Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.
статья по коррекционной педагогике

Волосиенко Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются составляющие эстетического развития детей с интеллектуальными нарушениями: музыкальное воспитание и театрализованная деятельность, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Указаны цели, задачи, основные направления и воспитательное воздействие коррекционной работы. Материал представлен в виде таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями

Подготовила: логопед, дошкольный дефектолог, воспитатель Ушкалова Т. В.

Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

Основные методы и приемы работы с детьми на музыкальных занятиях:

1) наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);

2) зрительно-двигательный:

- показ игрушек и ярких картинок,

- раскрывающих содержание песен;

-показ взрослым действий, отражающих характер музыки;

- показ танцевальных движений;

3) совместные действия ребенка со взрослым;

-   подражание действиям взрослого;

-   жестовая инструкция;

-   собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

Условия  проведении музыкальных занятий:

1)   регулярность проведения занятий;

2)  простота и доступность для восприятия детьми музыкального материала (по форме и содержанию);

3)  выразительность предлагаемых детям музыкальных произведений, их яркость и жанровая определенность;

4)  сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности детей;

5)  повторяемость предложенного материала не только на музыкальных,
но и на других видах занятий;

6)  использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);

7) активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы:

1) Слушание музыки.

- развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков,

- развитие слухового внимания,

- воспитание потребности слушать музыку,

- активизация  эмоций,

- формирование сосредоточения на музыке в ответ на ее звучание,

- развитие узнавания и запоминания  знакомых мелодий.

2) Пение.

- способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания,

- способствует развитию у детей желания петь совместно со взрослым (пропевать слоги, слова, целые фразы, подражая его интонации);

- воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать песню — не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным сопровождением);

- учит пользоваться естественным голосом без форсировки.

3) Музыкально-ритмические движения и танцы.

 - обучение ориентировки на музыку как на особый сигнал к действию и движению;

- развитие самостоятельности в движениях под музыку,

- формирование умения передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами,

- развитие умения реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный),

- развитие способности выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками).

Результат коррекционного воздействия:

-  совершенствование моторики, координация движений;

- развитие произвольности движений;

- формирование невербальных коммуникативных способностей;

- формирование  и развитие представлений о связи музыки и движений.

4) Игра на элементарных музыкальных инструментах.

- развитие  умения сотрудничать друг с другом,

- формирование  чувства партнерства и произвольной  организации  собственной деятельности;

 - развитие  у детей музыкальных  способностей: тембрового  и мелодического слуха, чувства музыкального ритма.

- развитие  слухового внимания  и восприятия;

-  совершенствование  взаимодействия  различных анализаторов;

- активизация  умения  детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.

5) Театрализованная деятельность.

- вызывание  у детей желания взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

- включение  в исполнение по ролям песенок, коротких потешек,

- закрепление умения передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей,

- стимулирование образно-игровых  проявлений при использовании элементов костюмов персонажей.

- закрепление умения ориентироваться на свойства и качества предметов,

- развитие слухового внимания, памяти, речи, воображения, желания проявить свои индивидуальные способности.

- реализация у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения,

-  формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

Дети должны научиться:

1)   эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений;

2)   различать музыку различных жанров (марш, колыбельная, песня, танец, русская плясовая);

3)   называть музыкальные инструменты и подбирать с помощью взрослого тот или иной инструмент со звучанием, соответствующим характеру сказочного персонажа;

4)   называть разученные музыкальные произведения;

5)   выполнять отдельные танцевальные движения в паре с партнером - ребенком и взрослым;

6)   участвовать в коллективных театрализованных представлениях.

7)  дети должны иметь элементарные представления о театре.

Ознакомление с художественной литературой

Коррекционно-воспитательное воздействие художественной литературы:

1) позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей;  

2) вызывает в ребёнке интерес  к взаимоотношениям героев;

3) побуждает к установлению причинно-следственных связей;

4) учит видеть связь чувств и действий персонажей с образами природы;

5) позволяет ребёнку осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее действием и художественными образами,  способствует появлению замысла;

6) насыщает слово конкретным содержанием, обогащая словарный запас ребенка;

7) развивает память;

8) стимулирует развитие связной речи;

9) способствует усвоению  нужной  формы речи;

10) формирует коммуникативные и языковые способности.

Задачи коррекционной работы:

1) формирование положительного, эмоционально окрашенного отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию;

2) обучение  детей сосредоточению  внимания  на рассказываемом тексте;

3) воспитание  умения соблюдать на занятии тишину, не мешать друг другу, дослушивать рассказ до конца;

4) воспитание  правильного отношения к положительному герою и отрицательному персонажу;

5) воспитание у детей положительных нравственных представлений и черт характера,

6) обучение детей правильному  выражению своих  мыслей  и оформлению  высказывания.

Последовательность  работы  над художественным текстом:

1)  рассказывание текста детям;

2)  обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;

3)  повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций;

4)  пересказ текста детьми по вопросам педагога;

5)  пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации;

6)  пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы;

7) беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы:

1) Составление, рассказывание, обсуждение коротких историй, связанных с яркими, запоминающимися событиями, происходящими в ближайшем окружении детей, в жизни семьи и группы:

- развитие понимания детьми причинно-следственных связей в жизненных ситуациях;

- насыщение содержания текста реальными событиями;

-  сплочение  детского коллектива.

