Авторская программа «Чудеса в ладошке » для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гулевская Елена Алексеевна

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_v_ladoshke.docx48.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №300 Дзержинского района Волгограда»

Авторская программа

«Чудеса в ладошке »

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Срок реализации программы: учебный год

Автор: Гулевская Елена Алексеевна

Должность: воспитатель

                                                                                 Волгоград, 2021 год        

                     

                     

 

Содержание

Стр

I.Пояснительная записка

1.1.Актуальность разработки программы 

3

1.2.Причины разработки программы 

3-4

1.3.Новизна предлагаемой программы

4

1.4.Отличительная особенность программы

4-5

1.5.Практическая значимость, направление  программы

5

1.6.Цель, задачи программы

5-6

1.7.Принципы построения программы,

6

1.8.Методы, технологии программы

6

1.9. Этапы реализации программы. Сроки реализации авторской программы.

7

II.Учебно-тематическое планирование  игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми старшей группы

8

III.Содержание изучаемого материала.

9-15

3.1. Предполагаемые результаты работы по программе данного курса

15

IV.Учебно-методическое обеспечение программы

16-17

V  Результаты апробации программы 

18

VI.Список  литературы

19

VII.Перечень контрольных заданий по развитию мелкой моторики.

20

Приложения

21-79

  1. Информационная карта программы.

Полное название программы:   Авторская программа «Чудеса в ладошке » (использование нестандартного материала  для развития мелкой моторики рук у детей с ТНР)»

Автор программы: Гулевская Елена Алексеевна высшая категории

Территория: Муниципальное образование город Волгоград

Название проводящей организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 300 Дзержинского района Волгограда»

Адрес организации: 400081, Российская Федерация, Волгоградская область. г Волгоград ул Тургенева 7а

Цель программы: Повышение уровня коммуникативной компетентности ребенка.

Форма: Фронтальная, подгрупповая.

Направленность программы: Практико-информационная

Срок реализации программы: 1 год.

Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 300 Дзержинского района Волгограда»

Официальный язык программы: русский.

Представление, что при любом

 двигательном тренинге…..

упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н.А. Бернштейн

Авторская  программа «Чудеса в ладошке» соответствует требованиям:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021)
  • Приказа Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
  • Федерального закона от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановления   Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
  • Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...»
  1. Пояснительная записка

1.1.Актуальность разработки программы 

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Введение

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.

Готовность к школе также предполагает овладение устной речью и всеми ее формами. Таким образом, речь является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми [1, с. 97–98].

Совершенствование мелкой моторики непосредственно влияет на совершенствование речи детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью [2, с. 4–5].

Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, а особенно для детей с общим недоразвитием речи, остается актуальной и сегодня.

1.2.Причины разработки программы 

 Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, можно сказать, что речь человека его визитная карточка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо

  Поэтому работа по развитию мелкой моторики,  должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы по развитию мелкой и общей моторики ребёнка, для детей с общим недоразвитием речи.

        Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

 Программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка. Принципа единства и гармоничного  развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

 1.3. Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

  • ​в программе раскрыта организация и содержание учебно-воспитательного процесса с детьми от 6 до 8 лет, диагноз: общее недоразвитие речи;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей с ТНР;
  • ​  образовательная деятельность предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта;
  • ​ определены психолого-педагогические условия развития общей и мелкой моторики. (включение детей в занятия, состоящие из развивающих упражнений; использование музыкального сопровождения на протяжении всего развивающего занятия);
  • сконструирован диагностический комплекс, позволяющий определить состояние общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
  • в практический раздел включены развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.
  • данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения
  • все упражнения разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования, носят игровой характер, сочетают игровую деятельность - основную форму деятельности дошкольников – со знакомством с детской литературой.

1.4.Отличительная особенность предлагаемой программы состоит в следующем:

  • программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с общим недоразвитие речи, методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания;

  • программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к обучению письму. (Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики);

  • отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, платочками, резинками, счетными палочками, решетками, мячиками  и другими материалами. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям [2, с. 6].

