Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушениями речи.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игре, организованной взрослым или самостоятельной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_na_zanyatiyah_dlya_detey_4-5_let_s_narusheniem_rechi.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, памяти, внимания, воображения. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игре, организованной взрослым или самостоятельной.
Цель: формирование логического мышления, познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через развивающие игры.
Задачи.
Познавательные:
-познакомить с русской народной сказкой;
-развивать логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику, классификационные умения;
-закреплять пространственные представления (внизу, вверху, сзади, впереди), геометрические фигуры, цвета;
-порядковый счёт.
Коррекционно- развивающие:
-совершенствовать навыки словообразования, словарный запас;
-развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
-мелкую и общую моторику;
-быстроту реакции, ловкость, координацию движений, пространственные представления;
-выразительность движений и речи;
-формировать фонематическое восприятие;
-совершенствовать навыки связной речи;
-учить согласовывать речь с движениями;
-активизировать память, внимание, воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
-вызывать положительные эмоции в процессе образовательной деятельности;
-развивать умение согласовывать свои действия с правилами игры, с действиями других детей;
-снимать мышечное и эмоциональное напряжение.
Предварительная работа: ознакомление с цифрами от 1 до 5, с развивающими играми («Блоки Дьенеша», «Квадрат Воскобовича», «Кубики Никитина»).
Оборудование: настольный театр по сказке «Гуси-лебеди», текст этой сказки, силуэты зверей в мешках, цифры, домик Бабы Яги, печка, символ речки, блоки Дьенеша, квадраты Воскобовича (для каждого ребенка), кубики Никитина, цветные птички, панно «Дерево», киндер-сюрпризы, конфеты, аудиозаписи.
I Вводная часть.
Под музыку дети входят в зал.
Логопед: Ребята, на занятие к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Исполняется песня «Здравствуйте!» («Музыкальная палитра». 2009, №1).
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Логопед: Ребята, давайте отправимся в путешествие по сказке. Сказки могут быть грустные и весёлые, но обязательно с хорошим концом. В них всенда побеждает добро, происходят чудеса.
Игра «Договори словечко».
Логопед: Давайте поиграем в игру «Договори словечко».
Кощей… (Бессмертный)
Солнышко - … (вёдрышко)
Баба - … (Яга)
Гуси-… (лебеди)
Ковёр - … (самолёт)
Курочка - … (Ряба)
Жили - … (были)
Лисичка - … (сестричка)
Тянут - … (потянут)
Царевна - … (лягушка).
Логопед: Сегодня, дети, мы отправимся в гости к сказке «Гуси-лебеди». Согласны?
Дети: Да!
II. Основная часть.
Артикуляционные упражнения.
Логопед: Жили-были матушка да батюшка, у них были дочка Машенька и сынок Ванечка. Собрались родители на ярмарку, а Машеньке строго наказали следить за братиком. Давайте откроем и закроем ротики.
Дети выполняют упражнение «Окошко».
Логопед: И поехали родители на лошади. Поцокаем языком.
Дети выполняют упражнение «Лошадка».
Логопед: Уехали родители, а Маша с подружками заигралась и про Ванечку забыла. Тут налетели гуси-лебеди и забрали братишку Ванечку. Кинулась Маша за ними, но только увидела, как гуси-лебеди полетели в лес. Маша заплакала, жалко ей стало брата. Мы ее успокоим: ач-ач-ач – Машенька не плачь.
Упражнение на воображение.
Логопед: Перестала Маша плакать. Побежала следом она за гусями-лебедями и видит: за ёлками мешки лежат.
Логопед показывает мешки с силуэтами животных. Дети рассматривают их по очереди и определяют, кто в мешке находится.
Грамматические упражнения.
Логопед: Как вы думаете, ребята, кто в жёлтом мешке? Кто рыжий и хитрый?
Дети: Это лиса.
Логопед: Верно. Са – са – са – хитрая лиса. Повторите.
Дети: Са –са – са – хитрая лиса.
Логопед: А кто прыгает?
Дети: Заяц.
Логопед: Ес – ес – ес – заяц бежит в лес.
Дети: Ес – ес – ес – заяц бежит в лес.
Логопед: Ребята, а у кого есть иголки на спине?
Дети: У ежа.
Логопед: Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Дети: Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Логопед: Сы – сы- сы- дай собаке колбасы.
Дети: Сы – сы- сы- дай собаке колбасы.
Логопед: Посмотрите теперь внимательно и скажите, кто здесь лишний?
Дети: Собака лишняя.
Логопед: Почему?
