Развитие зрительного восприятия (начальный этап)
материал по коррекционной педагогике

Гётте Мария Николаевна

Важность визуальной поддержки детей с искажённым, нарушенным, задержанным развитием доказана многочисленными научными исследованиями. Такие дети понимают лучше то, что видят, чем то, что слышат. Визуальная поддержка – важный компонент структурирования пространства и времени, а визуальное расписание – одно из наиболее системных и эффективных средств визуальной поддержки.

Однако, в случае недостаточной сформированности зрительного восприятия, внедрение визуального расписания в жизнь детей, оказывается затруднено. Предлагаем наш вариант работы по преодолению данных трудностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_zritelnogo_vospriyatiya_nachalnyy_etap.pps1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие зрительного восприятия для эффективного использования визуального расписания. Начальный этап. Учитель-дефектолог: Гётте Мария Николаевна

Слайд 2

Актуальность Важность визуальной поддержки детей с искажённым, нарушенным, задержанным развитием доказана многочисленными научными исследованиями. Такие дети понимают лучше то, что видят, чем то, что слышат. Визуальная поддержка – важный компонент структурирования пространства и времени, а визуальное расписание – одно из наиболее системных и эффективных средств визуальной поддержки. Однако, в результате входящей психолого-педагогической диагностики (в начале учебного года во 2й мл.группе для детей с ЗПР, РАС) был выявлен низкий уровень развития зрительного восприятия у детей, что препятствует полноценному внедрению визуального расписания в их жизнь. Необходимостью преодоления данного противоречия, и обусловлена целенаправленная работа по выбранному направлению.

Слайд 3

Цель: создание условий для эффективного использования дошкольниками визуального расписания Ожидаемые результаты: Повышение самостоятельности детей Снижение проявлений нежелательного поведения Повышение разнообразия и эффективности досуга

Слайд 4

Задачи: Обучать сопоставлению одинакового (идентичного) на материале предметов, картинок, соотнесения предмета с его изображением. Обучать сопоставлению похожего на материале предметов, картинок, соотнесения предмета с его изображением. Формировать умение сопоставлять идентичное и похожее в ситуации обучения за столом, в пространстве помещения и за его пределами.

Слайд 5

Целенаправленная работа по развитию зрительного восприятия проводится всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения Индивидуально (индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога; индивидуальная работа воспитателя с детьми; тьюторское сопровождение). В подгрупповой работе (подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, занятия продуктивными видами деятельности). В групповой работе (физкультурные, музыкальные занятия, Утренний круг, составление расписания после дневного сна ) Во время организованной образовательной деятельности Во время режимных моментов

Слайд 6

Индивидуальная работа. Соотнесение парных предметов Соотнесение предмета с его изображением Выкладывание ряда по образцу Соотнесение похожего

Слайд 7

Индивидуальная работа. Усвоение сенсорных эталонов формы, цвета, величины – важная составляющая работы по зрительному восприятию

Слайд 8

Индивидуальная работа. Соотнесение материала с контейнером для его хранения Соотнесение выполняемого действия с его изображением Возможность работы с сенсорными эталонами на прогулке Соотнесение изображения с предметами ближайшего окружения

Слайд 9

Подгрупповая работа. Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога Выполнение аппликации

Слайд 10

Групповая работа. Утренний круг Музыкальное занятие Физкультурное занятие

Слайд 11

Самостоятельная деятельность детей в специально созданной предметно-развивающей среде

Слайд 12

Структурирование предметно-развивающей среды

Слайд 13

Целенаправленная работа по развитию зрительного восприятия проводится всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения в соответствии со следующими этапами Сопоставление одинакового (идентичного). Сопоставление похожего. Подбор изображений производится также в определённой последовательности: фотография предъявляемого предмета (с удалённым фоном) картинка, изображающая схожий предмет схематичное, контурное изображение предмета, пиктограмма

Слайд 14

Сопоставление одинакового (идентичного).

Слайд 15

Сопоставление одинакового (идентичного).

Слайд 16

Сопоставление одинакового (идентичного).

Слайд 17

Сопоставление похожего.

Слайд 18

Сопоставление похожего.

Слайд 19

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется через индивидуальные консультации, информирование о результатах диагностики, направлениях и приёмах работы по развитию зрительного восприятия в детском саду подбор домашних заданий в соответствии с возможностями ребёнка ознакомление родителей со свойствами зрительного восприятия, этапами его развития через печатные буклеты и групповые консультации.

Слайд 20

Варианты домашних заданий Примеры информационных буклетов Примерный материал, предоставляемый родителям воспитанников

Слайд 21

Промежуточные выводы о проводимой работе Несмотря на недостаточность зрительного восприятия у детей, мы начинаем ежедневное использование визуального расписания с первых дней пребывания ребёнка в детском саду (в ходе практики «Утренний круг»). На данном этапе, для большинства детей, это является ритуалом, одной из составляющих режима дня, способствующей предсказуемости происходящего. Однако, возможности визуального расписания и визуальной поддержки в целом, значительно шире, но овладеть ими ребёнок может только при достижении определённого уровня зрительного восприятия. Таким образом, целенаправленная работа в этом направлении будет продолжаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия

Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...

Приемы развития зрительного восприятия и профилактика зрительных нарушений

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их место...