1.5.Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

  • раскрывается один из показателей подготовки ребёнка  с ТНР к школьному обучению;
  • представлен систематизированный материал по развитию тонко координированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей;
  • предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

Направленность программы – развивающая.

 Программа направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мыслительных операций, произвольного внимания, памяти, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

   В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.  

1.6.Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования

Задачи программы: 

Коррекционно-образовательные:

  • формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  • закрепление проговаривания стихов одновременно с движением  пальцев рук.
  • формирование навыков, способствующих развитию графического  письма,  для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.  
  • обучение детей приемам самомассажа в игровой форме

Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования;
  • развитие зрительного, слухового восприятия;
  • развитие тактильной чувствительности рук;
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие речемыслительной деятельности;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные задачи, решаемые в образовательной деятельности:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • формирование коммуникативных навыков.

1.7.Принципы построения программы:

  • Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну)

  •  Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

        

  •  Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнок, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

1.8.Методы:

  • определение уровня развития координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного  возраста;
  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный (создание проблемных ситуаций).
  • беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
  • показ видео и мультимедийных материалов;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

Технологии:

  • здоровьесберегающие и здоровьеформирующие;
  • технология развивающего обучения;
  • информационно-коммуникативные;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • образовательные;

1.9. Этапы  и сроки реализации программы:

1 этап: диагностический - посвящен решению следующих задач:

  • Определение уровня развития мелкой моторики  рук детей старшего дошкольного возраста. (Приложение №1)
  • Знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, решетками, ковриками, палочками, мячиками и т.д
  • Создание  доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

2 этап: Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.

Коррекционный этап предусматривает работу  по учебно-тематическому планированию   для  детей  старшей группы  с диагнозом ТНР  и предполагает построение работы по пяти блокам:

  • речь с движением; (пальчиковая гимнастика)
  • самомассаж с использованием нестандартного оборудования
  • веселые игры; (игры с счетными палочками; с крупой, бусами, орехами, карандашом; с пуговицами, с песком,с прищепками, платочками, решетками, «Оригами»
  • скоро в школу; (знакомство с тетрадью, графические диктанты, штриховка)
  • работа с родителями:  (Приложение №2)

3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.( контрольные задания по развитию мелкой моторики рук для детей с ТНР)     (Приложение №3)

Сроки реализации авторской программы.

Программа «Чудеса в ладошке» рассчитана на 1 учебный  год  (старший дошкольный возраст.6-8 лет)

Работа по данной программе предусмотрена в кружковой деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместных игровых тренингах с родителями и детьми по тематическим неделям,  в соответствии с планом учителя-логопеда.

Кружок «Чудеса в ладошке» посещают дети по запросам родителей.  Количество детей в группе: 6-8  человек. Занятия проводятся  четыре раза в месяц, первый год обучения  по 30 минут, с октября  по  май. Каждое занятие состоит из 3-х частей.

Год обучения

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

2 год

3

25

2

II. Учебно-тематическое планирование  игр и упражнений для развития мелкой моторики рук для  детей  старшей группы  с диагнозом ТНР II год обучения.

Месяц

Содержание

Кол-во минут

(часов)

Кол-во занятий

сентябрь

Мониторинг

30

1

Мониторинг

30

1

«Мой любимый детский сад»

30

1

«Огород овощи»

30

1

октябрь

«Фрукты»

30

1

«Ягоды»

30

1

«Грибы»

30

1

«Одежда»

30

1

ноябрь

«Осенняя страничка»

30

1

«Обувь»

30

1

«Я – человек»

30

1

«Игрушки»

30

1

декабрь

«Пришла волшебница зима»

30

1

«Зимующие птицы»

30

1

«Орудия труда»

30

1

«Новый год у ворот»

30

1

январь

«Домашние животные»

30

1

«Домашние птицы»

30

1

«Зимние развлечения»

30

1

февраль

«Дикие животные наших лесов»

30

1

«Животные жарких стран»

30

1

«День Воинской Славы»

30

1

«Масленица»

30

1

Март

«Весна идет, весне дорогу»

30

1

«Мамин праздник»

30

1

«Моя семья, мое богатство»

30

1

«Посмотри, как хорош, дом в котором ты живешь»

30

1

Апрель

«Путешествие в мир насекомых»

30

1

«Такая разная посуда»

30

1

«Этот загадочный космос»

30

1

«Перелетные птицы»

30

1

Май

«Профессии»

30

1

«Транспорт»

30

1

«Это чудесный подводный мир»

30

1

«Мониторинг»

30

1

Всего

15 ч

35

   

    III.Содержание изучаемого материала.