Дети: Собака – это домашнее животное, остальные – дикие животные.
Работа с квадратом Воскобовича.
Логопед: Сейчас мы построим будку для собаки.
Дети складывают домик из квадрата Воскобовича.
Логопед: Путешествие наше продолжается.
Динамическая пауза «Прогулка» (М.Картушина)
Это – правая рука, это – левая рука. (дети показывают руки)
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая рева.
Повернулись мы, и вот
Стало все наоборот: (дети поворачиваются)
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Наша левая рука?
Мы к лесной лужайке вышли, (шагают на месте)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал - (поднимают высоко ноги)
Не споткнулся, не упал.
Работа с блоками Дьенеша.
Дети с логопедом подходят к печке, рядом с которой на столе лежат блоки Дьенеша.
Логопед: Печка – матушка, куда полетели гуси – лебеди?
Печка: Подбросьте дров мне – скажу.
Логопед: Дрова то не простые, а из блоков.
Логопед показывает карточку с условными обозначениями, на которых нарисованы геометрические фигуры определенного цвета.
Дети берут карточки, ищут блок, соответствующий условным обозначениям, и относят Печке.
Работа с квадратом Воскобовича.
Логопед: Ребята, Печка сказала нам, что идти надо к речке с кисельными берегами.
Дети идут к речке.
Логопед: Что же нам делать? Как на другую сторону перебраться?
Дети отвечают.
Логопед: Ребята, давайте сделаем лодочку. Загните два противоположных угла квадрата к середине, а потом сложите пополам. Вот и получилась лодочка, на ней переберемся на другую сторону реки.
Закрепление обобщающих понятий.
Логопед: Вот очутились мы на другом берегу. Подойдем к дереву. Какое интересное Чудо – дерево! Са –са –са – вот так чудеса.
Дети: Са –са –са – вот так чудеса.
Логопед: Устали мы немного, давайте посидим под этим Чудо - деревом. Посмотрите, какие необычные плоды на нем висят! Что это?
Дети: Это фрукты.
Логопед: Верно, много вы знаете.
Работа с кубиками Никитина.
Логопед: Путь предстоит нам к Бабе Яге в лес. Там очень темно, нужно фонарики взять. Но их нет у нас. А что, сделать нам их из кубиков?
Дети выкладывают из кубиков Никитина фонарики.
Соотношение цифры с количеством предметов.
Логопед: Вот дом Бабы Яги. Но чтобы Ванечку спаси, нужно напугать Бабу Ягу.
Логопед показывает цифру, а дети в ладоши хлопают: вверху, внизу, перед собой, за спиной.
Испугалась Баба Яга и Ванечку отдала.
Речь с движениями «Птички» (М.Картушина)
Логопед: Освободили мы Ванечку, пора домой возвращаться. Далеко нам добираться. Как быть?
Звучат голоса птиц.
Логопед: Нам помогут птички. Возьмите по одной птичке, и полетели.
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Под музыку дети с птичками «летают».
«Подлетели» дети к дереву с условными обозначениями (размер и цвет) и на ветки посадили птичек (классификация по одному – двум признакам).
III. Заключительная часть.
Логопед: Молодцы, ребята, Машеньке помогли Ванечку спасти. Вы знаете, птицы, оказывается, не простые, а волшебные. Они снесли нам яйца (киндер – сюрпризы). Возьмите по одному яйцу.
Дети яйца открывают, внутри которых конфеты. Считают их, благодарят.
Логопед: Вскоре родители приехали. Вот и сказочке конец, а кто участвовал – молодец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры и занятия для детей от 9-12 месяцев.
Программа обучения детей раннего возраста...
Конспекты занятий для детей 6-7 лет с нарушениями речи "Путешествие в Звукоград","Учат в школе"
Занятие способствует закреплению в речи у дошкольников правильного произношения звуков ш, ж....
Развивающие игры и занятия для детей, формирующие психологическую готовность к школе.
Упражнения и задания, которые помогут вам поготовить ребенка к поступлению в школу....
Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая коррекционн-развивающая программа для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе " Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжел...
Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего дошкольного возраста,имеющих нарушения речи.
Музыкально-коррекционная терапия-метод,хорошо зарекомендовавший себя в работе педагогов с детьми с самыми разными нарушениями речи....
Конспект занятия для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи
В гости к Звуковичку....
Консультация "Организация музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи"К
Консультация предназначена для педагогов дошкольного образования. Обычная методика музыкального воспитания не совсем подходит для работы с детьми с нарушением речи, в консультации представлена организ...