Статья. "3п реабилитация» еще один из подходов к реабилитации детей после КИ"
статья по коррекционной педагогике
Еще один подход который хочется выделить «3П-реабилитация», который разрабатывался на базе ФГБУН «Российский –практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России» и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3p_reabilitatsiya.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья педагога-дефектолога Ларионовой Ксении Владимировны.
Тема: «3п реабилитация» еще один из подходов к реабилитации
детей после КИ»
«Переворот в развитии медицины и технологий потребовал переворота в развитии сурдопедагогики. И он произошел».
( О.И. Кукушкина.Е.Л. Гончарова)
Прошло уже много лет после первых операции по кохлеарной имплантации, накоплен большой опыт по реабилитации детей после кохлеарной имплантации. И стало ясно, что просто сделать операцию и ребенок будет слышать недостаточно, для того чтобы ребенок встал на путь развития слышащего ребенка требуется система работы.
В России активно используется «слухоречевая реабилитация» Инны Васильевны Королевой, подход нацелен на развитие и коррекцию недостатков слуха и речи. Подход включает в себя симбиоз западных технологий с отечественными методиками развития слухового восприятия и речи, разработанных для глухих детей.
Еще один подход который хочется выделить «3П-реабилитация», который разрабатывался на базе ФГБУН «Российский –практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России» и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО». Такая совместная работа позволила разработать принципиально новый подход к реабилитации детей с КИ, основанного на идее «запуска» естественного развития ребенка после имплантации.
- Цель реабилитации - Перевод ребенка с КИ на путь развития слышащего.
- Метод реабилитации - Перестройка взаимодействия ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе (не коррекция вторичных нарушений, а запуск естественного развития, характерного для слышащего ребенка раннего возраста).
- Содержание реабилитации - Проживание заново на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, что уже были прожиты ребенком и семьей в условиях глухоты.
«3П-реабилитация» ставит перед собой цель не приблизить ребенка с КИ на путь слышащего, а перевести ребенка на новую сенсорную основу. Исходя из этого,система работы сурдопедагога кардинальным образом меняется, меняются требования к компетенциям педагога.
Нужно запустить естественное развитие слухового восприятия как у слышащего ребенка и чтобы в естественной коммуникации происходило спонтанное освоение речи. Для этого надо вернуться к тому этапу развития,на котором у ребенка в норме происходит запуск развития слухового восприятия и речи. То есть к первому году жизни, вне зависимости, сколько ребенку лет к моменту реабилитации.Слышащий ребенок вначале учится локализовать звуки, а затем различать их по громкости, высоте, удаленности и т.д. Но всеэто он делает в условиях эмоционального взаимодействия со взрослым (мамой). Звуки для ребенка должны быть эмоционально значимые. Из этого следует, что точка запуска- это становление эмоционального диалога с близкими на слуховой основе, с 2х до 6 месяцев первого года жизни ребенка.
Реабилитация ребенка с КИ начинаем работу над становлением эмоционального диалога.
Для этого педагог использует:
-Эмоционально захватывающие игровые действия.
-максимально выразительная мимика и естественные жесты.
- речь максимально интонационная.
«3П-реабилитация»- исключает механическую тренировку слуха и речи.
Результат «3П-реабилитации»- ребенок ведет себя как слышащий и спонтанно осваивает речь в обычной коммуникации.
Весь процесс реабилитации включает в себя 4 сессии:
- Ориентировочная.
- Запуск эмоционального взаимодействия имплантированного ребенка с семьей на новой сенсорной основе.
- Запуск понимания речи на новой сенсорной основе.
- Запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации на новой сенсорной основе.
На первой сессии смотрим, как общаются ребенок с семьей, какие происходит эмоциональный контакт с ребенком на новой сенсорной основе.
В следующих трех сессиях происходит перестройка взаимодействия ребенка. В каждой сессии по 8 шагов.
1-5 шаг- педагог вовлекает родителей и передает им способы эмоционального взаимодействия.
6-7 шаг-педагог контролирует, помогает родителям и ребенку вести эмоциональный диалог.
8 шаг- педагог наблюдает со стороны на эмоциональный диалог, оценивает его качество.
От специалиста требуются новые компетенции:
-Сурдопедагог работает на занятиях и с родителями, и с ребенком.
-Требуется компетентность в перестройке эмоционального взаимодействия ребенка с родителями на новой сенсорной основе, вне зависимости от его паспортного возраста и срока имплантации, а также речевого развития до операции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Ребёнок один дома!!!»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 696 Доклад по самообразованию Тема: «Ребёнок один дома» ...
Кружок по духовно-патриотическому воспитанию как один из подходов к взаимодействию семьи и ДОУ
Статья для подборки материала в раздел - работа с родителями....
Статья на тему: «РЕБЕНОК ОДИН ДОМА»
Актуально понять и разобраться в дошкольном периоде, можно ли оставлять ребенка одного дома!...
Статья "Дошкольное образование, как один из основных принципов образовательной деятельности детей в ДОУ
Статья "Дошкольное образование, как один из основных принципов образовательной деятельности детей в ДОУ...
Статья для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тем: "Гимнастика после сна как один из компонентов здоровьесберегающей технологии"
Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки....