый, горький, вяжущий и т.д.) Дать ребенку попробовать ,чтобы он определил фрукт на вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный презентационный материал является консультацией для воспитателей о роли пальчиковых игр в развитии детей с ОВЗ....

«Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями».

laquo;Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями», раскрывая смысл каждого аспекта эстетического развития:...

Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

В статье рассматриваются составляющие эстетического развития детей с интеллектуальными нарушениями: музыкальное воспитание и театрализованная деятельность, ознакомление с художественной литературой, э...

Физическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

В статье рассматриваются основные задачи и возможные целевые ориентиры физического развития детей с интеллектуальными нарушениями раннего и дошкольного возраста, основные направления работы, формирова...

консультация для родителей "Сенсорное воспитание детей с интеллектуальным нарушением через дидактические игры".

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме ,цвете, величине , положения в пространстве, а также запахе, вкусе и...

Консультация на тему: "Особенности математического развития детей с интеллектуальными нарушениями"

Для интеллектуального и личностного развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью формирование элементарных математических представлений является столь же значимо в данный сензитивный перио...