Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающих программах.
методическая разработка
В статье представлены обоснование и результаты опробации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы по снижению уровня тревожности у участников образовательного процесса с использованием арт-терапевтических методов. (Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающих программах.)
(
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klepikova_i.a.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающих программах.
Клепикова Ирина Анатольевна
МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 51»
Педагог-психолог
Аннотация
В статье представлены обоснование и результаты опробации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы по снижению уровня тревожности у участников образовательного процесса с использованием арт-терапевтических методов.
Ключевые слова: арт-терапия, коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, психические состояния, тревожность.
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому как “беспокойство”, “тревога” [1.34].
Чаще всего термин “тревога” используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе “Я”; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия.
Высокая тревожность оказывает отрицательное, дезогранизующее влияние на результаты деятельности дошкольников, ведет к формированию низкой самооценки, обостренной чувствительности к неудачам, зависимости от чужой оценки. Тревожный человек часто находится в подавленном состоянии, у него затрудняются контакты с окружающими, что осложняет социальную адаптацию. Для снижения остроты подобных явлений необходимо психологическое сопровождение детей с тревожными проявлениями уже в дошкольном возрасте [7].
Одним из самых эффективных методов по снятию тревожности, агрессивности, возбудимости, недоверия к себе и другим, обретения уверенности является арт-терапия.
Научные, методологические и методические основания программы. Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психолога.
Во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.
Арт-терапия дает возможность раннего выявления детей группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений (Ш. МакНифф, К. Фростиг, Дж. Херц, М. Эссекс и др.). Ребенок получает возможность не только снять возбудимость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Арт-терапевтические занятия на которых основным материальным носителем является камень, можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущую в себе традицию из глубокой древности, продолжающую и развивающую ее в иных исторических условиях. К.Г.Юнг в начале ХХ в. уделил особое внимание психотерапевтическим возможностям игр с камнем, которые он использует в качестве одного из методов работы «элементов сознания в подсознании», связанных с творческой жизнью, посредством отреагирования подавленных эмоций через обогащение сенсорного опыта. [9, 352].
Основыным методом арт-терапии выбран матед – мандала-терапия.
Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, диск, колесо, сфера, орбита, территория, общество, совокупность, собрание». Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг.
Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой.
Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, клумба в сквере, наша планета Земля, компас, снежинка под микроскопом, радужка человеческого глаза – все это мандалы. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой [6. 95-182].
Изображения мандал используются современными психологами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта.
При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет, форму и линию [9.157].
Мандала-терапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, выражения чувств и развития саморегуляции.
Мандала-терапия эффективна так же при следующих состояниях:
- нервное напряжение;
- заниженная самооценка;
- агрессивность поведения;
- сложная адаптация к новым условиям;
- расстройства мелкой моторики;
- психосоматические нарушения;
- страхи, хроническое тревожное состояние;
- потеря творческого потенциала;
- нетерпеливость и гиперактивность.
Символический язык рисунка точнее, чем слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. При словесном описании мандалы, ребенок учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга [2.137]
Цвета, которые выбираются для рисования мандалы, раскрывают много информации о личности обратившегося клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого или актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а также от этапов жизни. При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые.
В программе так же использованы методы камнетерапии, изотерапии, сказкатерапии, песочной терапии.
Камнетерапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит снятие внутреннего напряжения и поиск путей развития. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии человека (рассказ о готовой композиции, сочинение истории, раскрывающий смысл композиции) [10.107-120].
Камнетерапия - это частная форма арт-терапии, основным материальным носителем которой является камень, включающая взаимодействие с камнем и устную речь, психологическое моделирование, творческое повествование, эмоциональное отреагирование в ходе процесса и с помощью результатов продуктивного художественного творчества, освобождающего эмоции ребенка, стимулирующие его экспрессивные способности.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии ребенка (рассказ о созданном образе, сочинение истории, раскрывающий смысл образа). Служит дополнением к другим арт-терапевтическим методам, основанным на творческой активности.
