Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающих программах.
методическая разработка

В статье представлены обоснование и результаты опробации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы по снижению уровня тревожности у участников образовательного процесса с использованием арт-терапевтических методов. (Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающих программах.)
(

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klepikova_i.a.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающих программах.

Клепикова Ирина Анатольевна

МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 51»

Педагог-психолог

Аннотация

В статье представлены обоснование и результаты опробации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы по снижению уровня тревожности у участников образовательного процесса с использованием арт-терапевтических методов.

Ключевые слова: арт-терапия, коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, психические состояния, тревожность.

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому как “беспокойство”, “тревога” [1.34].

Чаще всего термин “тревога” используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе “Я”; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия.

Высокая тревожность оказывает отрицательное, дезогранизующее влияние на результаты деятельности дошкольников, ведет к формированию низкой самооценки, обостренной чувствительности к неудачам, зависимости от чужой оценки. Тревожный человек часто находится в подавленном состоянии, у него затрудняются контакты с окружающими, что осложняет социальную адаптацию. Для снижения остроты подобных явлений необходимо психологическое сопровождение детей с тревожными проявлениями уже в дошкольном возрасте [7].

Одним из самых эффективных методов по снятию тревожности, агрессивности, возбудимости, недоверия к себе и другим, обретения уверенности является арт-терапия.

Научные, методологические и методические основания программы. Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психолога.

Во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.

Арт-терапия дает возможность раннего выявления детей группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений (Ш. МакНифф, К. Фростиг, Дж. Херц, М. Эссекс и др.). Ребенок получает возможность не только снять возбудимость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Арт-терапевтические  занятия  на  которых  основным  материальным  носителем является камень, можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущую в себе традицию из глубокой древности, продолжающую и развивающую ее в иных исторических условиях.  К.Г.Юнг  в  начале  ХХ  в.  уделил  особое  внимание  психотерапевтическим  возможностям игр с камнем, которые он использует в качестве одного из методов работы  «элементов  сознания  в  подсознании»,  связанных  с  творческой  жизнью,  посредством  отреагирования  подавленных  эмоций  через  обогащение  сенсорного  опыта. [9, 352].  

Основыным методом арт-терапии выбран матед – мандала-терапия.

Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, диск, колесо, сфера, орбита, территория, общество, совокупность, собрание». Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг.

Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой.

Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, клумба в сквере, наша планета Земля, компас, снежинка под микроскопом,  радужка человеческого глаза – все это мандалы. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой [6. 95-182].

Изображения мандал используются современными психологами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта.

При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет, форму и линию [9.157].

Мандала-терапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, выражения чувств и развития саморегуляции.  

Мандала-терапия эффективна так же при следующих состояниях:

  • нервное напряжение;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность поведения;
  • сложная адаптация к новым условиям;
  • расстройства мелкой моторики;
  • психосоматические нарушения;
  • страхи, хроническое тревожное состояние;
  • потеря творческого потенциала;
  • нетерпеливость и гиперактивность.

Символический язык рисунка точнее, чем слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. При словесном описании мандалы, ребенок учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга [2.137]

Цвета, которые выбираются для рисования мандалы, раскрывают много информации о личности обратившегося клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого или актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а также от этапов жизни. При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. 

В программе так же использованы методы камнетерапии, изотерапии, сказкатерапии, песочной терапии.

Камнетерапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит снятие внутреннего напряжения и поиск путей развития. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии человека (рассказ о готовой композиции, сочинение истории, раскрывающий смысл композиции) [10.107-120].

Камнетерапия - это частная форма арт-терапии, основным материальным носителем которой является камень, включающая взаимодействие с камнем и устную речь, психологическое моделирование, творческое повествование, эмоциональное отреагирование в ходе процесса и с помощью результатов продуктивного художественного творчества, освобождающего эмоции ребенка, стимулирующие его экспрессивные способности.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии ребенка (рассказ о созданном образе, сочинение истории, раскрывающий смысл образа). Служит дополнением к другим арт-терапевтическим методам, основанным на творческой активности.

Средства камнетерапии позволяют активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий ребенок может осмыслить содержание бессознательного, создавая сказочный мир наполненный образами. Включение неосознаваемых психических содержаний в сознание целительно по своей сущности, так как это способствуют "активному фантазированию" ребенка, преодолению личностных проблем. С точки зрения аналитической психологии, происходит самолечение, самоисцеление ребенка [9.39].

