Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ.
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.
Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.
У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.
Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.
Что такое графомоторика?
Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
-зрительное восприятие заданного материала;
-сосредоточенность и внимание;
-правильное удерживание карандаша или ручки;
-соответствующий нажим ручки при письме;
-ритмичность движений;
-точность в обведении линий;
-двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
-Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
-Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
-Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
-Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.
Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.
Основные стадии развития графомоторных навыков
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Вот что должны уметь дети 1-2 лет:
-умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
-переворачивать странице в книге (по одной);
-держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
-строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет:
-ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
-лепить из пластилина;
-складывать из бумаги простейшие фигурки;
-нанизывать большие бусы;
-правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
-умение вязать узелки;
-самостоятельно заправлять постель;
-рисовать фломастерами, мелками;
-обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
-происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
-застегивать молнии на куртке;
-самостоятельно завязать шнурки;
-уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
-разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.
Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:
-Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
- формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);
- формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
- развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
- обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
- обучение шнуровке.
-Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).
-Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.
-Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т.д.).
-Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.
-Совершенствование графических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"...
Консультация для педагогов "Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников с помощью штампов»
Разовые штампы и штампы длительного использования: способы изготовления, методика работы как одной из форм деятельности педагога по подготовке руки дошкольника к письму.....
Консультация для родителей на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Консультация для родителей на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться зад...
Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников
Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников....
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...
Консультация для родителей « Графомоторные навыки у дошкольников»
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы является формирование у детей готовности к обучению в школе....