"Сенсерное развитие детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 49.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Подготовила: воспитатель Богданова Галина Улифоровна.
Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».
Цель проекта - выявить эффективность использования дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
- развивать мелкую моторику рук;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта:
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
- Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
- Проведение дидактических игр, игр - занятий с использованием подготовленных игр, пособий и оборудования на развитие сенсорных навыков.
- Фотовыставка «Учимся играя».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (констатирующий); 2 этап – практический (формирующий);
3 этап – заключительный (контрольный).
Тип проекта: практико-ориентировочный;
Форма работы: индивидуальная, групповая, подгруппами;
Длительность: 9 месяцев;
Участники проекта: дети, воспитатели, родители;
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
I этап (сентябрь)
Подготовительный
- Знакомство с темой проекта;
- Изучение литературы;
- Выявление проблемы, цели, задачи;
- Составление перспективного плана работы;
- Создание условий для эффективного использования игр;
- Подбор дидактического материала и игр;
- Диагностика уровня сформированности представлений о цвете, форме, величине с детьми;
- Анкетирование родителей по выявлению интересов, знаний о сенсорном развитии.
II этап (октябрь-апрель)
Практический
- Проведение родительского собрания на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать»; консультации; беседы; совместные игры; оформление уголка для родителей;
- Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
- Проведение дидактических игр и игр-занятий;
- Исследовательская деятельность детей.
III этап (май)
Заключительный
- Диагностика детей;
- Анкетирование родителей;
- Проведение родительского собрания на тему проекта;
-Фотовыставка «Учимся играя»;
- Выступление с темой проекта на педсовете;
- Самооценка. Выводы.
Подведение итогов проекта.
Проект длился в течение 9 месяцев.
Время проведения: сентябрь 2020 года – май 2021 года.
Подготовительный этап:
- На подготовительном этапе была изучена литература:
- Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». Книга для воспитателя детского сада, под ред. Л.А. Венгера,- М.: Просвещение,1989г.
- Е.А. Никитина «Сенсорные уголки для диагностики» -«Обруч» №2-2006.
- Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада – М.:
Просвещение. 1983г.
- Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста». Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., Просвещение, АО
«Учебная литература»,1996г.
- « Актуальные проблемы педагогики и психологии»/ сборник статей, Орел 2014г.
-Были выявлены задачи, цели проекта (см. выше).
-Был составлен перспективный план, подобраны дидактические игры и материалы (см. приложение).
-Была проведена диагностика уровня сформированности представлений детей о цвете, форме, величине: сентябрь( 4-я неделя).
Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития ниже среднего: 62 % детей раннего возраста испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.
-Было проведено анкетирование родителей ( см. приложение).
Исходя из полученных данных об интересах и знаниях родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников, уровень осведомленности в
данной области довольно низкий. 80% родителей не имеют представление о том, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка, а также о его необходимости в дошкольном возрасте
Практический этап:
Главные принципы, на которые я опиралась в работе:
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
Принцип развивающей стимулирующей, познавательную деятельность направленности занятий.
Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Игровая деятельность проводилась один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 10-15 минут.
Начали мы со знакомства и осмотра игр. После знакомства детей с играми перешла к играм и упражнениям, которые строились по принципу « от простого к сложному».
Я знакомила детей с цветом предметов. Через игру «Спрячь мышку» мы формировали у малышей умение находить предметы одного цвета. Детям предлагалось из нескольких
фигур разного цвета, выбрать фигуру определенного цвета, которая будет совпадать с цветом окна. Так же мы находили этот цвет в окружающей обстановке. Познакомившись с тремя основными цветами (желтым, красным, синим), проводила игру «Чудесный мешочек», где предлагалось вытащить блок и назвать его цвет. С называнием цвета у детей возникали трудности. Легче дети справлялись с подбором предметов по цвету без называния.
После знакомства с цветом я перешла к рассмотрению геометрических форм. Начала с изучения круга, так как эта фигура легче воспринимается детьми. Мы ее изучали тактильно, прокатывали по столу, рисовали. Искали, где эта фигура спряталась в окружающей обстановке. Затем знакомились с квадратом, прямоугольником и треугольником. Слова
«прямоугольник» и «треугольник» детям сложно выговорить, поэтому мы заменяли эти слова на «кирпичик» и «крышу» соответственно. На закрепление геометрических форм я использовала игры «Чудесный мешочек», «Сухой бассейн», с помощью которых
формировала умение на ощупь находить фигуру, определять и называть ее цвет и форму.
Через игру «Кому какая форма», «Подбери фигуру», «Геометрическое лото» формировала у детей умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Это задание вызывало у детей некоторые трудности.
Еще я использовала игры на различение величины предметов.
Для закрепления цвета, формы и величины я использовала следующие игры.
- Дидактическая игра: «Башня», где закрепилось представление об относительности величины предметов и отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.
- Дидактическая игра «Что там? », устанавливали отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.
- Дидактическая игра «Сбор фруктов», где основная задача развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Для более успешного обучения детей использовалось художественное слово. Роль
художественного слова в жизни детей особенно раннего возраста очень сложно переоценить. Искусство слово отражает нашу действительность, через художественные образы. Это помогает ребёнку познать окружающий мир, формирует его отношение к нему.
Работа с родителями:
- Консультация « Игры с водой».
- Консультация « Развиваем тактильные ощущения».
- Консультация «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать».
- Памятка для родителей: « Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
- Индивидуальные беседы о роли развивающих игр для малышей.
Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей», «Дидактическая игрушка в жизни ребенка»).
-Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр:
Мозаика - вкладыши крупная; Мозаика мелкая;
Мозаика – пазлы мелкая;
Строительный материал (крупный, мелкий, средний); Пирамидки;
Шнуровка.
В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
«Ежик», «Тучка», «Солнышко», «Цветы», «Елочка»,- игры с прищепками;
«Сенсорный столик»;
«Подбери по цвету»;
«Найди домик для карандашика»;
«Разложи яички в свои домики».
Итогом всей большой работы с детьми и родителями была организация и оформление
фотовыставки для родителей: «Учимся играя», проведение практикума для родителей по теме сенсорного воспитания.
Заключительный этап:Сравнивая данные в начале и в конце проекта видно, что уровень сенсорного развития детей значительно повысился. Из этого можно сделать вывод, что использование дидактических игр эффективно влияет на сенсорное развитие детей раннего возраста.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры.
Перспективы развития проекта.
-Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
-Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....