Средства камнетерапии позволяют активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий ребенок может осмыслить содержание бессознательного, создавая сказочный мир наполненный образами. Включение неосознаваемых психических содержаний в сознание целительно по своей сущности, так как это способствуют "активному фантазированию" ребенка, преодолению личностных проблем. С точки зрения аналитической психологии, происходит самолечение, самоисцеление ребенка [9.39].
Психологи и культурологи признают, что культ камня как прообраз камнетерапии обращается к человеческой личности в целом [4. 528].
Камнетерапия способствует развитию личности и одухотворению интерактивных взаимоотношений субъектов образовательного пространства.
Использование средств камнетерапии способствует актуализации коммуникативной деятельности особого рода, познания в чувственных образах, передаваемых посредством образа, в образной форме. Специфика деятельности с камнем вовсе не состоит просто в познании на уровне чувственных образов и еще менее в переводе его на язык образов, которые в этом случае становятся символами.
Камнетерапия направлена на творческое преобразование и совершенствование действительности и самого себя. Ценность камнетерапии в коммуникативной деятельности и развитии личности дошкольника, заключается именно в ее образовательном, воспитательном, общекультурном значении при актуализации духовно-эстетических и творческих сил личности ребенка [9. 231-235].
В отечественной психологической практике опыт использования камнетерапии отражен в корректирующих целях для работы с детьми (Н.В. Балабанова, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева, И.М. Первушина Е.Е. Свистовская, О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев и др.).
Сказкотерапия – самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии.
Главная цель сказкотерапии – способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации. Посредством сказкотерапии можно работать с проблемами аграсии, неуверенности в себе, тревожности и страхов, застенчивости и стыдливости [8. 6-7].
Изотерапия так же играет огромную роль в развитии и совершенствовании эмоционально-чувствнногоо мира ребенка.
Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам и эмоциям, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и соприкасатся с некоторыми пугающими моментами, что особено важно в рабете с невротичными и тревожными детьми.
Поэтому рисование широко используется для снятия психологического напряжения и при коррекции неврозов и страхов [8. 65-66].
Музыкотерапия способстует развитию внимания, воображения, коммуникативынх навыков, гармонизирует личность, используется для корекции эмоциональных расстройств, а так же усиливает воздействие и повышает эффективность других психотерапевтических приемов [8. 125-126].
Обоснование необходимости реализации данной программы. Высокая тревожность оказывает отрицательное, дезогранизующее влияние на результаты деятельности дошкольников, ведет к формированию низкой самооценки, обостренной чувствительности к неудачам, зависимости от чужой оценки. Тревожный человек часто находится в подавленном состоянии, у него затрудняются контакты с окружающими, что осложняет социальную адаптацию. Для снижения остроты подобных явлений необходимо психологическое сопровождение детей с тревожными проявлениями уже в дошкольном возрасте.
Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений. Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции и предложено использовать методы арт-терапии.
Данная программа направлена на снижение уровня тревожности детей 4-7 лет с помощью специальных коррекционно-развивающих занятий. В ее основу положены методы используемые в арт-тепапии (мандала-терапия, камнетарапия, изотерапия). В ходе реализации программы дети обучаются методам снятия психо-эмоционального напряжения, развивают коммуникативные умения и рефлексивные навыки, учаться положительному самоотношению и принятию других людей, формируют самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности. Камнетерапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит снятие внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Для педагога - психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе с детьми.
Этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с правым полушарием мозга.
Мандалы повышают концентрацию у детей. Очень нервные дети успокаиваются, рисуя мандалы. Напротив, дети, которые пассивны и апатичны, во время творческой работы получают заряд энергии, который стимулирует их и делает веселыми [3. 198].
В большинстве случаев рисование может иметь профилактическое действие так как с его помощью у детей появляется осознанность относительно самих себя и они с легкостью могут преодолеть возрастные этапы.
Рисование мандалы является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления. При частой работе с мандалами привычные реакции на страхи (прочно сидящие внутри из-за негативных переживаний) постепенно исчезают и преобразуются.
Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания [5. 18-19].
Камнетерапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит снятие внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Сказкотерапия способствует личностному развитию детей и их социальной адаптации. Посредством сказкотерапии можно работать с проблемами агрессии, неуверенности в себе, тревожности и страхов.
Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам и эмоциям, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и соприкасаться с некоторыми пугающими моментами, что особенно важно в работе с невротичными и тревожными детьми.
Поэтому рисование широко используется для снятия психологического напряжения и при коррекции неврозов и страхов.
Музыкотерапия способствует развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков, гармонизирует личность, используется для коррекции эмоциональных расстройств, а так же усиливает воздействие и повышает эффективность других психотерапевтических приемов.
В результате проведения занятий с использованием данных методов, планируется повысить самооценку тревожного ребенка и его статус в группе сверстников, гармонизировать отношения со значимыми взрослыми, что в итоге приведет к снижению уровня тревожности.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по снижению уровня тревожности у дошкольников путем снятия психоэмоционального напряжения с применением арт-терапевтических методов направлена на оказание помощи следующим участникам программы:
- Дети дошкольного возраста (5 - 7 лет): (с нормальным интеллектуальным развитием; с условно-нормативным типом развития (дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии, но уровень сформированности отдельных функций не соответствует среднестатистическим нормативам).
- Родители.
- Педагоги.
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому как “беспокойство”, “тревога”.
Цель программы: снижение уровня тревожности дошкольников путем снятия психоэмоционального напряжения с применением арт-терапевтических методов.
Задачи программы:
- развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков;
- психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
- обучение ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- выработка у ребенка положительных черт характера, способствующих улучшению взаимопонимания в процессе общения;
- корректировка нежелательных черт характера и поведения;
- формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала;
- воспитание терпеливости и аккуратности;
- развитие творческого потенциала.
Методы, используемые в программе:
- Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения. Позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.
- Наглядные методы образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
- Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, специально подготовленных бланков на печатной основе, зарисовок на доске.
Структура и содержание программы. Программа рассчитана на 14 занятий (4 месяца). Занятия проводятся с группой детей от 6-10 человек, один раз в неделю. Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, к организации занятий.
Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, зале, учебном кабинете, кабинете психолога.
Структура занятий:
Организационный этап. Создать положительный настрой на работу (приветствие), вызвать интерес и внимание к занятию, (2 минуты); снять мышечные и психологические зажимы - разминка (10 минут);
Основной этап. Коррекционно‐развивающий этап - работа в соответствии с целями и задачами программы - (20 минут);
Заключительный этап. Подведение итогов - упражнения на эмоциональное и физическое расслабление; оценка самому себе и группе - (6 минут); прощание (2 минуты).
Программой предусмотрены две диагностики детей:
- Первичная диагностика. Цель: определение уровня тревожности.
- Итоговая диагностика. Цель: определение уровня тревожности по окончании программы.
Работа по диагностике проводилась с использованием методик:
• «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен);
• «Кактус»;
• «Страхи в домиках».
Тематический план занятий:
- Раскрашивание мандалы Введение в технику. Снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
- Рисование страха. Отреагирование внутренних страхов, снятие эмоционального и психомышечного напряжения.
- Разложи камушки. Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.
- Аппликация из бумаги. Мандала. Снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
- Сказочный мир. Уменьшение тревожности, отреагирование внутренних страхов.
- Рисование мандалы на камнях. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
- Рисование животных. Коррекция, развитие эмоциональной сферы. Нейтрализация страха животных.
- Балансирующие камни. Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожности, агрессивности и страхов.
- Создание мандал из пряжи. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния. Развитие мелкой моторики.
- Сочинение сказки. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности. Развитие воображения.
- Картина из камней. Психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности; повышение самооценки; развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.
- Аппликация. Мандала. (крупа, бисер и пр). Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
- «Рассказ». Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, введение в речь элементов рассуждения, снятие тревожность и страхов.
- Групповое рисование мандалы. Повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков; развитие воображения; развитие мелкой моторики: развитие творческого потенциала. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
Работа с педагогами и с родителями предполагает обучение взрослых методам снятия психоэмоционального напряжения для более эффективного взаимодействия:
- Проведение занятий с элементами атр-терапевтического тренинга (в рамках программы по профилактике синдрома эмоционального выгорания) – Расскрашивание мандал, Груповое рисование мандалы, Рисование на камне, Это относится ко мне, Сад камней, Моя семья.;
- Индивидуальное консультирование воспитателей и родителей..
