Методы игровой терапии в коррекционной работе педагога-психолога с ребенком с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Вся коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС строится на основе игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_igrovoy_terapii_c_detmi_s_ras.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы игровой терапии c детьми с РАС
Вся коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС строится на основе игры. При обследовании игровой деятельности ребенка обращается внимание на уровень его взаимодействия во время игры с другими детьми (игра одиночная, рядом, с кратковременным либо долговременным взаимодействием). Выясняется наличие игровых действий, умений, сюжета. Обращается внимание на использование игрушки в соответствии с ее функциональным назначением, использование предметов-заместителей, умение выполнять цепочку игровых действий. Уточняется уровень трудностей ребенка для предложения ему посильных заданий. Определяется, насколько тяжело аутичному ребенку произвольно сосредоточиться, понять требования педагога, усвоить способ действия, а затем осуществить его.
Обращается особое внимание на специфические, избирательные интересы ребенка (льет воду, разбрасывает игрушки и т. д.). Эту ситуацию используют для организации контакта педагога и ученика. Например, вместо предложения взрослого поиграть с мячом ребенок приседает на корточки. Педагог сразу же реагирует: "Какая замечательная лягушка получилась!", затем предлагает повторить: "Ну-ка еще, попрыгай!". В случае отказа педагог не настаивает, а старается переключить внимание ребенка на другой объект. При этом не забывает о том, что на начальных этапах обучения важна общая организация поведения ребенка: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания. Поэтому, с одной стороны, подкрепляется желаемое поведение ребенка, а с другой — используются его интересы, стереотипы для удерживания его внимания.
Важно использовать спонтанный интерес ребенка к окружающему миру, уметь творчески обыграть объект, привлекший его внимание. Например, педагог предлагает ребенку для игры мозаику. Тот разбрасывает ее, педагог говорит: "Какой красивый салют, поиграем вместе!". Игра продолжается. Такое обыгрывание взрослым протестных действий ребенка, преобразование и комментирование их как осмысленно игровых вызывает у ребенка чувство удовлетворения, радости. Это облегчает дальнейшую организацию его поведения.
В игре аутичного ребенка преобладают манипуляции, часто с неигровыми предметами (винтики, пуговицы). Наблюдаются стереотипные действия: выкладывания картинок, карточек, игрушек и других предметов в длинный ряд. Игра некоммуникативная, дети играют молча одни, часто не откликаются на обращение.
Для вовлечения ребенка в игру предлагаются совместные простые действия: пускать и ловить мыльные пузыри; танцевать с ленточками, шарами, флажками; ловить воздушные шарики; ходить под музыку; слушать пение или самим пытаться петь.
Обучение детей с ранним детским аутизмом игровым действиям основывается на создании у них положительного отношения к игрушкам. Этому способствуют игры с машиной, мишкой, матрешкой и другими игрушками. Ребенка учат выполнять одни и те же действия с разными объектами: кормить зайку, куклу, мишку и т. д. Изменение и усложнение имеющихся стереотипов поведения ребенка проводятся введением в них новых эмоционально положительно окрашенных деталей.
Первые сюжетные игры детей с проявлениями аутизма всегда сначала слишком обобщены. Например, игра "Путешествие" заключается в двух действиях: поехали — приехали. Рекомендуется постепенно наполнять ее разнообразными деталями: выбор средств передвижения (автобус из стульчиков); выбор попутчиков кукла, зайка); введение цели путешествия (прогулка с зайкой в сквер). Эта работа очень длительная, так как при отказе ребенка от предложений нельзя настаивать, чтобы не вызвать нарастания негативизма. Не стоит лишний раз обращаться к ребенку с просьбой, когда его внимание поглощено чем-то другим, — лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его, а затем обратиться с просьбой.
Для ребенка 1-й и 2-й групп РАС подбираются задания, не требующие особых усилий и в то же время дающие быстрый эмоционально яркий эффект. Подбор доступных заданий помогает смоделировать ситуацию успеха, дает возможность ребенку поверить в свои силы.
Используются задания, в которых для достижения результата ребенку достаточно совершить самое простое действие, основная работа проводится взрослым (например, при лепке вишни взрослый лепит саму ягодку, ученик прикрепляет черешок-палочку). Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появляется установка на выполнение задания, причем взрослый на первых порах может действовать за ребенка, управляя его руками. В случае затруднения в выполнении упражнение незаметно для ребенка упрощается либо сокращается.
Новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы.
Список примерных игр, применяемых в коррекционной работе педагога-психолога с ребенком с РАС
Игры для установления эмоционального контакта с ребенком
Совместное вращение колес игрушечной машины.
Перекладывание палочек, разрывание бумаги.
Игры со светящимися и блестящими предметами (перекладывание, рассматривание, хождение по комнате с предметом в руках).
Игры с водой (переливание, разбрызгивание, хлопанье по воде).
Игры с сыпучими предметами (горох, фасоль) "Кап-кап" — бросание гороха в коробку ребенка.
Игры с мячом "Прыг-скок" — взрослый подпрыгивает, имитируя движения мяча.
