ТРЕНИНГОВЫЕ ЭФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ АТМОСФЕРЫ ГРУППОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СПЛОЧЕННОСТИ
статья по коррекционной педагогике
Игры для развития основ социального взаимодействия между мальчиками и девочкам с ТМНР. Цель: сплотить детей, объединить, снять эмоциональное напряжение, вызвать положительный эмоциональный всплеск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atmosfera_gruppovoy_bezopasnosti.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГОВЫЕ ЭФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ АТМОСФЕРЫ ГРУППОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СПЛОЧЕННОСТИ
(из личного опыта Бубновой О.В.)
В моей группе проживают девочки с тяжелой умственной отсталостью. Для того чтобы сплотить детей, объединить, снять эмоциональное напряжение, вызвать положительный эмоциональный всплеск, постоянно использую в работе ряд игровых упражнений. Они перекликаются с упражнениями описанными в литературе, но видоизменены в связи особенностями детей.
Так, как наша группа поддерживает дружбу с мальчиками (проект «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»), с целью развития основ социального взаимодействия между мальчиками и девочками, часто провожу игру
- «Мальчики и девочки» «Мы такие разные, но мы и такие одинаковые».
Встаем в круг. Дети (у кого присутствует речь) совместно с педагогом проговаривают:
- Я мальчик, а ты девочка.
- У меня нос и у тебя нос.
-У меня щечки и у тебя щечки.
- У меня губки и у тебя губки.
- Я твой друг и ты мой друг.
- Я с тобой дружу (дети обнимаются).
Педагог. Ребята, вы рады этой встрече? «Да!»
По вашим светлым улыбкам вижу, что это так! Вы так тепло улыбаетесь…, как ласковое солнышко, которое тоже дружило с вами все лето! (Последнее предложение варьируется в зависимости от времени года, помещения, цели и задачи).
Игра помогает детям развивать ценностное осмысление себя и как представителя определенного пола, и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром. Сплотить детский коллектив. Создать радостную атмосферу.
Эту же игру провожу в группе только среди девочек. Дети выполняют в кругу упражнение в соответствии с текстом. В текст вносятся изменения: «- Я девочка и ты девочка…» и дополнения «- У меня есть плечики и у тебя есть плечики…»; «- У меня есть животик и у тебя есть животик и т.д.». Это помогает детям развивать и формировать знания о частях тела, а так же создать атмосферу радости, дружбы.
Мои наблюдения. Если мы эту игру проводим на прогулке, выезде и т.д., то радостная и доверительная атмосфера моментально передается другим детям, находящимся рядом. И вот уже наш круг увеличивается (в не зависимости от возраста детей и половых признаков). Игра сопровождается смехом, радостью, сплоченностью!
- Игровое упражнение «Да-нет!» (проводится перед началом игры).
Дети стоят в кругу.
Педагог. Ребята, вы рады нашей встрече? «Да!»
По вашим светлым улыбкам вижу, что это так! Вы так тепло улыбаетесь…, как ласковое солнышко, которое тоже дружило с вами все лето!
Да вот и оно само к нам в гости заглянуло. Посмотрите, как оно улыбается всем нам! (Игрушка, картина или обращаем внимание на солнечный свет…).
Давайте поприветствуем его улыбкой!
А теперь друг друга! Повернитесь к соседу справа и с лева и улыбнитесь от души друг другу!
А знаете, почему солнышко к вам в гости пришло? Потому, что вы чудесные ребята и вам всем хочется научиться дружить. А дружба, это когда умеешь без крика и ссор договариваться, делиться игрушками, быть внимательными (заботливым) к друг другу… Поднимите руки у кого есть друзья? А вы знаете, чему должны научиться настоящие друзья? «Да!»
Будем крепко мы дружить? «Да!»
Нашей дружбой дорожить? «Да!»
Мы научимся играть? «Да!»
Другу будем помогать? «Да!»
Друга нужно разозлить? «Нет!»
А улыбку подарить? «Да!»
Друга стоит обижать? «Нет!»
Ну а споры разрешать? «Да!»
Чай с друзьями будем пить? «Да!»
Будем крепко мы дружить? «Да!»
С друзьями хочется играть? «Да!»
Совместное действие объединяет детей, идет самоутверждение своего «Я».
- Игра «Эстафета дружбы».
Цветик-семицветик (один из знакомых сказочных персонажей).
Я передам вам свою дружбу (улыбку, хорошее настроение…), и она идет от меня к Анастасии (ребенок получивший смайлик передает его по кругу следующему называя имя самостоятельно или с помощью взрослого (друзей), к Веронике, к Юлии, Ксении и т. д. и, наконец, возвращается ко мне (передача смайлика).
Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей.
Пусть же она не покидает вас и греет (все обнимаются).
Игра помогает запомнить имена друзей, активизируется словарный запас, сплачивает детей в единый дружный коллектив. В игре может участвовать любой сказочный герой, любимая игрушка.
- Хороводная игра «Мы плетем, плетем венок…» на стихи Е. Благиной.
Педагог.
Давайте поиграем. Раз уж сегодня к нам в гости заглянуло солнышко, давайте вспомним совместные игры на летней площадке. А заодно и узнаем, как зовут ваших друзей.
Мы сплели, сплели венок, Из цветочков полевых. Ай – люли, ай – люли, Из цветочков полевых! А кому в венке ходить? А кому его носить? Будет Настя (Арсений) в нем ходить. Будет Настенька носить! | Дети ходят по кругу и поют. На ребенке, который находится в круге, одет на голове венок. Ребенок подходит к товарищу, снимает со своей головы венок и одевает его другу. Дети продолжают вести хоровод. |
Эта игра помогает запомнить (вспомнить) имена детей, учит объединяться, желание дружить, дарить друг другу «радость».
- Р.Н. игра «Платочек».
«Солнышко» - символ доброты, тепла, единения. Поэтому у нас постоянно практикуются игры с «солнышком» в группе, на прогулке. Цель этих игр – создание положительного настроя. Теплота определяет общую атмосферу жизни детей. Например, очень нравиться игра в прятки.
Педагог. Поиграем в прятки? Даже солнышку полюбилась эта игра и оно с удовольствием вас искало. Помните этот расписной платок? А как мы прятались под ним от солнышка? Поиграем с ним?
Дети расстилают платок и встают вокруг него. Пока звучит музыка, все выполняют танцевальные движения. По окончании музыкальной фразы, легким движением, берясь за края платка, поднимаем его над головой, образовывая купол. Дети прячутся под ним от «Солнышка».
Вариативность игры.
Педагог. Солнышко радуется за вас, что вы такие дружные. Предлагаю подарить ему на память свои фотографии с вашими улыбками. (Дети находят свое фото и приклеивают на лучики солнца.)
Педагог. Теперь оно поднимется высоко – высоко и расскажет всему МИРУ, как вы умеете дружить и дарить друг другу хорошее настроение. И дружбы в мире станет еще больше, ведь каждый из вас добавил частичку своей дружбы.
А еще солнышко хочет угостить вас вкусными подарками. Подходите, угощайтесь на здоровье! (Звучит аудиозапись В. Шаинского «Улыбка»).
Вариативность игры так же помогает закрепить в памяти уже известные имена членов группы, идентифицировать свою личность и личность товарищей. Совместное угощение не оставит равнодушным ни одного ребенка. Оригинальное угощение оставит радостное впечатление от совместной деятельности.
Я описала некоторые игры на групповое сплочение. Из практики и наблюдений я остановилась на игре в качестве группового ритуала «Мы такие разные, но мы и такие одинаковые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповые традиции в сплочении детского коллектива. Методы реализации. Статья.
статья. Традиции для сплочения детского коллектива в детском саду....
Групповое занятие на сплочение детского коллектива в средней группе
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива. Задачи: - позитивно настроить детей на совместную работу в группе; - способствовать развитию ...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО КАРСЕТА
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО КАРСЕТА И. П. – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Руки на пояс, приподнимая голову и плечи, ...
Использование коммуникативных игр и упражнений для создания комфортной обстановки в группе
Консультация для воспитателей...
Сценарий развлечения «Мой любимый детский сад». Цель: создание атмосферы радостного настроения при проведении праздника. Задачи: - способствовать формированию дружеских отношений между детьми; - упражнять детей в выполнении музыкально - ритмических
Сценарий развлечения«Мой любимый детский сад». Цель: создание атмосферы радостного настроения при проведении праздника.Задачи: - способствовать формирован...
Консультация для родителей «Создание атмосферы национального быта».
В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно-нравственном, культурном, патриотическом воспитании подрастающего п...
Групповое занятие на сплочение в старшей группе
В описании занятия даны упражнения для группового занятия. Упражнения направлены на то, чтобы сплотить ребят, поддержать тех, кто неуверен, а также провести социометрию....