- Составление памяток по темам «Тревожный ребенок», «Наказывая подумай зачем», «Неуверенные дети», «Секрет благополучия в семье».
Тематический план занятий для педагогов и родителей:
1) Раскрашивание мандалы. Теория. Введение в технику. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
2) Рисование на камне. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
3) Это относиться ко мне. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Релаксация, развитие творческого потенциала. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизации внутреннего состояния. Актуализация запроса для дальнейшей работы.
4) Насыпная мандала. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Релаксация. Сплочение коллектива. Развитие творческого потенциала. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизации внутреннего состояния.
6) Груповое рисование мандалы. Повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков; развитие воображения; развитие развитие творческого потенциала. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутрендетско-родительских отношений.
7) Моя семья. Диагностика семейных взаимоотношений, раскрытие ценностей.
8) Рисование на камне. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
Сроки и этапы реализации программы.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по снижению уровня тревожности у дошкольников путем снятия психоэмоционального напряжения с применением арт-терапевтических методов рассчитана на 14 занятий, один раз в неделю.
Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, к организации занятий: продолжительность занятия 45 минут из которых практическая деятельность ребенка не превышает 30 минут.
Ожидаемые результаты реализации программы
При условии реализации программы ожидаемые промежуточные результаты:
- развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков;
- психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
- обучение ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- выработка у ребенка положительных черт характера, способствующих улучшению взаимопонимания в процессе общения;
- корректировка нежелательных черт характера и поведения;
- формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала;
- воспитание терпеливости и аккуратности;
- развитие творческого потенциала.
Итотовый результатом реализации программы - снижение уровня тревожности дошкольников.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Качественные показатели оцениваются с помощью сравнения результатов
первичной и итоговой диагностики детей. Диагностика проводится до реализации программы и после (в сетку занятий не внесена).
Данные диагностики представляются в таблице:
«Тест тревожности» (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен) | «Кактус» | «Страхи в домиках». | Общее заключение | |
1.ФИО | ||||
… | ||||
Средние результаты |
Сведения о практической апробации программы на базе
образовательного учреждения.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по снижению уровня тревожности у дошкольников путем снятия психоэмоционального напряжения с применением арт-терапевтических методов апробируется на базе МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 51» с февраля 2017 года по настоящее время.
Участие приняли дети подготовительной, старшей и частично средней группы (569 человек).
По данным диагностики можно увидеть следующие результаты в области эмоционально-волевой сферы::
Тревожность снизилась на 8 %, Неуверенность на 5%, Агрессивность на 6 %, Импульсивность на 4%.
Библиографический список:
- Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. Психологический журнал – 1997. – № 2.
- Колошина Т.Ю. Трусь А.А. Арт-терапвтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практичское пособие для тренера. Спб.: Речь, 2010.
- Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.
- Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа [Текст]/ Е.Е. Левкиевская. М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.
- Осипчук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007.
- Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
- Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под ред. Е.В. Свистуновой. – М.: Форум, 2016.
- Юнг, К.Г. Человек и его символы [Текст]/ Пер.Сиренко И.Н.; Сиренко С.Н.; Сиренко Н.А. . – М.: Медков С.Б., ≪Серябряные нити≫, 2012.
- Черняева, А.В. Социокультурные и психологические предпосылки камнетерапии как объекта психической реальности/А.В.Черняева// Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми»
Данная статья была представлена на педагогическом фестивале "Новые идеи-новой школе", который проходил в г. Краснодаре в феврале 2013 года. Направление , в котором был представлен материал:"Методическ...
Использование Су Джок терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ
Данный материал позволит коррекционным педягогам разнообразить работу по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ....
«Использование технологии песочной терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми »
Статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно играм с песком. Описаны игры, направленные на развитие различных компонент...
Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...
Использование Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Использование Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ...
«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...
Мастер-класс для педагогов «Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми»
Мастер-класс для педагогов «Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми».В настоящее время, одна из главных задач стоящая перед п...