Авторская программа «Чудеса в ладошке » для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_v_ladoshke.docx | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №300 Дзержинского района Волгограда»
Авторская программа
«Чудеса в ладошке »
для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Срок реализации программы: учебный год
Автор: Гулевская Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Волгоград, 2021 год
Содержание | Стр |
I.Пояснительная записка 1.1.Актуальность разработки программы | 3 |
1.2.Причины разработки программы | 3-4 |
1.3.Новизна предлагаемой программы | 4 |
1.4.Отличительная особенность программы | 4-5 |
1.5.Практическая значимость, направление программы | 5 |
1.6.Цель, задачи программы | 5-6 |
1.7.Принципы построения программы, | 6 |
1.8.Методы, технологии программы | 6 |
1.9. Этапы реализации программы. Сроки реализации авторской программы. | 7 |
II.Учебно-тематическое планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми старшей группы | 8 |
III.Содержание изучаемого материала. | 9-15 |
3.1. Предполагаемые результаты работы по программе данного курса | 15 |
IV.Учебно-методическое обеспечение программы | 16-17 |
V Результаты апробации программы | 18 |
VI.Список литературы | 19 |
VII.Перечень контрольных заданий по развитию мелкой моторики. | 20 |
Приложения | 21-79 |
- Информационная карта программы.
Полное название программы: Авторская программа «Чудеса в ладошке » (использование нестандартного материала для развития мелкой моторики рук у детей с ТНР)»
Автор программы: Гулевская Елена Алексеевна высшая категории
Территория: Муниципальное образование город Волгоград
Название проводящей организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 300 Дзержинского района Волгограда»
Адрес организации: 400081, Российская Федерация, Волгоградская область. г Волгоград ул Тургенева 7а
Цель программы: Повышение уровня коммуникативной компетентности ребенка.
Форма: Фронтальная, подгрупповая.
Направленность программы: Практико-информационная
Срок реализации программы: 1 год.
Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 300 Дзержинского района Волгограда»
Официальный язык программы: русский.
Представление, что при любом
двигательном тренинге…..
упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.
Н.А. Бернштейн
Авторская программа «Чудеса в ладошке» соответствует требованиям:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021)
- Приказа Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
- Федерального закона от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...»
- Пояснительная записка
1.1.Актуальность разработки программы
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Введение
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Готовность к школе также предполагает овладение устной речью и всеми ее формами. Таким образом, речь является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми [1, с. 97–98].
Совершенствование мелкой моторики непосредственно влияет на совершенствование речи детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью [2, с. 4–5].
Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, а особенно для детей с общим недоразвитием речи, остается актуальной и сегодня.
1.2.Причины разработки программы
Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, можно сказать, что речь человека его визитная карточка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо
Поэтому работа по развитию мелкой моторики, должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы по развитию мелкой и общей моторики ребёнка, для детей с общим недоразвитием речи.
Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка. Принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.
1.3. Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
- в программе раскрыта организация и содержание учебно-воспитательного процесса с детьми от 6 до 8 лет, диагноз: общее недоразвитие речи;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей с ТНР;
- образовательная деятельность предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта;
- определены психолого-педагогические условия развития общей и мелкой моторики. (включение детей в занятия, состоящие из развивающих упражнений; использование музыкального сопровождения на протяжении всего развивающего занятия);
- сконструирован диагностический комплекс, позволяющий определить состояние общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
- в практический раздел включены развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.
- данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения
- все упражнения разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования, носят игровой характер, сочетают игровую деятельность - основную форму деятельности дошкольников – со знакомством с детской литературой.
1.4.Отличительная особенность предлагаемой программы состоит в следующем:
- программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с общим недоразвитие речи, методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания;
- программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к обучению письму. (Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики);
- отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, платочками, резинками, счетными палочками, решетками, мячиками и другими материалами. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям [2, с. 6].
1.5.Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:
- раскрывается один из показателей подготовки ребёнка с ТНР к школьному обучению;
- представлен систематизированный материал по развитию тонко координированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей;
- предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
Направленность программы – развивающая.
Программа направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мыслительных операций, произвольного внимания, памяти, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
1.6.Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования
Задачи программы:
Коррекционно-образовательные:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- закрепление проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук.
- формирование навыков, способствующих развитию графического письма, для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования;
- развитие зрительного, слухового восприятия;
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие речемыслительной деятельности;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Коррекционно-воспитательные задачи, решаемые в образовательной деятельности:
- создание положительного эмоционального фона;
- формирование коммуникативных навыков.
1.7.Принципы построения программы:
- Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну)
- Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
- Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнок, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
1.8.Методы:
- определение уровня развития координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный (создание проблемных ситуаций).
- беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
- показ видео и мультимедийных материалов;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Технологии:
- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие;
- технология развивающего обучения;
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- образовательные;
1.9. Этапы и сроки реализации программы:
1 этап: диагностический - посвящен решению следующих задач:
- Определение уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста. (Приложение №1)
- Знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, решетками, ковриками, палочками, мячиками и т.д
- Создание доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2 этап: Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.
Коррекционный этап предусматривает работу по учебно-тематическому планированию для детей старшей группы с диагнозом ТНР и предполагает построение работы по пяти блокам:
- речь с движением; (пальчиковая гимнастика)
- самомассаж с использованием нестандартного оборудования
- веселые игры; (игры с счетными палочками; с крупой, бусами, орехами, карандашом; с пуговицами, с песком,с прищепками, платочками, решетками, «Оригами»
- скоро в школу; (знакомство с тетрадью, графические диктанты, штриховка)
- работа с родителями: (Приложение №2)
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.( контрольные задания по развитию мелкой моторики рук для детей с ТНР) (Приложение №3)
Сроки реализации авторской программы.
Программа «Чудеса в ладошке» рассчитана на 1 учебный год (старший дошкольный возраст.6-8 лет)
Работа по данной программе предусмотрена в кружковой деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместных игровых тренингах с родителями и детьми по тематическим неделям, в соответствии с планом учителя-логопеда.
Кружок «Чудеса в ладошке» посещают дети по запросам родителей. Количество детей в группе: 6-8 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, первый год обучения по 30 минут, с октября по май. Каждое занятие состоит из 3-х частей.
Год обучения | Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть |
2 год | 3 | 25 | 2 |
II. Учебно-тематическое планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук для детей старшей группы с диагнозом ТНР II год обучения.
Месяц | Содержание | Кол-во минут (часов) | Кол-во занятий |
сентябрь | Мониторинг | 30 | 1 |
Мониторинг | 30 | 1 | |
«Мой любимый детский сад» | 30 | 1 | |
«Огород овощи» | 30 | 1 | |
октябрь | «Фрукты» | 30 | 1 |
«Ягоды» | 30 | 1 | |
«Грибы» | 30 | 1 | |
«Одежда» | 30 | 1 | |
ноябрь | «Осенняя страничка» | 30 | 1 |
«Обувь» | 30 | 1 | |
«Я – человек» | 30 | 1 | |
«Игрушки» | 30 | 1 | |
декабрь | «Пришла волшебница зима» | 30 | 1 |
«Зимующие птицы» | 30 | 1 | |
«Орудия труда» | 30 | 1 | |
«Новый год у ворот» | 30 | 1 | |
январь | «Домашние животные» | 30 | 1 |
«Домашние птицы» | 30 | 1 | |
«Зимние развлечения» | 30 | 1 | |
февраль | «Дикие животные наших лесов» | 30 | 1 |
«Животные жарких стран» | 30 | 1 | |
«День Воинской Славы» | 30 | 1 | |
«Масленица» | 30 | 1 | |
Март | «Весна идет, весне дорогу» | 30 | 1 |
«Мамин праздник» | 30 | 1 | |
«Моя семья, мое богатство» | 30 | 1 | |
«Посмотри, как хорош, дом в котором ты живешь» | 30 | 1 | |
Апрель | «Путешествие в мир насекомых» | 30 | 1 |
«Такая разная посуда» | 30 | 1 | |
«Этот загадочный космос» | 30 | 1 | |
«Перелетные птицы» | 30 | 1 | |
Май | «Профессии» | 30 | 1 |
«Транспорт» | 30 | 1 | |
«Это чудесный подводный мир» | 30 | 1 | |
«Мониторинг» | 30 | 1 | |
Всего | 15 ч | 35 |
III.Содержание изучаемого материала.
3.1.Предполагаемыми результатами работы по программе данного курса можно считать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
- Развитие речи, что, в конечном счете, позволит успешнее подготовить детей с ТНР к обучению в школе.
- Развитие, формирование, закрепление слухового восприятия, чувства ритма, умения одновременно, слаженно выполнять движения руками под словесные инструкции педагога.
- Развитие навыков межличностного общения.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
- Овладение нормами этики поведения.
- Повышение уровня компетентности родителей по данной теме, использование предложенных игр и упражнений в домашних условиях.
IV.Учебно-методическое обеспечение программы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- кружковая деятельность;
- индивидуальная работа;
- игровые тренинги с родителями и детьми
Методы:
- определение уровня развития координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный (создание проблемных ситуаций).
- беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
- показ видео и мультимедийных материалов;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Перечень практического материала для проведения занятий, упражнений, игр по осязанию и развитию мелкой моторики рук
Традиционный практический материал:
- Счетные палочки
- Мелкие предметы и игрушки
- Фломастеры
- Ножницы
- Бусы различного размера (крупные, средние, мелкие).
- Различные виды бумаги.
- Веревки разной длины, цвета, структуры.
- Пластилин.
- Различные по размеру и качеству мячи.
- Различные внутренние и внешние трафареты.
- Муляжи фруктов, овощей, диких, домашних животных, насекомых, продуктов питания.
- Массажные индивидуальные коврики
- Индивидуальные листы с заданиями по штриховке в различных направлениях.
- Тетради в крупную и мелкую клетку.
- Наборы карандашей (в соответствии с возрастом)
Методический материал:
- Подбор различных пальчиковых игр. Приложение № 4
- Подбор стихов, потешек, считалок.
- Подбор графических диктантов и упражнений. Приложение №13
- Подбор заданий по обучению штриховки в различных направлениях. Приложение № 7
- Индивидуальные листы для развития графических навыков.
- Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Приложение №6
Нетрадиционный материал для проведения пальчиковых игр, упражнений, самомассажа Приложение №5
- Спички.
- Бельевые прищепки.
- Бигуди
- Природный материал: /несколько видов орехов, бобы, горох, фасоль.
- Различные крупы, крахмал, мука.
- Емкости с речным песком и гречневой, рисовой, манной крупой.
- Хозяйственные решетки.
- Зубные щетки.
- Резинки для волос.
- Пробки от пластиковых бутылок.
- Вата.
- Пуговицы.
- Клубки ниток резинки
- Носовые платки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Росточек». Авторская разработка комбинаторного типа оздоровительная программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общей мышечной слабостью.
Оздоровительная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения. Причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушение опорно - двигательного аппарата...
авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...
авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»
«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...
Авторская программа Развития творческих способностей «Маленький актёр» старший дошкольный возраст
Цель:Развивать творческие способности средствами музыкально-драматического искусства....
Рабочая программа кружка по «Художественно – эстетическому развитию» (Нетрадиционные техники рисования ) «Цветные ладошки» для детей старшего дошкольного возраста.
Кружок по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) «Цветные ладошки»...
Авторская программа по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности".
Программа создана для самообразования педагога....