2) Драматизации и игры-драматизации с участием самих детей:

- способствуют усвоению детьми текста;

- ребенок связывает слово с действием, образом;

- ребёнок учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу;

- овладение детьми в  процессе речевого общения особенностями родного языка, его звучанием,

- овладение словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием.

- усвоение нужной формы речи,

- формирование коммуникативных и языковых способности (в этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица).

3) Разучивание наизусть стихов, потешек, поговорок и загадок (с умственно отсталыми детьми в отличие от нормально развивающихся детей над этим надо специально работать)

План занятия на разучивание стихов и потешек наизусть:

1)  чтение художественного произведения педагогом;

2)  работа над пониманием текста;

3)  повторение текста детьми одновременно с педагогом;

4)  повторение текста ребенком с подсказками педагога (в ситуации визуально-тактильного контакта между ними);

5)  повторение текста ребенком самостоятельно.

Принципы заучивания и отбора материала:

1) произведение необходимо разучивать целиком ( дробление по строчкам мешает целостному восприятию текста, пониманию его смысла);

2)  первые стихотворные строчки должны быть простыми и образными («Са-са-са, вот летит оса», «Ши-ши-ши, вот какие малыши»), содержать эмоциональную окраску;

3) текст должен быть понятным по содержанию, быть связанным с запоминающимся событием в жизни ребенка;  

4) чтобы повторение не было скучным, в занятие вносятся игровые элементы — рассказывание для куклы, мишки и т.д.

5) использование иллюстраций (высокохудожественных, нестереотипных ) как основного опорного средства, позволяющего ребенку следить за развитием действия и понимать текст.

Дети должны научиться:

1)  различать разные жанры - сказку и стихотворение;

2)  уметь отвечать на вопросы по содержанию знакомых произведений;

3)  рассказывать наизусть небольшие стихотворения (3-4);

4)  участвовать в коллективных драматизациях известных литературных произведений;

5)  узнавать и называть несколько авторских художественных произведений и их авторов (К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто и др.);

6)  подбирать иллюстрации к знакомым художественным произведениям (выбор из четырех-пяти);

7)  внимательно слушать фрагмент аудиозаписи художественных произведений, уметь продолжать его, отвечать на вопросы («Какое произведение слушал?», «Чем закончилось событие?»);

8)  называть свое любимое художественное произведение.

Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства

  Цели эстетического воспитания средствами изобразительного искусства:

    1) знакомство детей с нарушением интеллекта с произведениями изобразительного искусства;

    2) формирование умений видеть прекрасное в предметах окружающей природы, жизни и быта людей;

    3) развитие  художественного восприятия детей при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства;

    4) закрепление представления  детей о роли и месте изобразительного искусства в жизни человека.

   Задачи воспитания средствами изобразительного искусства:

1) создание условий для проявления у детей эмоционального отклика на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки, картины, иллюстрации;

2) создание  условий для эмоционального восприятия ребенком содержания художественного произведения;

3) организация  наблюдения  за окружающей природой в разное время года, обращая внимание детей на ее красоту,

4) стимулирование эмоционального отклика и желания передать красоту природы, пользуясь доступными изобразительными средствами.

5) осуществление возможности  создания ребёнком  рисунка  или аппликации на основе собственного замысла, реализуя в них свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами и действиями;

6) обучение использованию цвета, нестандартных  форм, оригинального  сочетание материалов, не подражая другим работам.

     Принципы проведения работы с умственно отсталыми детьми:

1) работа должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности — лепки, аппликации, рисования;

2)  дети учатся создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу

3) при ознакомлении с произведениями живописи, скульптура, графики педагог обращает внимание детей на эмоциональное содержание картины, на собственное настроение, которое вызывает та или иная иллюстрация;

4) важно вести детей от позиции «нравится — не нравится» к обоснованной позиции: почему нравится, что привлекает внимание, какие чувства вызывают изображение и его персонажи;

5) рекомендуется регулярное посещение музеев изобразительного искусства, выставок,  архитектурных памятников и заповедников;

6) вовлечение детей в художественно-декоративную  деятельность по благоустройству предметно-окружающей среды (благоустройство территории детского сада, украшении группы, сбор минералов и сухостоев, создание композиций из цветов и природного материала).

     Дети должны научиться:

1)   получать удовольствие от рассматривания картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур и архитектурных памятников;

2)   узнавать две-три знакомые картины известных художников;

3)   воспринимать выразительность и праздничность предметов народных промыслов (дымковская игрушка, каргопольская игрушка, хохломская и городецкая роспись) и узнавать их в предметах быта;

4) уметь дорисовывать различные декоративные линии, украшая ими знакомые предметы или сюжеты;

5)   создавать изображения по собственному замыслу, используя знакомые техники и изобразительные средства;

6)   адекватно вести себя при посещении музеев, выставочных залов, театров и выставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный презентационный материал является консультацией для воспитателей о роли пальчиковых игр в развитии детей с ОВЗ....

«Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями».

laquo;Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями», раскрывая смысл каждого аспекта эстетического развития:...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Художественно-эстетическое развитие.

Диагностика детей 3-4 летЗадание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности....

Физическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

В статье рассматриваются основные задачи и возможные целевые ориентиры физического развития детей с интеллектуальными нарушениями раннего и дошкольного возраста, основные направления работы, формирова...

Консультация на тему: "Особенности математического развития детей с интеллектуальными нарушениями"

Для интеллектуального и личностного развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью формирование элементарных математических представлений является столь же значимо в данный сензитивный перио...