Публикация на тему "Зрительное восприятие у детей с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Зрительное восприятие включает способность получить полноценное представление об окружающем мире. Воспринимая зрительную информацию, ребенок должен обработать эту информацию и осмыслить её. Зрительное восприятие – это способность осмысливать то, что видишь. Зрительное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем мире. 80% всей окружающей информации человек получает через зрение. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно замедленность, искаженность восприятия, узость объема восприятия, а так же специфические недостатки памяти. Все это затрудняет знакомство с окружающим миром. Нарушение и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию материала. Важно отметить, что сенсорное развитие ребенка, его познавательных процессов с интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.
Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Так установлено, что зрительное восприятие у детей с ОВЗ носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются от самого предмета.
1.Нарушена избирательность восприятия: дети с ОВЗ долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации.
2.Нарушена обобщенность восприятия, что проявляется в скудности представлений, недостаточно точных, искаженных.
3.Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных основных элементов.
4.Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире.
Все эти особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ уже в дошкольном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются. Основной формой обучения ребенка с ОВЗ являются дидактические игры и упражнения. Игровые упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия детей способствуют и развитию мелкой моторики. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук.
Вам представлены игровые упражнения на развитие зрительного восприятия ( в играх использованные знакомые ребенку предметы и образы):
- Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга.
- Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения знакомых реьбенку предметов, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Необходимо назвать все изображения.
- Незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать, либо дорисовать недостающие детали.
- Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.
- Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.
- Разрезанные изображения (кубики): предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
- Перекрытые изображения: карточки с изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игровые упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия играют большую роль в адаптации ребенка в окружающем мире и в дальнейшем успешной интеграции в школьном обучении.
Играйте дома с детьми с удовольствием
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия у детей 2-7 лет
Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления и...
Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...
Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.
Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...
Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"
Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...
Публикация статьи "Развитие восприятия у дошкольников со сложной структурой дефекта через продуктивные виды деятельности".
Данная статья опубликована в комплексном сопровождении психического развития детей с множественными нарушениями (на модели дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №76") В ней...
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Речь является одной из важнейших высшей психической функцией человека. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие воображе...
"Восприятие у детей: визуальное, слуховое, тактильное. Игры и упражнения на развитие восприятия дошкольников"
Одной из важных составляющих развития ребенка является его восприятие окружающего мира. Восприятие – это процесс получения и обработки информации от внешних стимулов. У каждого ребенка могут быт...