Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.
статья по коррекционной педагогике
В статье рассматриваются составляющие эстетического развития детей с интеллектуальными нарушениями: музыкальное воспитание и театрализованная деятельность, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Указаны цели, задачи, основные направления и воспитательное воздействие коррекционной работы. Материал представлен в виде таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10._esteticheskoe_razvitie_detey_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями
Подготовила: логопед, дошкольный дефектолог, воспитатель Ушкалова Т. В.
Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность | Основные методы и приемы работы с детьми на музыкальных занятиях: 1) наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи); 2) зрительно-двигательный: - показ игрушек и ярких картинок, - раскрывающих содержание песен; -показ взрослым действий, отражающих характер музыки; - показ танцевальных движений; 3) совместные действия ребенка со взрослым; - подражание действиям взрослого; - жестовая инструкция; - собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого. Условия проведении музыкальных занятий: 1) регулярность проведения занятий; 2) простота и доступность для восприятия детьми музыкального материала (по форме и содержанию); 3) выразительность предлагаемых детям музыкальных произведений, их яркость и жанровая определенность; 4) сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности детей; 5) повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, 6) использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.); 7) активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга. Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы: 1) Слушание музыки. - развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, - развитие слухового внимания, - воспитание потребности слушать музыку, - активизация эмоций, - формирование сосредоточения на музыке в ответ на ее звучание, - развитие узнавания и запоминания знакомых мелодий. 2) Пение. - способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, - способствует развитию у детей желания петь совместно со взрослым (пропевать слоги, слова, целые фразы, подражая его интонации); - воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать песню — не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным сопровождением); - учит пользоваться естественным голосом без форсировки. 3) Музыкально-ритмические движения и танцы. - обучение ориентировки на музыку как на особый сигнал к действию и движению; - развитие самостоятельности в движениях под музыку, - формирование умения передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, - развитие умения реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), - развитие способности выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками). Результат коррекционного воздействия: - совершенствование моторики, координация движений; - развитие произвольности движений; - формирование невербальных коммуникативных способностей; - формирование и развитие представлений о связи музыки и движений. 4) Игра на элементарных музыкальных инструментах. - развитие умения сотрудничать друг с другом, - формирование чувства партнерства и произвольной организации собственной деятельности; - развитие у детей музыкальных способностей: тембрового и мелодического слуха, чувства музыкального ритма. - развитие слухового внимания и восприятия; - совершенствование взаимодействия различных анализаторов; - активизация умения детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях. 5) Театрализованная деятельность. - вызывание у детей желания взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, - включение в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, - закрепление умения передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, - стимулирование образно-игровых проявлений при использовании элементов костюмов персонажей. - закрепление умения ориентироваться на свойства и качества предметов, - развитие слухового внимания, памяти, речи, воображения, желания проявить свои индивидуальные способности. - реализация у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, - формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. Дети должны научиться: 1) эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений; 2) различать музыку различных жанров (марш, колыбельная, песня, танец, русская плясовая); 3) называть музыкальные инструменты и подбирать с помощью взрослого тот или иной инструмент со звучанием, соответствующим характеру сказочного персонажа; 4) называть разученные музыкальные произведения; 5) выполнять отдельные танцевальные движения в паре с партнером - ребенком и взрослым; 6) участвовать в коллективных театрализованных представлениях. 7) дети должны иметь элементарные представления о театре. |
Ознакомление с художественной литературой | Коррекционно-воспитательное воздействие художественной литературы: 1) позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей; 2) вызывает в ребёнке интерес к взаимоотношениям героев; 3) побуждает к установлению причинно-следственных связей; 4) учит видеть связь чувств и действий персонажей с образами природы; 5) позволяет ребёнку осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее действием и художественными образами, способствует появлению замысла; 6) насыщает слово конкретным содержанием, обогащая словарный запас ребенка; 7) развивает память; 8) стимулирует развитие связной речи; 9) способствует усвоению нужной формы речи; 10) формирует коммуникативные и языковые способности. Задачи коррекционной работы: 1) формирование положительного, эмоционально окрашенного отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию; 2) обучение детей сосредоточению внимания на рассказываемом тексте; 3) воспитание умения соблюдать на занятии тишину, не мешать друг другу, дослушивать рассказ до конца; 4) воспитание правильного отношения к положительному герою и отрицательному персонажу; 5) воспитание у детей положительных нравственных представлений и черт характера, 6) обучение детей правильному выражению своих мыслей и оформлению высказывания. Последовательность работы над художественным текстом: 1) рассказывание текста детям; 2) обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра; 3) повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций; 4) пересказ текста детьми по вопросам педагога; 5) пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации; 6) пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы; 7) беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением. Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы: 1) Составление, рассказывание, обсуждение коротких историй, связанных с яркими, запоминающимися событиями, происходящими в ближайшем окружении детей, в жизни семьи и группы: - развитие понимания детьми причинно-следственных связей в жизненных ситуациях; - насыщение содержания текста реальными событиями; - сплочение детского коллектива. 