сенсерное развитея детей с зпр
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сенсорные игры как возможность
установления контакта с детьми
с задержкой психического развития и
аутистическими расстройствами
Разработала: студентка группы 2913з
Давыдова А.В.
Процесс изучения мира ребенком с ЗПР и аутистическими расстройствами проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности:
1) для ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан (подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц; рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки; ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь);
2) ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т.п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций;
3) интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.
Проведение специально организованных сенсорных игр решает следующие задачи:
переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
внесение в игру новых социальных смысловпосредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Виды сенсорных игр, используемые в работе с детьми:
- игры с красками.
«Цветная вода»
Описание: расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов- красный, жёлтый, синий, зелёный и разведите в одном из стаканов. Постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая воду кисточкой- ребёнок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится.
«Смешиваем краски»
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан, либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе.
- Игры с водой.
Переливание воды»
«Чтобы ребёнку было удобнее достать до крана,
пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые
бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных
размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль,
потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь-полная».
Можно переливать воду из одной посуды в другую.
«Открывай-закрывай»
Переверните наполненную водой бутылку.
Затем подставьте ладонь под вытекающую
из горлышка струю. Комментируйте своё
действие словами: «Закрыли водичку!
Как ты попросишь открыть воду?
Скажи: «Открывай! Вот, открыла- снова потекла
водичка, буль-буль-буль!» В следующий раз
действуйте ладонью ребёнка, побуждая его закрыть и открыть воду.
- Игры с крупой.
«Прячем ручки»
Оборудование: гречневая крупа, глубокая миска.
Описание: насыпать в миску крупу, опустить в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите её структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. А теперь потри ладошки друг о друга- немножко колется, да?». На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
«Пересыпание крупы»
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной ёмкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
«Покормим птичку»
Оборудование: гречневая крупа или рисовая, игрушечные фигурки или картинки птичек.
Описание: «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сенсерное развитие
сенсерное развитие...
Развитеие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Конспект НОД по физической культуре в средней группе "Путешествие в лес"....
Проект по сенсерному развитию "Разноцветное настроение"
Проект по сенсерному развитию в первой младшей группе на тему"Разноцветное настроение"...
Доклад на тему"Проэктная деятельность в группе раннего возраста по сенсерному развитию"Разноцветное настроение"
Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсерного развития детей раннего возраста....
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...
"Сенсерное развитие детей раннего возраста"
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков...
Сенсерное развитие детей с ОВЗ.
В развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья наиболее важным аспектом является, формирование сенсорных способностей, то есть способности осязать, слышать и зрительно воспринимать предмет....