АОП для ребёнка с ТНР на логопункте
методическая разработка по коррекционной педагогике
Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО На педагогическом совете протокол № ____ от ________2019 г. |
| УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего
от ___________ 2019 г. |
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (Тяжелое нарушение речи)
Срок реализации – 2019-2021 учебный год
Разработана:
Воспитатели,
Инструктор по физической культуре,
Музыкальный руководитель
Ведущий специалист - учитель-логопед:
Содержание
I.Целевой раздел | |
1. 1. Пояснительная записка. | |
1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ, обусловленными ТНР. | |
1.1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ. | |
1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы. | |
1.2. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной индивидуальной образовательной программы. | |
II.Содержательный раздел | |
2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ обусловленными ТНР в соответствии с направлениями развития. (образовательный компонент) | |
2.2. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с ТНР. (коррекционный компонент) | |
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка. (воспитательный компонент) | |
2.4. Перечень учебно-методического и программного обеспечения по образовательной области «Речевое развитие». | |
2.5. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ. | |
2.5.1. Реализация индивидуальной адаптированной образовательной программы учителем-логопедом. | |
2.6. Формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового). | |
III.Организационный раздел | |
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. | |
3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы. | |
3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | |
3.2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда и педагога-психолога . | |
3.3. Примерный режим дня. | |
3.4. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия. |
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана самостоятельно рабочей группой МБДОУ «Детский сад №15»
При разработке АООП ДО коллектив разработчиков опирался на следующие нормативные и нормативно-методические документы:
- Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года – ООН 1990 г.)
- Федеральный закон «Об образовании ив Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015 г.);
-Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобороны России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249;
Программа разработана с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 7 декабря 2017 г. № 6/17
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а ПрАООП предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.
ПрАООП является документом, с учётом которого МБДОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает АООП ДО.
По своему организационно-управленческому статусу ПрАООП обладает модульной структурой.
Устава МБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»
В рамках проведённой психолого-педагогической диагностики выявлены следующие результаты освоения образовательной программы:
Область | Актуальное состояние | |||
Физическое развитие | Имеет элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил личной гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней гимнастики, физических упражнений. Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье. Упражнения на статическое и динамическое равновесие даются с трудом. Движения не скоординированы, хаотичны, наблюдается повышенный мышечный тонус. | |||
Художест-венно-эстетическое развитие | Способен преобразовывать постройки с помощью взрослого. Проявляет интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, с трудом плавно срезает и закругляет углы. Мелкая моторика развита недостаточно, координация – выполняет простые упражнения, сложные требуют усилия. Ведущая рука правая, карандаш удерживает правильно. Может рисовать простые предметы, в подборе цветов испытывает трудности. Запоминает танцевальные движения, песни. | |||
Речевое развитие | Обращенную речь понимает в полном объеме, выполняет речевые инструкции. Нарушение звукопроизношения: Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Р,Р’, требуют автоматизации: С,З,Л. Недостаточно сформировано фонематическое восприятие, отмечаются трудности воспроизведения рядов звуков, слогов, слов с оппозиционными по звонкости-глухости звуками. Навык звукового анализа сформирован недостаточно: выделяет первый гласный звук в слове, выделение гласного в середине слова и согласного в конце слова вызывает трудности. Затрудняется в определении позиции заданного звука в слове (начало, середина, конец). Отмечаются нарушения произношения слов сложной звуко-слоговой структуры: «клубника - кукуника», «фотографироваться - вафагафиваться». Лексика: Фёдор затрудняется в назывании последовательности времен года (путает весну и осень), некоторые обобщающие понятия называет неточно: «транспорт – машины», «обувь – сапоги». Испытывает трудности в назывании детенышей животных, допускает ошибки в подборе слов-антонимов: «высокий – маленький, широкий- маленький, толстый – маленький, длинный – маленький». Грамматический строй: Фёдор правильно употребляет в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных и притяжательных прилагательных вызывает значительные трудности. Существительные в единственном и множественном числе употребляет преимущественно верно, иногда допускает ошибки в употреблении существительных во множественном числе, родительном падеже. При согласовании существительных с числительными допускает ошибки. В самостоятельной речи пользуется преимущественно простыми предлогами, употребляет очень редко. Связная речь: Самостоятельно составляет простые предложения по картинке. При составлении рассказа по серии сюжетных картин, необходима помощь взрослого в установлении последовательности событий и составлении рассказа, может пропускать события при рассказывании. | |||
