Развитие зрительного восприятия (начальный этап)
материал по коррекционной педагогике
Важность визуальной поддержки детей с искажённым, нарушенным, задержанным развитием доказана многочисленными научными исследованиями. Такие дети понимают лучше то, что видят, чем то, что слышат. Визуальная поддержка – важный компонент структурирования пространства и времени, а визуальное расписание – одно из наиболее системных и эффективных средств визуальной поддержки.
Однако, в случае недостаточной сформированности зрительного восприятия, внедрение визуального расписания в жизнь детей, оказывается затруднено. Предлагаем наш вариант работы по преодолению данных трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelnogo_vospriyatiya_nachalnyy_etap.pps | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Важность визуальной поддержки детей с искажённым, нарушенным, задержанным развитием доказана многочисленными научными исследованиями. Такие дети понимают лучше то, что видят, чем то, что слышат. Визуальная поддержка – важный компонент структурирования пространства и времени, а визуальное расписание – одно из наиболее системных и эффективных средств визуальной поддержки. Однако, в результате входящей психолого-педагогической диагностики (в начале учебного года во 2й мл.группе для детей с ЗПР, РАС) был выявлен низкий уровень развития зрительного восприятия у детей, что препятствует полноценному внедрению визуального расписания в их жизнь. Необходимостью преодоления данного противоречия, и обусловлена целенаправленная работа по выбранному направлению.
Цель: создание условий для эффективного использования дошкольниками визуального расписания Ожидаемые результаты: Повышение самостоятельности детей Снижение проявлений нежелательного поведения Повышение разнообразия и эффективности досуга
Задачи: Обучать сопоставлению одинакового (идентичного) на материале предметов, картинок, соотнесения предмета с его изображением. Обучать сопоставлению похожего на материале предметов, картинок, соотнесения предмета с его изображением. Формировать умение сопоставлять идентичное и похожее в ситуации обучения за столом, в пространстве помещения и за его пределами.
Целенаправленная работа по развитию зрительного восприятия проводится всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения Индивидуально (индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога; индивидуальная работа воспитателя с детьми; тьюторское сопровождение). В подгрупповой работе (подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, занятия продуктивными видами деятельности). В групповой работе (физкультурные, музыкальные занятия, Утренний круг, составление расписания после дневного сна ) Во время организованной образовательной деятельности Во время режимных моментов
Индивидуальная работа. Соотнесение парных предметов Соотнесение предмета с его изображением Выкладывание ряда по образцу Соотнесение похожего
Индивидуальная работа. Усвоение сенсорных эталонов формы, цвета, величины – важная составляющая работы по зрительному восприятию
Индивидуальная работа. Соотнесение материала с контейнером для его хранения Соотнесение выполняемого действия с его изображением Возможность работы с сенсорными эталонами на прогулке Соотнесение изображения с предметами ближайшего окружения
Подгрупповая работа. Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога Выполнение аппликации
Групповая работа. Утренний круг Музыкальное занятие Физкультурное занятие
Самостоятельная деятельность детей в специально созданной предметно-развивающей среде
Структурирование предметно-развивающей среды
Целенаправленная работа по развитию зрительного восприятия проводится всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения в соответствии со следующими этапами Сопоставление одинакового (идентичного). Сопоставление похожего. Подбор изображений производится также в определённой последовательности: фотография предъявляемого предмета (с удалённым фоном) картинка, изображающая схожий предмет схематичное, контурное изображение предмета, пиктограмма
Сопоставление одинакового (идентичного).
Сопоставление одинакового (идентичного).
Сопоставление одинакового (идентичного).
Сопоставление похожего.
Сопоставление похожего.
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется через индивидуальные консультации, информирование о результатах диагностики, направлениях и приёмах работы по развитию зрительного восприятия в детском саду подбор домашних заданий в соответствии с возможностями ребёнка ознакомление родителей со свойствами зрительного восприятия, этапами его развития через печатные буклеты и групповые консультации.
Варианты домашних заданий Примеры информационных буклетов Примерный материал, предоставляемый родителям воспитанников
Промежуточные выводы о проводимой работе Несмотря на недостаточность зрительного восприятия у детей, мы начинаем ежедневное использование визуального расписания с первых дней пребывания ребёнка в детском саду (в ходе практики «Утренний круг»). На данном этапе, для большинства детей, это является ритуалом, одной из составляющих режима дня, способствующей предсказуемости происходящего. Однако, возможности визуального расписания и визуальной поддержки в целом, значительно шире, но овладеть ими ребёнок может только при достижении определённого уровня зрительного восприятия. Таким образом, целенаправленная работа в этом направлении будет продолжаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"
Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...
Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия
Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...
Конспект коррекционного мероприятия по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием (с использованием здоровьесберегающей технологии :элементов зрительной гимнастики по Э. С. Аветисову)
Конспект коррекционного занятия...
Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»
Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...
Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»
Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...
Приемы развития зрительного восприятия и профилактика зрительных нарушений
Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их место...