Задачи

  • Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить, умение согласовывать движение и речь
  • Совершенствовать зрительно-моторную координацию ориентировки  на листе бумаги,  развитие графических навыков.
  • Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии.
  • Развивать координацию движения рук, мелкую моторику
  • Развивать умение соотносить соответствующие цифры, знаки  с определенным цветом.
  • закрепить знания геометрических фигур.
  • Обучать детей навыкам самомассажа
  • Закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело.
  • Совершенствовать зрительное восприятие детей; формировать плавность, ритмичность и точность движений
  • Продолжать знакомить детей с элементами штриховки
  • Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия.

Дата, тема

                                                        Содержание

Октябрь

2 нед ненеделя

Мониторинг.  Выявить уровень развития мелкой моторики рук

Приложение №1

Сентябрь 3неделя

Овощи

1. Пальчиковая гимнастика: «Огород» Пр №4

2.  Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона «Сушка овощей»;

3. Д/и «Узнай, что это?» - определение овощей на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги;

4. Рисование овощей пальцем на песке – «Волшебные рисунки»»

Октябрь 4 неделя

Фрукты Ягоды

1. Пальчиковая гимнастика с крупными бигуди: «Машины»    Пр №4

2.«Чудесный мешочек», найти фрукты

3. Рисуем пальчиками на световом столе  (что нашел, то и нарисовал).

4. Самомассаж пальцев и кистей рук грецкими орехами и прищепками «Белкин обед» Пр №6

Ноябрь  1 неделя

Осенняя страничка

1.П/Г «Осенние листья»с использованием звуковой дорожки «Шум дождя» Пр.№4

2. «Сушка грибов»; - Нанизывание на проволоку трафаретов из толстого картона

3. «Сложи лист» - Складывание листа (дубового, кленового) из 6 частей

4. Самомассаж «Летели утки».Пр№6

5. Штриховка «Осеннее дерево». Пр №7

Ноябрь 2 неделя

Сезонная одежда

1 Пальчиковая гимнастика:

 «У девочек и мальчиков» Пр №4

2. Д/и «Маленький модельер»;- Конструирование предметов одежды из геометрических фигур –

- Заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики «Красивая одежда»;

3.Самомассаж мячиками «Ежик и шляпа» Пр №6

4.«Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют прищепками)

- Д/и «Красивая одежда» - заполнение трафарета юбки или блузки мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики;

- Д/и «Ловкие ручки» - шнурование сапожка и завязывание бантика. «Ловкие ручки».

Ноябрь 3неделя

Домашние животные

1. Пальчиковая гимнастика: «Пять телят».Пр №4

Звуковая дорожка «Голоса животных»

2 «Ножницы пропали» Обрывание по контуру – Щенок.

3. «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие орехи, кедровые орехи, фундук, затем определить орешек на ощупь

4. Штриховка «Котенок» Пр №7

- «У кого шуба теплее?» - заполнение объема трафарета козленка, ягненка клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты;

Ноябрь4 неделя

Дикие животные

1. Пальчиковая гимнастика: «Полянка» Пр №4

2.Сказка о ежике

3. «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек

4.«Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха

5. «Лебедь» (графический диктант) Пр №13

- «В дупле у белочки» - на ощупь посчитать, сколько и каких предметов находится в «чудесном мешочке» и нарисовать их в альбоме.

Декабрь 1 неделя

Пришла  волшебница. зима.

Зимующие птицы

  1. Пальчиковая гимнастика: «Покормите птиц зимой» Пр №4

2. «Кто спрятался в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.

3.«Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками

4. «Заготовка корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох

Декабрь 2 неделя

Зимние забавы. Семья.