2) Драматизации и игры-драматизации с участием самих детей: - способствуют усвоению детьми текста; - ребенок связывает слово с действием, образом; - ребёнок учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу; - овладение детьми в процессе речевого общения особенностями родного языка, его звучанием, - овладение словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. - усвоение нужной формы речи, - формирование коммуникативных и языковых способности (в этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица). 3) Разучивание наизусть стихов, потешек, поговорок и загадок (с умственно отсталыми детьми в отличие от нормально развивающихся детей над этим надо специально работать) План занятия на разучивание стихов и потешек наизусть: 1) чтение художественного произведения педагогом; 2) работа над пониманием текста; 3) повторение текста детьми одновременно с педагогом; 4) повторение текста ребенком с подсказками педагога (в ситуации визуально-тактильного контакта между ними); 5) повторение текста ребенком самостоятельно. Принципы заучивания и отбора материала: 1) произведение необходимо разучивать целиком ( дробление по строчкам мешает целостному восприятию текста, пониманию его смысла); 2) первые стихотворные строчки должны быть простыми и образными («Са-са-са, вот летит оса», «Ши-ши-ши, вот какие малыши»), содержать эмоциональную окраску; 3) текст должен быть понятным по содержанию, быть связанным с запоминающимся событием в жизни ребенка; 4) чтобы повторение не было скучным, в занятие вносятся игровые элементы — рассказывание для куклы, мишки и т.д. 5) использование иллюстраций (высокохудожественных, нестереотипных ) как основного опорного средства, позволяющего ребенку следить за развитием действия и понимать текст. Дети должны научиться: 1) различать разные жанры - сказку и стихотворение; 2) уметь отвечать на вопросы по содержанию знакомых произведений; 3) рассказывать наизусть небольшие стихотворения (3-4); 4) участвовать в коллективных драматизациях известных литературных произведений; 5) узнавать и называть несколько авторских художественных произведений и их авторов (К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто и др.); 6) подбирать иллюстрации к знакомым художественным произведениям (выбор из четырех-пяти); 7) внимательно слушать фрагмент аудиозаписи художественных произведений, уметь продолжать его, отвечать на вопросы («Какое произведение слушал?», «Чем закончилось событие?»); 8) называть свое любимое художественное произведение. |
Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства | Цели эстетического воспитания средствами изобразительного искусства: 1) знакомство детей с нарушением интеллекта с произведениями изобразительного искусства; 2) формирование умений видеть прекрасное в предметах окружающей природы, жизни и быта людей; 3) развитие художественного восприятия детей при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства; 4) закрепление представления детей о роли и месте изобразительного искусства в жизни человека. Задачи воспитания средствами изобразительного искусства: 1) создание условий для проявления у детей эмоционального отклика на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки, картины, иллюстрации; 2) создание условий для эмоционального восприятия ребенком содержания художественного произведения; 3) организация наблюдения за окружающей природой в разное время года, обращая внимание детей на ее красоту, 4) стимулирование эмоционального отклика и желания передать красоту природы, пользуясь доступными изобразительными средствами. 5) осуществление возможности создания ребёнком рисунка или аппликации на основе собственного замысла, реализуя в них свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами и действиями; 6) обучение использованию цвета, нестандартных форм, оригинального сочетание материалов, не подражая другим работам. Принципы проведения работы с умственно отсталыми детьми: 1) работа должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности — лепки, аппликации, рисования; 2) дети учатся создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу 3) при ознакомлении с произведениями живописи, скульптура, графики педагог обращает внимание детей на эмоциональное содержание картины, на собственное настроение, которое вызывает та или иная иллюстрация; 4) важно вести детей от позиции «нравится — не нравится» к обоснованной позиции: почему нравится, что привлекает внимание, какие чувства вызывают изображение и его персонажи; 5) рекомендуется регулярное посещение музеев изобразительного искусства, выставок, архитектурных памятников и заповедников; 6) вовлечение детей в художественно-декоративную деятельность по благоустройству предметно-окружающей среды (благоустройство территории детского сада, украшении группы, сбор минералов и сухостоев, создание композиций из цветов и природного материала). Дети должны научиться: 1) получать удовольствие от рассматривания картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур и архитектурных памятников; 2) узнавать две-три знакомые картины известных художников; 3) воспринимать выразительность и праздничность предметов народных промыслов (дымковская игрушка, каргопольская игрушка, хохломская и городецкая роспись) и узнавать их в предметах быта; 4) уметь дорисовывать различные декоративные линии, украшая ими знакомые предметы или сюжеты; 5) создавать изображения по собственному замыслу, используя знакомые техники и изобразительные средства; 6) адекватно вести себя при посещении музеев, выставочных залов, театров и выставок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития речи детей с интеллектуальными нарушениями
Презентация для педагогов...
Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...
РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Данный презентационный материал является консультацией для воспитателей о роли пальчиковых игр в развитии детей с ОВЗ....
«Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями».
laquo;Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями», раскрывая смысл каждого аспекта эстетического развития:...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Художественно-эстетическое развитие.
Диагностика детей 3-4 летЗадание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности....
Физическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.
В статье рассматриваются основные задачи и возможные целевые ориентиры физического развития детей с интеллектуальными нарушениями раннего и дошкольного возраста, основные направления работы, формирова...
Консультация на тему: "Особенности математического развития детей с интеллектуальными нарушениями"
Для интеллектуального и личностного развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью формирование элементарных математических представлений является столь же значимо в данный сензитивный перио...