Сенсерное развитие детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике
В развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья наиболее важным аспектом является, формирование сенсорных способностей, то есть способности осязать, слышать и зрительно воспринимать предмет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_u_detey_s_ovz.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Ляная Ольг Алексеевна
«Сенсорное развитие у детей с ОВЗ»
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. 2. с.3
Дети познают окружающий мир через взаимодействие с ним с помощью органов чувств.
Сенсорное развитие - это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, явлениях и объектах окружающего мира.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир .3. с.3
В развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья наиболее важным аспектом является, формирование сенсорных способностей, то есть способности осязать, слышать и зрительно воспринимать предмет.
Зачастую детям с тяжёлыми нарушениями в развитии, это представляет собой сложностью, поскольку нарушены функции важных анализаторов.
Проблема сенсорного развития детей с ОВЗ изучена в работах З. М. Богуславской, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой и др. Проблема сенсорного развития различных категорий детей с ОВЗ актуальна, так как формирование сенсорной сферы обеспечивает овладение ими различными видами деятельности. В конечном итоге, это обеспечивает максимально возможную компенсаци дефекта и социальную адаптацию лиц с ОВЗ. 1.с. 110.
В работе с детьми ОВЗ встречаются трудности: неустойчивое внимание, непринятие и непонимание простых словесных инструкций, сниженный уровень всех видов памяти, низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
Сенсорное развитие детей с ОВЗ происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности: у детей нарушено восприятие, целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.
Ребёнок с ОВЗ воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник. У ребёнка замедляется процесс переработки поступающей через органы чувств информации. Также у детей ОВЗ отмечается нарушение зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
Важно уделять большое внимание развитию сенсорной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей формирование сенсорного развития проходит неравномерными периодами, при этом значительно отставая по срокам формирования в целом. Как следствие, нарушается формирование понятий о сенсорных эталонах, к которым относятся величина, форма, цвет.
Необходимо формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве, формировать ориентировочную деятельность - действия рассматривания, выслушивания, ощупывания. Формировать психические процессы – память, внимание, мышление, речь, воображение.
Занятия по сенсорному развитию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно-двигательного восприятия; на развитие вкусового восприятия.
Необходимо отметить большую роль в развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья играм, направленным на чувственное познание предметов, так как ребенок практически все в этом мире познает через различные органы чувств.
Сенсорное развитие, является базой для развития всех психических функций, ребенка с ОВЗ.
Библиографический список
1. Вачеян Л. А. Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Ярославский педагогический вестник – 2016 – № 4 с. 110.
Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.
3.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М.: Издательство «Книголюб», 2007. - 120 с.
4.Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М: Просвещение, 1996 – 112с.
5.Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сенсерное развитие
сенсерное развитие...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Проект по сенсерному развитию "Разноцветное настроение"
Проект по сенсерному развитию в первой младшей группе на тему"Разноцветное настроение"...
Доклад на тему"Проэктная деятельность в группе раннего возраста по сенсерному развитию"Разноцветное настроение"
Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсерного развития детей раннего возраста....
"Сенсерное развитие детей раннего возраста"
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков...
сенсерное развитея детей с зпр
консультация...