Выступление на ММО «Использование мнемотехники как один из подходов при заучивании стихотворений детьми»
методическая разработка по развитию речи

Колмыкова Светлана Сергеевна

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.

Задачи:

- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

 

Практическая значимость: данная презентация может быть интересна воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат презентации:

- получение педагогами представления о методике заучивания стихотворений с использованием мнемотехники;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей

 

Оборудование:

- мультимедийная установка (проектор, экран);

- мультимедийная презентация;

- мнемотаблицы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

Тема «Использование мнемотехники как один из подходов при заучивании стихотворений детьми»

Подготовил:

Воспитатель Колмыкова С.С.

Борисовка, 2023 г.

Тема «Использование мнемотехники как один из подходов при заучивании стихотворений детьми»

Воспитатель: Колмыкова С.С

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.

Задачи:

- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

Практическая значимость: данная презентация может быть интересна воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат презентации:

- получение педагогами представления о методике заучивания стихотворений с использованием мнемотехники;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей

Оборудование:

- мультимедийная установка (проектор, экран);

- мультимедийная презентация;

- мнемотаблицы

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать

Многие дети любят слушать стихи, но у некоторых при заучивании стихотворения возникают быстрое переутомление, отрицательные эмоции и ряд трудностей, таких как:

  • изменения в порядке слов, что искажает художественную форму стихотворения
  • потеря и искажение смысла произведения
  • длительность процесса запоминания
  • потеря интонации, выразительности прочтения из-за припоминания текста

Все это ведет к снижению интереса детей к заучиванию стихотворения, вызывает сопротивление к работе с данным материалом.

Методика заучивания стихотворения с помощью приема символизации дает возможность найти наиболее короткий и продуктивный путь к формированию процесса запоминания и точной передаче информации, требующей дословного повторения.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он усвоит их на лету» - К. Д. Ушинский.

Мы часто удивляемся способности некоторых людей умеющих запоминать огромные тексты и не до конца понимаем, что это возможно благодаря применению системы мнемотехники.

Используя в работе мнемотаблицы, в которых каждое ключевое слово или словосочетание преподносится как картинка, геометрическая фигура, какой-либо знак - все стихотворение в конечном счете зарисовывается схематически. Таким образом, прием мнемотехники ориентирован на наглядно-образное мышление детей. Сам процесс запоминания происходит в несколько этапов:

  1. Кодирование элементов информации в зрительные образы
  2. Запоминание последовательности зрительных образов
  3. Раскодирование зрительных образов в элементы информации
  4. Закрепление информации.

Проблемы детского возраста – ограниченность словарного запаса и сложности в правильном произношении слов и построении предложения должны быть учтены при первичном восприятии материала, последующих заучивании и закреплении.

Преподаватель-логопед также должен обратить внимание на произношение ребенком тех звуков, которые он уже умеет говорить, но не всегда употребляет. Особое внимание отводится на интонацию каждой строчки, силу голоса, на правильное ударение и паузы в тексте стихотворения.

Методика мнемотехники.

Этапы работы.

  1. Выразительное чтение стихотворения и сообщение о заучивании его детьми.
  2. Решение вопросов по содержанию текста, выяснение непонятных слов, разбор и разъяснение подтекста
  3. Совместный подбор или разбор мнемотаблиц и соотнесение их к словам или тексту стихотворения
  4. Чтение с опорой на мнемотаблицы (ребенок повторяет каждую строчку)
  5. Самостоятельное воспроизведение стихотворения с опорой на мнемотаблицы (воспроизведение по частям, постепенно, затем все вместе.)

1 этап

Для создания оптимальных условий при заучивании стихотворного текста большое значение имеет должным образом организованная беседа. Она строится на речевом материале с использованием авторской лексики. В беседе необходимо обыграть ситуацию, описанную в стихотворении или близкую к ней. Это дает возможность ребенку более полно осознать происходящие события и почувствовать себя как бы их участником.

2 этап

В работе с текстом, при необходимости, детям разъясняется значение того или иного слова или предложения непонятного ребенку.

3 этап

По ситуации, подбор мнемотаблиц, т.е. наглядных опор в виде плана стихотворения проводится или совместно с детьми, или предлагается им уже в виде готового материала. Каждому слову или словосочетанию соответствует своя картинка, геометрическая фигура или знак.

4 этап

Преподаватель читает стихотворение с опорой на мнемотаблицы, а ребенок повторяет за ним каждую строчку.

5 этап

Самостоятельное воспроизведение ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицы. Чтение проводится постепенно, сначала по частям, а затем все вместе. Этот этап полностью посвящен заучиванию стихотворения. На данном этапе осуществляется перенос заученного материала из кратковременной памяти в долговременную.

Основные требования к работе на всех этапах.

Чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его внимание, беседа на всех этапах должна проходить на высоком эмоциональном уровне и сопровождаться яркой наглядностью. Перед учителем-логопедом стоят особенно важные задачи - предотвратить интенсивное забывание и предупредить ошибки при воспроизведении текста. Также крайне необходимо следить за тем, чтобы все слова произносились внятно, четко и громко. Само стихотворение должно быть лексически завершенным. Наглядные опоры в виде плана стихотворения выкладываются перед ребенком не все сразу, а постепенно во время воспроизведения стихотворного текста.

И так внимание на экран:

1слайд. Тема моего выступления «Использование мнемотехники как один из подходов при заучивании стихотворений детьми»

2 слайд. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые используются в работе с детьми по заучиванию стихотворений

3слайд К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

4 слайд. В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления.

Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

Я хочу познакомить вас с технологией заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми.

5, 6, 7 слайды Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Детям старшего возраста предлагаются монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

При выборе текста нужно учитывать возрастные особенности:

· В младшем возрасте используются готовые цветные мнемодорожки. Объем произведения 1-2 строфы.

· В среднем возрасте:готовые мнемосхемы, переход к мнемотаблицам, увеличение мнемасхем от 7-9. Объем 2-3 строфы

· В старшем возрасте: схематическое изображение, не цветное. Цветом выделяются только сложные или важные моменты. Объём 3-4 строфы

8 слайд Этапы работы над стихотворением

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

9 слайд Практическая часть

Предлагаю и вам апробировать данный метод на себе. (смотрите на экран)

10, 11 слайды Вывод.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

12 слайд Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ

Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. Повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогич...

Презентация на тему: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом....

«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

      В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.Когда ребёнок  учит стихи – развивается его речь...

Мастер - класс для педагогов: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для педагогов:«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»...

Мастер – класс «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом....