Выступление «Развитие группового взаимодействия и сплоченности в коллективе»
материал по психологии

Выступление на семинар е– практикуме «Сплочение педагогического коллектива и развитие творческого потенциала», 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД   № 17

 

 

Развитие группового взаимодействия и сплоченности в коллективе.

Подготовила: воспитатель

Филиппова Ю.А.

Г.о. Красногорск, 2022 г.

Актуальность:

Проблема развития педагогического коллектива обусловлена рядом обстоятельств. Модернизация образования ставит перед дошкольной образовательной организацией задачи более высокого порядка: переход на новые информационные и педагогические технологии, активное и широкое применение современных мультимедиа средств техники в образовательном процессе, создание педагогических проектов, направленных на развитие организации, участие в профессиональных конкурсах и многое другое. Кроме того, социально обусловленный новый порядок функционирования системы образования, поэтому современные требования к дошкольной организации, к педагогам, к педагогическому коллективу определяют ситуации, в которой воспитатели должны уметь решать совместно новые профессиональные задачи и быстро реагировать на все новые веяния в образовательной среде.

При изучении проблемы развития коллектива авторы делают акцент на такую характеристику – «сплоченность», которая рассматривается А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером – как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов; В.В. Шпалинским, Л.А.Карпенко, М.Г. Ярошевским как результат ценностно-ориентационного единства членов групп; П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой – как одна из основных характеристик деятельности в образовании.

Анализ реальной практики показывает, что сегодня – в век огромного потока информации и быстрых перемен – «один в поле не воин», для того что бы достигнуть положительных результатов педагогической деятельности важны сплоченные действия отдельных педагогов, которые объединены общими целями и совместный труд. Руководители дошкольных организаций стремятся к тому, чтобы стабильно поддерживать сплоченность педагогических работников, которая обеспечивает стремление к собственному профессиональному росту и высокую мотивацию к  профессиональной деятельности.

На сегодняшний день можно утверждать, что в практике и теории управления образовательной организацией стоят проблемы не только по специальной подготовке педагогов к выполнению новых профессиональных задач, но и вопросы развития и формирования современного коллектива педагогов.

Формирование сплочённого коллектива является одной из основных организационных проблем по развитию любых социальных сообществ. Сплочённость является актуальной характеристикой дееспособности, социальной эффективности коллективов, интегрированности, общностей и локальных социальных групп.

Социальные ценности постижения механизмов сплочённости многомерны. Прежде всего, сплочённость – это специфически социальная форма интеграции педагогов, а таким образом его целостности и способности педагогического коллектива к результативным общим действиям. Дезинтеграция является антиподом сплочённости и включает в себя распад педагогического коллектива, падение его продуктивности, социальности, дееспособности.

С помощью сплочённости формируются благоприятные условия для коллективной деятельности, происходит мобилизация личностных резервов педагогов, а также рост потенциала их взаимосодействия в достижении личных и общих целей организации. Это обязательно позитивным образом воздействует на надёжность и результативность коллективной деятельности, на способность успешно преодолевать возникающие конфликты и трудности, а также находить решение новым проблемам. Сплочённость формирует предпосылки к формированию оптимистического эмоционального климата, способствует сохранению здоровья всех членов коллектива, даёт возможность для самореализации и всестороннего развития.

Совместно с указанными выше внутренними эффектами, сплочённый коллектив активизирует особое внешнее «силовое поле» коллективистского воспитательного воздействия на другие коллективы и служит для них своеобразным ориентирующим эталоном.

Следовательно, эффект сплочения носит многогранный характер, является существенным ресурсом роста социальной эффективности общества, личности, коллектива и их гуманизации. Сплочение педагогов в единый коллектив нельзя осуществлять лишь на одних идеях: оно может быть реализовано лишь в трудовой деятельности (общественной, профессионально-педагогической и т.д.), в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые традиции в сплочении детского коллектива. Методы реализации. Статья.

статья. Традиции для сплочения детского коллектива в детском саду....

Игры на взаимодействие и сплочение детского коллектива

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе  интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в с...

Групповое занятие на сплочение детского коллектива в средней группе

Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива. Задачи: - позитивно настроить детей на совместную работу в группе; - способствовать развитию ...

Тренинг повышения групповой сплоченности “Сердце коллектива”

Цель проведения:Улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса; повысить групповую сплоченность; совершенствовать способность педагогов к проявлению творчества, креативных...

Игры на взаимодействие и сплочение детского коллектива.

Так как основным видом деятельности у дошкольников является игра, мы предлагаем игры на взаимодействие и сплочение детского коллектива....

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»

План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...