Социально-коммуника-тивное развитие | Самообслуживание развито хорошо. Умеет самостоятельно одеваться, обуваться, застегивать пуговицы, кнопки, молнию. Самостоятельно и правильно складывает одежду. Может по просьбе воспитателя привести в порядок рабочее место, совместно с воспитателем навести порядок в игровом пространстве. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками. В повседневной жизни сам, без напоминания, пользуется «вежливыми» словами. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние. Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается. Имеет предпочтения в игре, выборе видов труда и творчества. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе играм с правилами, сюжетно-ролевым играм; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками. Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду. | |||
Познава-тельное развитие | Знает сое имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии. Имеет представления о значении воды, солнца, воздуха для человека. Путается в ориентировке в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости). Использует обобщающие понятия. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса). Владеет счетом в пределах 10. Пользуется количественными и порядковыми числительными, отвечая на вопросы: «Сколько? Который по счету?». Требуется направляющая помощь взрослого при уравнивании неравных групп предметов двумя способами (удаление и прибавление единицы).Различает геометрические фигуры, соотнесение объемных и плоскостных фигур вызывает затруднения. Размещает предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Испытывает затруднения в ориентировке во времени (вчера – сегодня - завтра), а так же при назывании времен года, частей суток, дней недели. Умеет работать коллективно. |
1.1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи, оказание ему квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы ДОУ.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и коррекции речевых и сопутствующих нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагогов и специалистов ДОУ в соответствии с программным содержанием.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника с ТНР. Обеспечение условия для социализации ребенка.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ обусловленными ТНР.
- Принципы к формированию адаптированной образовательной программы
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного
образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического
развития ребенка с ТНР, то есть одним из основных принципов программы является
принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально
развивающихся детей и детей с ТНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, программа имеет в своей основе следующие принципы:
∙ принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;
∙ принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
∙ принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов ребенка;
∙ принципы интеграции усилий специалистов;
∙ принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;
∙ принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
∙ принцип постепенности подачи учебного материала.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, групповые занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития ребенка, более полному раскрытию творческого потенциала ребенка с ТНР, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает
совместную работу учителя-логопеда, специалистов детского сада, воспитателей и родителей дошкольников с ТНР.
.
1.2.Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной индивидуальной образовательной программы
Целевые ориентиры для воспитанника с ТНР:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать
умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи,
составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной
картинке; у ребенка сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что
обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать, он обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах детской деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка
сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и
сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается
разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым
усилиям.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования.
Результатом успешной коррекционной работы по данной индивидуальной программе можно считать следующее:
- У ребенка выработано правильное речевое дыхание.
- Ребенок умеет правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи, умеет четко дифференцировать все изученные звуки.
- Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- Владеет навыками словообразования: продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
- Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
- Умеет объединять предметы в группы по одному-двум признакам, объяснять свой выбор; устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Может самостоятельно определить время года и время суток по картинке и непосредственно наблюдаемое, знает дни недели и их последовательность.
- В самостоятельной речи адекватно употребляет простые и сложные предлоги.
- Самостоятельно определяет последовательность событий при составлении рассказа по серии картин, составляет небольшой рассказ; умеет составлять рассказ по сюжетной картине; владеет навыком пересказа текста.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ обусловленными ТНР в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)
Содержание образовательной работы с воспитанниками по образовательным областям: «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие» соответствует Основной образовательной программе МБДОУ Детский сад № 15«Ладушки», которая разработана на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования и с учетом комплексной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»[1] под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Исходя из запросов родителей (законных представителей), потребностей и интересов воспитанников МДОУ, возможностей педагогического коллектива, а также, специфики социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. А так же Примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.