1. Пальчиковая гимнастика с использованием платочка: «Снежок» Пр №5

2. Игра: «Разложи льдинки пинцетом  по формочкам»

3. «Снежные сугробы» (Работа с ватой)

4. «Снежинки». Вырезывание из бумажных салфеток. 1 Пальчиковая гимнастика: «Веселый человечек». Пр №4

 

2.«Кто это?» - обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.

3.Самомассаж «Наши ушки» Пр №6

 

4«Поможем бабушке» - сортировка гороха и перловки.

1. Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мячика

 «Зимние забавы».Пр №5
- «Сказочный иней» - выкладывание кусочков ваты на бархатной бумаге по контуру ветки дерева;

2. Работа с рисом (зимний пейзаж)

3. Самомассаж «Снежинки»  Пр №6

4.Скопируй  узор. (знакомство с тетрадью) Пр №8

1. Пальчиковая гимнастика:  «Кто приехал?» Пр №4

2. «Бабушкины помощники»;Наматывание клубков из толстых ниток – Выкладывание «семьи» из готовых геометрических фигур – «Моя семья»;

3.«Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

4. Самомассаж «Вот какая борода» ПР №6

- «Угадай, сколько нас в семье?» - ощупывание вслепую трех (четырех, пяти) трафаретов людей, выполненных из наждачной бумаги;

Декабрь 3 неделя

Посуда

1. Пальчиковая гимнастика: «Чайник» Пр №4

2.Разглаживание и наклеивание смятого силуэта посуды

3. Самомассаж пальцев рук «Ладошки» Пр №6

4. Игра с крупой «Золушка» (сортировка гороха и чечевицы)

1.Пальчиковая гимнастика с использованием коврика «Столик»  Пр №5

2.«Удобный инструмент» (обматывание палочки  «ручки инструмента» ниткой).

3.  «Определи на ощупь» - трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила)

- «Склеим разбитую посуду» - складывание картинок посуды из 6 – 8 частей;

1. Пальчиковая гимнастика: «Чайник» Пр №4

2.Разглаживание и наклеивание смятого силуэта посуды

3. Самомассаж пальцев рук «Ладошки» Пр №6

4. Игра с крупой «Золушка» (сортировка гороха и чечевицы)

Декабрь 4 неделя

Новый год у ворот

1. Пальчиковая гимнастика с использованием зубной щетки: «Наряжаем елку» Пр №5

 

2.»Елочка» Выкладывание жгутиками из пластилина

3.«Игрушки для ёлочки» Обрывание по контуру

4.«Новый год» Самомассаж ладоней еловыми шишками Пр №6

Январь 2 неделя

Мебель

- Д/и «Обставим дом» - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображениями различных предметов мебели;

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Молоточком я стучу, Постукивать кулачками

Дом построить я хочу. друг о друга.

Строю я высокий дом, Соединить кончики

пальцев обеих рук.

Буду жить я в доме том. Поднять выпрямленные

ладони вверх, похлопать

- Выкладывание из палочек стола и стула, домика с окошком;

- Выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру;

- Конструирование дома, предметов мебели из геометрических фигур;

- Д/и «Обставим дом» - вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображениями различных предметов мебели;

- «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги с изображениями домов, мебели;

- Обводка и штриховка трафаретов мебели, дома.

Январь 3 неделя

Транспорт

1. Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мячика «Гонки». Пр №5

2. Фигурки из пластилина (поезд, самолёт).

3. «Автомобили на дороге»- рисование  манкой  

4. Раскрась по знакам «Пароход»  Пр №9

Январь 4 неделя

Профессии

1. Пальчиковая гимнастика: «Наперсток»  Пр №4

2. .«Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску)

3.Самомассаж «Плотник»  Пр №6

4.«Врач окулист» - выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения

- «Из какой мы сказки» - соединение по точкам контуров сказочных героев; (Библиотекарь)

- «Кому посылка?» - прохождение пальчиком извилистой дорожки (зайцу – морковка, белке – орехи и т.п.);

«Кому – что» - прохождение пальчиком извилистой дорожки (врачу – градусник, портнихе – ножницы и т.п.;

Февраль 1 неделя

Инструменты. Орудия труда  

1.Пальчиковая гимнастика с использованием коврика «Столик»  Пр №5

2.«Удобный инструмент» (обматывание палочки  «ручки инструмента» ниткой).

3.  «Определи на ощупь» - трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила)

4. - «Починим инструменты» - складывание разрезных картинок из 6 – 8 частей;

5. Обводка и штриховка трафаретов с изображениями орудий труда и инструментов;

Февраль2 неделя

Животные  жарких и холодных стран

1. Пальчиковая гимнастика : «В жарких странах». Пр №4

2. Работа с горохом ( слон по контуру)

3. Оригами жираф  Пр №14

4. Штриховка «Бегемот»  Пр №7

- «Зоопарк» - наклеивание на трафарет лошади черных и белых полосок, нарезанных ножницами, - зебра; на желтый трафарет леопарда – клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания, - «пятна».

Февраль 3 неделя

Животный мир морей и океанов

1. Пальчиковая гимнастика: «Щука». Пр №4

2. Фигурки из спичек (рыбка, ракушка).

3. Работа с  прищепками (превращение в рыбку)

4. Дорисуй вторую половину и раскрась, не выходя за контур. «Осьминог, черепаха) Пр №11

- Заполнение трафарета рыбы кусочками цветной бумаги;

- Выкладывание к трафарету рыбы хвоста из шерстяных ниток.

Февраль 4 неделя

Масленица

День Воинской Славы

1. Пальчиковая гимнастика

«Пальчики - солдатики»

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

А мизинчик очень мал,

Он чуть-чуть не опоздал.

Встали пальчики – «Ура!»

На парад идти пора.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных –«будить». Со словом «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы.

2. Конкурс «Кто больше узелков завяжет на верёвке»

3.Самомассаж «Часовой» Пр №6

4. Копирование  по образцу. «Танк, самолет» Пр №10

- «Разрезные картинки» - складывание картинок военной техники из 6 – 8 частей;

- «Кому – что» - прохождение пальчиком извилистой дорожки (танкисту – танк, летчику - самолет, парашют, и т.п.»;

- Складывание из бумаги кораблика, самолетика в технике оригами.

Март 1 неделя

Весна идет, весне дорогу Мамин праздник.

1. Пальчиковая гимнастика с использованием решетки  «Весна».  Пр №5

2. «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучики вокруг желтого кружка

3.«Кто скоро проснется после зимней спячки?» -разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями

4.  «Мост через ручеёк и речку» - обрывание узких и широких полосок бумаги от большого листа.

 1. Пальчиковая гимнастика: «Стираем вместе с мамой»  Пр №4

2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)

3. Работа с природным материалом (бусы для мамы)

  1. 4 Цветы для мамы.(штриховка) Пр №7

Март 2 неделя

Земля- наш дом

- «Моя грядка» - сделать в песке пальцем лунки, «посадить» горох, «полить» (накапать из пипетки);

- «Домик для скворца» - выкладывание из спичек по принципу «колодца»;

Март 3 неделя

Наша Родина - Россия

Март 4 неделя

Посмотри, как хорош, город, в котором ты живешь

1. Пальчиковая гимнастика с использованием зуб щетки «Кто живет в моей квартире?». Пр №5

2. «Попади в цель».

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

(скомкать лист бумаги, забросить в кольцо)  Пр №4

3«Кто в домике живет?»;- Выкладывание из палочек силуэтов дома, человека с соблюдением пропорций –

4. «Дом» (графический диктант) Пр №13

Пальчиковая гимнастика «Мой город»

Мы по городу шагаем, «Шагать» пальцами по

Много видим, называем: столу.

Светофоры и машины, Поочередно загибать

Ярмарки и магазины, пальцы сначала на од-

Скверы, улицы, мосты, ной руке, затем на дру-

И деревья, и кусты. гой.