Игры с использованием протестных действий ребенка
Ребенок разбрасывает игрушки, взрослый подключается и использует эти действия как адекватные для игрового контакта, обыгрывает ситуацию — игры "Салют", "Дождь", "Фонтан".
"Купание зверей" — разбросанные резиновые звери "бегут купаться, прыгают в воду".
"Птицы летают", "Солдаты прыгают с парашютом" — аналогично предыдущей игре.
Игры с вовлечением в бытовую жизнь
"Помоги подмести пол" — ребенок разбрызгивает воду, взрослый подметает.
"Вытрем тряпочкой" — ребенок протирает тряпочкой стол
"Выбьем пыль из диванной подушки" — ребенок хлопает по подушке рукой.
"Покормим попугайчика" и др.
Игры для совершенствования способности взаимодействия
"Ку-ку", "Выкатывание мяча", "Ладушки", "Иди ко мне", "Возьми шарик", "Кати, не кати", "Покорми птичку", "Найди свою игрушку"', "Прятки" "Умывание с прибаутками", «Закончи стихотворение", "Вставь пропущенное слово в песню", "Закончи незавершенный рисунок (дорисуй глаз, хвост) ", "Продолжи орнамент", «Обведем ладошку».
Игры на развитие координации, игры с различными предметами
"Сложи башню", "Положи кубик в банку", "Построй ворота", "Построй по образцу", "Подбери по цвету", "Построй лесенку из разноцветных кубиков". "Провези кубики в машине" и др.
Игры с игрушками на выполнение цепочки игровых действий
"Угости куклу чаем", "Уложи спать мишку" и т. д. Возможно вариативное и избирательное использование педагогом аналогичных игр.
Игры по ознакомлению с окружающим миром.
Игры-экскурсии, игры-рисования, знакомство с различными бытовыми приборами — телефоном, утюгом, пылесосом и т. д.
Коммуникативные игры для детей любой группы аутизма
«Твоя ладошка, моя ладошка (педагог берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: "Твоя ладошка, моя ладошка")
«Ладушки» (Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: "Ладушки, ладушки..")
«Покатаем мячик» (педагог катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребёнком.)
Игры, помогающие установить положительный эмоциональный контакт с детьми 1-й и 2-й групп РДА
"Спрятался—появился", и Ку-ку" — взрослый накрывается платком, затем неожиданно "появляется".
"Поймаю", "Догоню" — игра проводится сидя за столом. Взрослый делает вид, что хочет поймать руку или пальчик ребенка. Ребенок старается отнять руку.
"Спою песенку", "Песенка про... (имя ребенка)" – педагог поет ребенку импровизированную песенку о нем.
"Нарисуй дождик" — на высоте эмоционального состояния ребенку предлагается порисовать. Вместе с ним педагог рисует "дождик, солнышко". Затем используются и этот момент, и сам нарисованный предмет: ребенку предлагается "пойти на прогулку", "встретить" разных людей, игрушечных персонажей, "поговорить ними". Таким образом ребенок вовлекается в контакт.
"Ожидание игрушки" — игрушку убирают со стола, затем кладут на то же место — у ребенка вырабатывается рефлекс ожидания. Появление игрушки должно быть обязательным.
"Массаж ребенку", "Массаж кукле" — поглаживать спинку, руки, ноги ребенка, приговаривая: "Погладим Тане ручки..." Затем Таня сама делает массаж своей кукле. Ребенок постоянно побуждается к активным действиям, несмотря на слабую моторику, вначале — сопряжено, постепенно приучаясь к отраженным действиям.
Сенсорные игры
Игры в воде - в воде пускаются резиновые игрушки, кораблики. Игры положительно эмоциональные, успокаивающие.
Игры с песком в педагогической песочнике – «Найдем клад», «Построим дом»
Игры с кинетическим песком – «На полянке», «Веселые вагончики» и др.
Игры с фольгой – «Сделаем шарик», «Добрый пылесос», «Снежные комочки»
Структура коррекционно-развивающих занятий
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная.
Организационный момент - настроить ребенка на совместную работу, установить контакт с ним.
Основные процедуры работы:
• Приветствие
• Игры на развитие навыков общения.
2 часть. Основная.
В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на формирование поведения, развитие эмоционального интеллекта, формирование игровой деятельности, познавательное развитие, развитие когнитивных способностей ребенка с РАС.
Основные процедуры:
• Игры
• Задания
• Упражнения
• Совместная деятельность.
3 часть. Заключительная.
Основной целью этой части занятия является создание чувства сплоченность ребенка и взрослого, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В процессе занятия каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в игровых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР
Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР"...
использование методов арт-терапии в коррекционной работе с неговорящими детьми
методы арт-терапии в коррекционной работе...
Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»
Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...
Совместный проект психолога, учителя – логопеда, воспитателей средней группы: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, и
Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром....
Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающих программах.
В статье представлены обоснование и результаты опробации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы по снижению уровня тревожности у участников образовательного процесса с использован...
Презентация "Использование методов Арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Методы арт-терапии, используемые в коррекционной (логопедической) работе с детьми с ОВЗ....