Образовательная область | Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы |
Физическое развитие | Осуществлять непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических) детей шестого года жизни. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве. Использовать такие формы работы, как игры-соревнования, эстафеты. ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Проводить закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме. Ежедневно использовать такие формы работы, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения, спортивные игры на прогулке с использованием спортивного оборудования. Закрепить умение быстро одеваться и раздевать, самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, аккуратно складывать одежду. Расширять представления о здоровом образе жизни и факторах, разрушающих здоровье человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни. |
Художественно-эстетическое развитие | ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений. Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством и развивать декоративное творчество. Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники — в полоски и т.п.). Учить создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур. Развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению из различных материалов, передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали. Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней. Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. |
Речевое развитие | РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Закрепить умение группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия («дикие и домашние животные», «детеныши животных»). Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить использование в речи слова-синонимы и слова-антонимы. Расширить понимание значения сложных предлогов и активизировать их использование в речи. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Обеспечить полное усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, распространять их однородными членами. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКАИ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец). РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. |
Познавательное развитие | РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу). ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно, характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму. Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике. Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы: «Сколько всего? Который по счету?» . Совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами. Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому. Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели. |
Социально-коммуникативное развитие | Согласно основной образовательной программе ДОУ. |
2.2 Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с ТНР (коррекционный компонент)
Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для ребенка с ТНР являются индивидуальные педагогические мероприятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Цель коррекционной работы – это освоение им коммуникативной функции языка, приближенными к возрастным нормативам, максимальная коррекция и компенсация познавательных способностей и эмоционально - волевой сферы ребенка с ТНР;
Для определения наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в ДОУ функционирует психолого- педагогический консилиум.
В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
- систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
- интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
- использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.
Коррекционная работа включает время, отведенное на:
- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда;
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность ребенка;
- взаимодействие с семьей воспитанника по реализации индивидуальной программы дошкольного образования для ребенка с ТНР.
Структура коррекционной работы представлена блоками:
- диагностический блок - коррекционно-развивающий блок - информационно-просветительская работа - консультативная работа
|
- |
|
I блок. Диагностический
Для успешности воспитания и обучения ребенка необходима правильная оценка его возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ТНР;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики, является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ТНР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское (на уровне медицинских учреждений) и психолого-педагогическое обследование.
Обследование ребенка проводится индивидуально педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации для разработки адаптированной индивидуальной программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий.
В конце учебного года (май) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности коррекционно-образовательной работы.
Учитель-логопед проводит комплексное обследование речи ребенка, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи.
Воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком в течение дня.
Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, изучение и оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка и диагнозом.
II блок. Коррекционно-развивающий
Коррекционно-развивающая работа с ребенком осуществляется как в групповой деятельности так и в индивидуально.
Продолжительность одного организованного педагогического мероприятия составляет 15-20 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с сеткой важных дел, пальчиковые игры и игровые упражнения, артикуляционную гимнастику, интерактивные мультимедийные презентации, подвижные и речевые игры, исследовательскую деятельность, организационные и заключительные моменты.
Содержание материала подобрано таким образом, чтобы способствовать не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы ребенка, но и его социальной адаптации к окружающей действительности, формированию познавательных интересов.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению ребенком образовательных областей в группе наряду с задачами, отражающими специфику образовательной области, включает реализацию коррекционно-развивающих задач.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Важным условием при организации работы в группе является соблюдение специального режима, в том числе речевого. Воспитателю необходимо создать в группе благоприятную внешнюю среду, спокойный эмоциональный фон, постоянно стимулировать ребенка к речевому общению. При подготовке праздников следует подбирать лексический материал (стихи, тексты) в соответствии с возможностями ребенка.
Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности педагогами используются современные педагогические технологии: игровая технология, технология проектирования, ИКТ.