Психологи и культурологи признают, что культ камня как прообраз камнетерапии обращается к человеческой личности в целом [4. 528].

Камнетерапия  способствует  развитию  личности  и  одухотворению  интерактивных взаимоотношений субъектов образовательного пространства.

Использование средств камнетерапии способствует актуализации коммуникативной деятельности особого рода, познания в чувственных образах, передаваемых посредством образа, в образной форме. Специфика деятельности с камнем вовсе не состоит просто в познании на уровне чувственных образов и еще менее в переводе его на язык образов, которые в этом случае становятся символами.

Камнетерапия направлена на творческое преобразование и совершенствование действительности и самого себя. Ценность камнетерапии в коммуникативной деятельности и развитии личности дошкольника, заключается именно в ее образовательном, воспитательном, общекультурном значении при актуализации духовно-эстетических и творческих сил личности ребенка [9. 231-235].

В отечественной психологической практике опыт использования камнетерапии отражен в корректирующих целях для работы с детьми (Н.В. Балабанова, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева, И.М. Первушина Е.Е. Свистовская, О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев и др.).

Сказкотерапия – самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии.

Главная цель сказкотерапии – способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации. Посредством сказкотерапии можно работать с проблемами аграсии, неуверенности в себе, тревожности и страхов, застенчивости и стыдливости [8. 6-7].

Изотерапия так же играет огромную роль в развитии и совершенствовании эмоционально-чувствнногоо мира ребенка.

Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам и эмоциям, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и соприкасатся с некоторыми пугающими моментами, что особено важно в рабете с невротичными и тревожными детьми.

Поэтому рисование широко используется для снятия психологического напряжения и при коррекции неврозов и страхов [8. 65-66].

Музыкотерапия способстует развитию внимания, воображения, коммуникативынх навыков, гармонизирует личность, используется для корекции эмоциональных расстройств, а так же усиливает воздействие и повышает эффективность других психотерапевтических приемов [8. 125-126].

Обоснование необходимости реализации данной программы. Высокая тревожность оказывает отрицательное, дезогранизующее влияние на результаты деятельности дошкольников, ведет к формированию низкой самооценки, обостренной чувствительности к неудачам, зависимости от чужой оценки. Тревожный человек часто находится в подавленном состоянии, у него затрудняются контакты с окружающими, что осложняет социальную адаптацию. Для снижения остроты подобных явлений необходимо психологическое сопровождение детей с тревожными проявлениями уже в дошкольном возрасте.

Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений. Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции и предложено использовать методы арт-терапии.  

Данная программа направлена на снижение уровня тревожности детей 4-7 лет с помощью специальных коррекционно-развивающих занятий. В ее основу положены методы используемые в арт-тепапии (мандала-терапия, камнетарапия, изотерапия). В ходе реализации программы дети обучаются методам снятия психо-эмоционального напряжения, развивают коммуникативные умения и рефлексивные навыки,  учаться положительному самоотношению и принятию других людей, формируют самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности. Камнетерапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит снятие внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Для педагога - психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе с детьми.

Этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с правым полушарием мозга.

Мандалы  повышают  концентрацию  у  детей.  Очень  нервные  дети успокаиваются, рисуя мандалы. Напротив,  дети,  которые  пассивны  и  апатичны,  во  время  творческой работы получают заряд энергии, который стимулирует их и делает веселыми [3. 198].            

В большинстве    случаев    рисование    может    иметь    профилактическое действие так   как   с   его   помощью   у   детей   появляется   осознанность относительно  самих  себя  и  они  с  легкостью  могут  преодолеть  возрастные этапы.

Рисование  мандалы  является  прекрасным  лечением  для  тех  детей,  которые подвержены  различным  страхам.  Во  время  рисования  страхи,  которые  спят глубоко  в  подсознании,  исчезают,  так  как  появляется  состояние  полного расслабления. При частой работе с мандалами привычные реакции на страхи (прочно   сидящие   внутри   из-за   негативных   переживаний)   постепенно исчезают и преобразуются.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания [5. 18-19].

Камнетерапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит снятие внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Сказкотерапия  способствует личностному развитию детей и их социальной адаптации. Посредством сказкотерапии можно работать с проблемами агрессии, неуверенности в себе, тревожности и страхов.

Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам и эмоциям, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и соприкасаться с некоторыми пугающими моментами, что особенно важно в работе с невротичными и тревожными детьми.

Поэтому рисование широко используется для снятия психологического напряжения и при коррекции неврозов и страхов.

Музыкотерапия способствует развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков, гармонизирует личность, используется для коррекции эмоциональных расстройств, а так же усиливает воздействие и повышает эффективность других психотерапевтических приемов.

В результате проведения занятий с использованием данных методов, планируется повысить самооценку тревожного ребенка и его статус в группе сверстников, гармонизировать отношения со значимыми взрослыми, что в итоге приведет к снижению уровня тревожности.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по снижению уровня тревожности у дошкольников путем снятия психоэмоционального напряжения с применением арт-терапевтических методов направлена на оказание помощи следующим участникам программы:

- Дети дошкольного возраста (5 - 7 лет): (с нормальным интеллектуальным развитием; с условно-нормативным типом развития (дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии, но уровень сформированности отдельных функций не соответствует среднестатистическим нормативам).

- Родители.

- Педагоги.

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому как “беспокойство”, “тревога”.

Цель программы: снижение уровня тревожности дошкольников путем снятия психоэмоционального напряжения с применением арт-терапевтических методов.

Задачи программы:

  • развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков;
  • психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
  • обучение ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
  • выработка у ребенка положительных черт характера, способствующих улучшению взаимопонимания в процессе общения;
  • корректировка нежелательных черт характера и поведения;
  • формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала;
  • воспитание терпеливости и аккуратности;
  • развитие творческого потенциала.

Методы, используемые в программе:

 - Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения. Позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

- Наглядные методы образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

 - Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, специально подготовленных бланков на печатной основе, зарисовок на доске.

Структура и содержание программы. Программа рассчитана на 14 занятий (4 месяца). Занятия проводятся с группой детей от 6-10 человек, один раз в неделю. Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, к организации занятий.

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, зале, учебном кабинете, кабинете психолога.

Структура занятий:

Организационный этап. Создать положительный настрой на работу (приветствие), вызвать интерес и внимание к занятию, (2 минуты); снять мышечные и психологические зажимы - разминка (10 минут);

Основной этап. Коррекционно‐развивающий этап - работа в соответствии с целями и задачами программы - (20 минут);

Заключительный этап. Подведение итогов - упражнения на эмоциональное и физическое расслабление; оценка самому себе и группе - (6 минут); прощание (2 минуты).

Программой предусмотрены две диагностики детей:

- Первичная диагностика. Цель: определение уровня тревожности.

 - Итоговая диагностика. Цель: определение уровня тревожности по окончании программы.

Работа по диагностике  проводилась с использованием методик:

• «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен);

• «Кактус»;

• «Страхи в домиках».

Тематический план занятий:

  1. Раскрашивание мандалы Введение в технику. Снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
  2. Рисование страха. Отреагирование внутренних страхов, снятие эмоционального и психомышечного напряжения.
  3. Разложи камушки. Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.
  4. Аппликация из бумаги. Мандала. Снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
  5. Сказочный мир. Уменьшение тревожности, отреагирование внутренних страхов.
  6. Рисование мандалы на камнях. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
  7. Рисование животных. Коррекция, развитие эмоциональной сферы. Нейтрализация страха животных.
  8. Балансирующие камни. Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожности, агрессивности и страхов.
  9. Создание мандал из пряжи. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния. Развитие мелкой моторики.
  10. Сочинение сказки. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности. Развитие воображения.
  11. Картина из камней. Психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности; повышение самооценки; развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.
  12. Аппликация. Мандала. (крупа, бисер и пр). Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.
  13. «Рассказ». Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, введение в речь элементов рассуждения, снятие тревожность и страхов.
  14. Групповое рисование мандалы. Повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков; развитие воображения; развитие мелкой моторики: развитие творческого потенциала. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.