- «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5);

- «Сосчитай этажи» - определение количества этажей в доме-трафарете по окошкам;

- Обводка трафарета дома и штриховка «под кирпич»;

- «Архитекторы» - выкладывание дома из готовых геометрических фигур;

- «Куда ведет улица» - прохождение пальчиком извилистой дорожки;

- «Волшебные окна» - вставить в «окна» «стекла» нужной формы и размера.

Апрель I неделя

Весна. Перелетные птицы.

1. Пальчиковая гимнастика: «Птицы прилетели». Пр №4

2- «Поможем птицам» - вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри кусочками ваты.

3. Игра с манкой  (заполни силуэт птицы)

4.«Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой

Складывание картинки птицы из 6-8 частей – «Узнай птицу».

Апрель 2 неделя

Космические дали

1. Самомассаж «Юрий Гагарин» Пр №6

2. «Ножницы пропали» (обрывание по контуру звёздочка, ракета, раскрашивание и наклеивание)Коллективная работа.

3. Рисуем на  песке «Жизнь в космосе» (световой стол)

4.«Дождь в космосе» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи

5.Складывание ракеты из бумаги в технике оригами.

- «Куда прилетим?» - прохождение пальчиком извилистой дорожки (от ракет к планетам);

Апрель 3 неделя

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

ВИДЫ РОСПИСИ. ВИДЫ ИГРУШЕК

Пальчиковая гимнастика «Неваляшка»

Кукла неваляшка Ритмично сжимать и

Встала, не лежит. разжимать пальцы рук.

Сильно раскачалась, Поднимать и опускать

Весело звенит. прямые скрещенные пальцы.

Дили-дили-дили-дон – Хлопки в ладоши.

Раздается всюду звон.

- Разглаживание смятых трафаретов из папиросной бумаги – «Что спрятано в комочке?», обводка, раскрашивание трафарета дымковской игрушки;

- Складывание картинок с изображением предметов народного творчества из 8 – 10 частей - «Разрезные картинки»;

- Вырезание и наклеивание в альбом картинок с изображениями предметов народного творчества;

- «Волшебный карандаш» - раскрашивание трафаретов дымковской игрушки;

- «Маленькие мастера» - заполнение трафарета пластилином, нанесение узоров стекой;

- «Кукла-самоделка» - изготовление куклы из мотка мулине (шерстяных) и ниток.

Апрель 4 неделя

Обитатели птичника

1«Кто спрятался в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.

 

2 Самомассаж  «Петух» Пр №6

3.«Мама кормит птенчика» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой

 

4.«Волшебный мешочек»- найди и опиши.

Май 1 неделя

День Победы

Пальчиковая гимнастика «Флажок»

Сложи-ка, дружок,

Из пальцев флажок!

Флажок мы возьмем,

На праздник пойдем.

Четыре прямых пальца, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Большой палец, оттянутый до отказа, опущен вниз.

- Складывание кораблика, самолета из бумаги в технике оригами;

- «Разрезные картинки» - складывание картинки военной техники из 6 – 8 частей;

- Выкладывание из палочек, пластилиновых жгутиков по контуру звезды;

- Обводка и штриховка трафаретов военной техники;

- «Праздничный салют» - обрывание по контуру полосок и звездочек из цветной бумаги и наклеивание их на альбомный лист – салют;

- Рисование пальчиками и ладошками праздничного салюта.

Май 2 неделя

Весенние и полевые цветы

3.Самомассаж прищепками «Фиалка» Пр №6

4. Дорисуй и раскрась цветок. Пр №12

- Обводка трафаретов осенних цветов, штриховка и раскрашивание по устной инструкции «Осенние цветы»;

- Складывание цветка из 8 – 10 частей «Сложи цветок»;

Май 3 неделя

Насекомые

1. Пальчиковая гимнастика с использованием ватной палочки: «Насекомые».

Пр №5

2.Разглаживание и наклеивание и раскрашивание смятого силуэта насекомого

3. Самомассах «Цветочек и бабочка» Пр №6

4. «Паучок» Ниткография

Май

4 Школа. Школьные принадлежностим

Пальчиковая гимнастика «В школу»

В школу мы с тобой пойдем, «Шагать» пальцами

по столу.