III блок. Информационно - просветительская работа
Информирование родителей (законных представителей) по социальным, правовым и другим вопросам воспитания и обучения ребенка с ТНР. Для реализации этой задачи организуется работа родительских собраний, консультаций, информационных стендов и др. Ответственные за организацию и проведение информационно-просветительской работы: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель.
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка с ТНР. Задача реализуется через посещение и организацию воспитателями группы, учителем-логопедом, семинаров, методических объединений, изучение новинок методической литературы в области логопедии, детской психологии.
IV блок. Консультативная работа
Консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР через взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей с семьей воспитанника в вопросах организации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.
2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент)
1.Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семьи.
2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов. Размещение информации на сайте учреждения.
3.Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
2.4. Перечень учебно-методического и программного обеспечения по образовательной области «Речевое развитие».
Программное обеспечение | |
Методическое обеспечение | |
|
2.5. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ
Виды занятий | Форма организации | Периодичность занятий | Педагоги |
Коррекционная работа учителя-логопеда | индивидуальная | 2 занятия в неделю | Логопед |
Индивидуальная коррекционная работа в группе (развитие общей и мелкой моторики, координации движений, коррекция проблем общения) | индивидуальная подгрупповая групповая | ежедневно, в совместной и непосредственно организованной деятельности и режимных моментах | Воспитатель |
Индивидуальная коррекционная работа на прогулке (развитие общей и мелкой моторики, координации движений, коррекция проблем общения со сверстниками) | индивидуальная подгрупповая групповая | ежедневно | Воспитатель, инструктор по физкультуре |
Артикуляционная гимнастика | индивидуальная подгрупповая групповая | ежедневно | логопед воспитатель |
Пальчиковая гимнастика | индивидуальная подгрупповая групповая | ежедневно | логопед воспитатель |
2.5.1. Реализация индивидуальной адаптированной образовательной программы учителем-логопедом:
Индивидуальное коррекционное-развивающее логопедическое занятие | Индивидуальные занятия – пн. 9.00-9.20, чт.11.20-11.40 |
Консультации (родителей) | Среда – 17.00-18.00 (по графику) |
Консультации (педагогов) | Четверг – 14.00-15.00 |
ППк | согласно плану ППк |
2.6. Специфические для АОП формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)
Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанника.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагогов за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседы
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
III. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка:
- Включение в план образовательной деятельности воспитателя индивидуальных занятий по заданию логопеда, проведение логопедических пятиминуток, организация подвижных игр и пальчиковой гимнастики;
- Индивидуальная работа логопеда, родителей с ребёнком по формированию правильного звукопроизношения;
- Специальный подбор соответственно тематическому планированию и рекомендациям логопеда художественной литературы и иллюстративного материала (согласно образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой);
- Организация подгрупповой совместной деятельности с детьми (игровой, продуктивной) по рекомендации психолога;
- Активное включение ребенка в групповые формы работы, привлечение к участию в диалогах в течение дня в совместной деятельности;
- Создание игровых и специально организованных воспитывающих ситуаций;
- Чередование совместной и самостоятельной деятельности ребёнка предоставление возможности для отдыха, умеренный темп деятельности, учет индивидуальных задач ребенка при проектировании занятия;
- Регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключение к этому всех специалистов;
- Обеспечение постепенного усложнения речевых и речемыслительных заданий;
- Стиль обучения – многосенсорный, с преобладанием визуального и аудиального контакта.
Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Параметр | Исполнение | Ресурс для исполнения | Ответственный |
Организация пространства | |||
Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям | Не требуется | ||
Обеспечение помещений сада специализированным оборудованием и приспособлениями | Наличие визуального расписания. Наличие сенсорного оборудования. Наличие доски, стола, стула, зеркала с подсветкой для индивидуальной работы. Наличие методических материалов и средств обучения и воспитания. | Детский сад | Воспитатель, логопед, заведующий |
Построение комфортной среды: | Организация зоны уединения. | Детский сад | Воспитатель, заведующий, методист. |
Организация оптимального временного режима | |||
Условия включения ребёнка в деятельность группы. | Время пребывания – группа полного дня. Дозированное сочетание групповых, подгрупповых и индивидуальных форм. | Детский сад | Методист, воспитатель, логопед, |
3.2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда и педагога-психолога:
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение | |
Предметно-развивающая среда | |||
Кабинет Учителя-логопеда |
|
|
Примерный режим дня
Режимные процессы | Старшая группа |
время в режиме дня | |
1. Прием детей, самостоятельная деятельность | 7.00-8.00 |
2. Совместная деятельность: - оздоровительные процедуры - «Вхождение в день» | 8.15-8.30 |
8.00-8.15 | |
3. Подготовка к завтраку. Завтрак | 8.30-8.50 |
4. Самостоятельная игровая деятельность | 8.50-9.00 |
5. Организованная образовательная деятельность (общая продолжительность НОД) | 9.00-9.20 9.30-9.55 |
Самостоятельная игровая деятельность | 9.20 -9.30 |
6. Подготовка к прогулке. Прогулка | 10.05-12.15 |
7. Самостоятельная игровая деятельность | 12.15-12.25 |
8. Подготовка к обеду .Обед. Подготовка ко сну. | 12.25-12.55 |
9. Сон | 12.55-15.00 |
10. Совместная деятельность (оздоровительные мероприятия) | 15.00-15.10 |
11. Самостоятельная деятельность | 15.10-15.50 |
12. Совместная деятельность .НОД | 15.50-16.10 |
13. Подготовка к уплотненному полднику с включением блюд ужина . Полдник. | 16.10- 16. 30 |
14. Самостоятельная деятельность | 16.30-17.00 |
15. Совместная деятельность («рефлексия прожитого дня») | 17.00 -17.10 |
16. Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой | 17.10-19.00 |
- Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия
Полное включение во все мероприятия согласно основной образовательной программе.
Содержание | Время проведения |
День знаний (развлечение) | Сентябрь |
«Осень золотая» (развлечение) | Октябрь |
Спортивные соревнования | Ежемесячно |
Конкурс Чтецов | Ноябрь |
Экологическая акция «Покорми птиц» | Декабрь |
Новогодний праздник | Декабрь |
«Рождественские встречи» (развлечение) | Январь |
Фестиваль «Домисолька» | Февраль |
День защитника Отечества (развлечение) | Февраль |
Праздник «Мамочка - любимая моя» | Март |
Фестиваль «Путешествие по сказкам» | Апрель |
Праздник День Победы | Май |
Праздник «День семьи» | Май |
Праздник «Скоро в школу!» | Май |
День защиты детей (развлечение) | Июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей)
"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей). В данном материале освещены цель, задачи логопедической работы; содержание...
Презентация " Обучение грамоте в рамках логопункта ДОУ"
Данный материал поможет логопедам в создании рабочей программы кружков по обучению грамоте....
конспекты занятий по обучению грамоте детей подг.гр. на логопункте МДОУ с тематическим планом
Разработан тематический план, содержание занятий ,конспекты занятий для детей подг.гр. в рамках логопункта МДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-303970-1380385145.jpg)
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
индивидуальный образовательный маршрут ребёнка на логопункте
Направления коррекционной работы в индивидуальном маршруте ребёнка:1. коррекция звукопроизношения2. развитие фонематических функций3. развитие высших психических функций и пространственно-двигательной...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/07/picture-209754-1678156683.jpg)
Работа учителя-логопеда с ребёнком с РАС в условиях логопункта ДОО
В статье рассматривается опыт работы учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях логопункта ДОО. Описана система коррекционно-логопедической помощи аутичным детям и им семьям. Подчеркивается необходимо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-1408881-1653539261.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ОНР в условиях логопункта.
Занятие для ребёнка с ОНР 2-3 речевого уровня со статусом ОВЗ(отказ от логопедической группы) в условиях логопункта. На занятии применяется методика Г. Глинка для формирования начальных навыков звуко-...