Работа с педагогами и с родителями предполагает обучение взрослых методам снятия психоэмоционального напряжения для более эффективного взаимодействия:

  • Проведение занятий с элементами атр-терапевтического тренинга (в рамках программы по профилактике синдрома эмоционального выгорания) – Расскрашивание мандал, Груповое рисование мандалы, Рисование на камне, Это относится ко мне, Сад камней, Моя семья.;
  • Индивидуальное консультирование воспитателей и родителей..
  • Составление памяток  по темам «Тревожный ребенок», «Наказывая подумай зачем», «Неуверенные дети», «Секрет благополучия в семье».

Тематический план занятий для педагогов и родителей:

1) Раскрашивание мандалы. Теория. Введение в технику. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.

2) Рисование на камне. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.

3) Это относиться ко мне. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Релаксация, развитие творческого потенциала. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизации внутреннего состояния. Актуализация запроса для дальнейшей работы.

4) Насыпная мандала. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Релаксация. Сплочение коллектива. Развитие творческого потенциала. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизации внутреннего состояния.

6) Груповое рисование мандалы. Повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков; развитие воображения; развитие развитие творческого потенциала. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутрендетско-родительских отношений.

7) Моя семья. Диагностика семейных взаимоотношений, раскрытие ценностей.

8) Рисование на камне. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов. Активизации внутренних ресурсов. Гармонизация внутреннего состояния.

Сроки и этапы реализации программы.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по снижению  уровня тревожности у дошкольников путем снятия психоэмоционального напряжения с применением арт-терапевтических методов  рассчитана на 14 занятий, один раз в неделю.

Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, к организации занятий: продолжительность занятия 45 минут из которых практическая деятельность ребенка не превышает 30 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы

При условии реализации программы ожидаемые промежуточные результаты:

  • развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков;
  • психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
  • обучение ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
  • выработка у ребенка положительных черт характера, способствующих улучшению взаимопонимания в процессе общения;
  • корректировка нежелательных черт характера и поведения;
  • формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала;
  • воспитание терпеливости и аккуратности;
  • развитие творческого потенциала.

Итотовый результатом реализации программы  - снижение уровня тревожности дошкольников.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Качественные показатели оцениваются с помощью сравнения результатов

первичной и итоговой диагностики детей. Диагностика проводится до реализации программы и после (в сетку занятий не внесена).

Данные диагностики представляются в таблице:

«Тест тревожности» (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен)

«Кактус»

«Страхи в домиках».

Общее заключение

1.ФИО

Средние результаты

Сведения о практической апробации программы на базе

образовательного учреждения.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по снижению уровня тревожности у дошкольников путем снятия психоэмоционального напряжения с применением арт-терапевтических методов апробируется на базе МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 51» с февраля 2017 года по настоящее время.

Участие приняли дети подготовительной, старшей и частично средней группы (569 человек).

По данным диагностики можно увидеть следующие результаты в области эмоционально-волевой сферы::

Тревожность снизилась на 8 %, Неуверенность на 5%, Агрессивность на 6 %, Импульсивность на 4%.

Библиографический список:

  1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. Психологический журнал – 1997. – № 2.
  2. Колошина Т.Ю. Трусь А.А.  Арт-терапвтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практичское пособие для тренера. Спб.: Речь, 2010.
  3. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи  арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.
  4. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа [Текст]/ Е.Е. Левкиевская. М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.
  5. Осипчук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007.
  6. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007.
  7. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 
  8. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под ред. Е.В. Свистуновой. – М.: Форум, 2016.
  9. Юнг, К.Г. Человек и его символы [Текст]/ Пер.Сиренко И.Н.; Сиренко С.Н.; Сиренко Н.А. . – М.: Медков С.Б., Серябряные нити, 2012.
  10. Черняева, А.В. Социокультурные и психологические предпосылки камнетерапии как объекта психической реальности/А.В.Черняева// Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми»

Данная статья была представлена на педагогическом фестивале "Новые идеи-новой школе", который проходил в г. Краснодаре в феврале 2013 года. Направление , в котором был представлен материал:"Методическ...

Использование Су Джок терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

Данный материал позволит коррекционным педягогам разнообразить работу по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ....

«Использование технологии песочной терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми »

Статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно играм с песком. Описаны игры, направленные на развитие различных компонент...

Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...

Использование Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Использование Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ...

«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...

Мастер-класс для педагогов «Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми»

Мастер-класс для педагогов  «Использование су-джок терапии  в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми».В настоящее время,  одна из главных задач стоящая перед п...