И портфель с собой возьмем, Ритмично сжимать

и разжимать пальцы.

В школе будем мы читать, Поочередно загибать

В школе будем мы писать, пальцы сначала на од-

Физкультурой заниматься, ной руке, затем на дру

И трудиться, и стараться. гой.

- «Что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков папиросной бумаги с изображениями трафаретов школьных принадлежностей, обводка и штриховка в заданном направлении;

- «Разрезные картинки» - складывание картинок с изображением школьных принадлежностей из 8 – 10 частей;

- «В школе пригодится» - вырезание и наклеивание в альбом изображений школьных принадлежностей;

- «Ученики» - вылепливание из пластилина, выкладывание из полосок бумаги, полученных путем обрывания букв;

- «Мои тетради» - изготовление из листа бумаги «тетрадей», вычерчивание на них по линейке полосок (тетрадь в полоску) и клеток (тетрадь в клетку).

1.Пальчиковый театр «Дружная семейка» Пр №15

2. Выполнение контрольных заданий по развитию мелкой моторики. Пр № 3

3.1.Предполагаемыми результатами  работы по программе данного курса можно считать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Развитие речи, что, в конечном счете, позволит успешнее подготовить детей с ТНР к обучению в  школе.
  • Развитие, формирование, закрепление слухового восприятия, чувства ритма, умения одновременно, слаженно выполнять движения руками под словесные инструкции педагога.
  • Развитие навыков межличностного общения.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения.
  • Повышение уровня компетентности  родителей по данной теме, использование предложенных игр и упражнений в домашних условиях.

IV.Учебно-методическое обеспечение программы.

    Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • кружковая деятельность;
  • индивидуальная работа;
  • игровые тренинги с родителями и детьми

Методы:

  • определение уровня развития координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного  возраста;
  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный (создание проблемных ситуаций).
  • беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
  • показ видео и мультимедийных материалов;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

Перечень практического материала для проведения занятий, упражнений, игр по осязанию и развитию мелкой моторики рук

Традиционный практический материал: 

  • Счетные палочки
  • Мелкие предметы и игрушки
  • Фломастеры
  • Ножницы
  • Бусы различного размера (крупные, средние, мелкие).
  • Различные виды бумаги.
  • Веревки разной длины, цвета, структуры.
  • Пластилин.
  • Различные по размеру и качеству мячи.
  • Различные внутренние и внешние трафареты.
  • Муляжи фруктов, овощей, диких, домашних животных, насекомых, продуктов питания.
  • Массажные индивидуальные коврики
  • Индивидуальные листы с заданиями по штриховке в различных направлениях.
  • Тетради в крупную и мелкую клетку.
  • Наборы карандашей (в соответствии с возрастом)

Методический материал: 

  • Подбор различных пальчиковых игр. Приложение № 4
  • Подбор стихов, потешек, считалок.
  • Подбор графических диктантов и упражнений. Приложение №13
  • Подбор заданий по обучению штриховки в различных направлениях. Приложение № 7
  • Индивидуальные листы  для развития графических навыков.
  • Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Приложение №6

Нетрадиционный материал для проведения пальчиковых игр, упражнений, самомассажа     Приложение №5

  • Спички.
  • Бельевые прищепки.
  • Бигуди
  • Природный материал: /несколько видов орехов, бобы, горох, фасоль.
  • Различные крупы, крахмал, мука.
  • Емкости с речным песком и гречневой, рисовой, манной крупой.
  • Хозяйственные решетки.
  • Зубные щетки.
  • Резинки для волос.
  • Пробки от пластиковых бутылок.
  • Вата.
  • Пуговицы.
  • Клубки ниток резинки
  • Носовые платки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Росточек». Авторская разработка комбинаторного типа оздоровительная программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общей мышечной слабостью.

Оздоровительная физическая культура  в последнее время  широко внедряется в дошкольные учреждения. Причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушение опорно - двигательного аппарата...

авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...

авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»

«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

Авторская программа Развития творческих способностей «Маленький актёр» старший дошкольный возраст

Цель:Развивать творческие способности средствами музыкально-драматического искусства....