Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушениями речи.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игре, организованной взрослым или самостоятельной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, памяти, внимания, воображения. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игре, организованной взрослым или самостоятельной.

Цель: формирование логического мышления, познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через развивающие игры.

Задачи.

Познавательные:

-познакомить с русской народной сказкой;

-развивать логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику, классификационные умения;

-закреплять пространственные представления (внизу, вверху, сзади, впереди), геометрические фигуры, цвета;

-порядковый счёт.

Коррекционно- развивающие:

-совершенствовать навыки словообразования, словарный запас;

-развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;

-мелкую и общую моторику;

-быстроту реакции, ловкость, координацию движений, пространственные представления;

-выразительность движений и речи;

-формировать фонематическое восприятие;

-совершенствовать навыки связной речи;

-учить согласовывать речь с движениями;

-активизировать память, внимание, воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

-вызывать положительные эмоции в процессе образовательной деятельности;

-развивать умение согласовывать свои действия с правилами игры, с действиями других детей;

-снимать мышечное и эмоциональное напряжение.

Предварительная работа: ознакомление с цифрами от 1 до 5, с развивающими играми («Блоки Дьенеша», «Квадрат Воскобовича», «Кубики Никитина»).

Оборудование: настольный театр по сказке «Гуси-лебеди», текст этой сказки, силуэты зверей в мешках, цифры, домик Бабы Яги, печка, символ речки, блоки Дьенеша, квадраты Воскобовича (для каждого ребенка), кубики Никитина, цветные птички, панно «Дерево», киндер-сюрпризы, конфеты, аудиозаписи.

I Вводная часть.

Под музыку дети входят в зал.

Логопед: Ребята, на занятие к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Исполняется песня «Здравствуйте!» («Музыкальная палитра». 2009, №1).

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять –

                 Будем мы сейчас опять

                 Смотреть, слушать, размышлять,

                 Но друг другу не мешать.

                 Внятно, четко говорить,

                 Не вертеться, не шалить.

Логопед: Ребята, давайте отправимся в путешествие по сказке. Сказки могут быть грустные и весёлые, но обязательно с хорошим концом. В них всенда побеждает добро, происходят чудеса.

Игра «Договори словечко».

Логопед: Давайте поиграем в игру «Договори словечко».

Кощей… (Бессмертный)

Солнышко - … (вёдрышко)

Баба - … (Яга)

Гуси-… (лебеди)

Ковёр - … (самолёт)

Курочка - … (Ряба)

Жили - … (были)

Лисичка - … (сестричка)

Тянут - … (потянут)

Царевна - … (лягушка).

Логопед: Сегодня, дети, мы отправимся в гости к сказке «Гуси-лебеди». Согласны?

Дети: Да!

II. Основная часть.

Артикуляционные упражнения.

Логопед: Жили-были матушка да батюшка, у них были дочка Машенька и сынок Ванечка. Собрались родители на ярмарку, а Машеньке строго наказали следить за братиком. Давайте откроем и закроем ротики.

Дети выполняют упражнение «Окошко».

Логопед: И поехали родители на лошади. Поцокаем языком.

Дети выполняют упражнение «Лошадка».

Логопед: Уехали родители, а Маша с подружками заигралась и про Ванечку забыла. Тут налетели гуси-лебеди и забрали братишку Ванечку. Кинулась Маша за ними, но только увидела, как гуси-лебеди полетели в лес. Маша заплакала, жалко ей стало брата. Мы ее успокоим: ач-ач-ач – Машенька не плачь.

Упражнение на воображение.

Логопед: Перестала Маша плакать. Побежала следом она за гусями-лебедями и видит: за ёлками мешки лежат.

Логопед показывает мешки с силуэтами животных. Дети рассматривают их по очереди и определяют, кто в мешке находится.

Грамматические упражнения.

Логопед: Как вы думаете, ребята, кто в жёлтом мешке? Кто рыжий и хитрый?

Дети: Это лиса.

Логопед: Верно. Са – са – са – хитрая лиса. Повторите.

Дети: Са –са – са – хитрая лиса.

Логопед: А кто прыгает?

Дети: Заяц.

Логопед: Ес – ес – ес – заяц бежит в лес.

Дети: Ес – ес – ес – заяц бежит в лес.

Логопед: Ребята, а у кого есть иголки на спине?

Дети: У ежа.

Логопед: Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Дети: Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Логопед: Сы – сы- сы- дай собаке колбасы.

Дети: Сы – сы- сы- дай собаке колбасы.

Логопед: Посмотрите теперь внимательно и скажите, кто здесь лишний?

Дети: Собака лишняя.

Логопед: Почему?

Дети: Собака – это домашнее животное, остальные – дикие животные.

Работа с квадратом Воскобовича.

Логопед: Сейчас мы построим будку для собаки.

Дети складывают домик из квадрата Воскобовича.

Логопед: Путешествие наше продолжается.

Динамическая пауза «Прогулка» (М.Картушина)

Это – правая рука, это – левая рука. (дети показывают руки)

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая рева.

Повернулись мы, и вот

Стало все наоборот:                           (дети поворачиваются)

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река.

Неужели стала правой

Наша левая рука?

Мы к лесной лужайке вышли,          (шагают на месте)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал -                      (поднимают высоко ноги)

Не споткнулся, не упал.

Работа с блоками Дьенеша.

Дети с логопедом подходят к печке, рядом с которой на столе лежат блоки Дьенеша.

Логопед: Печка – матушка, куда полетели гуси – лебеди?

Печка: Подбросьте дров мне – скажу.

Логопед: Дрова то не простые, а из блоков.

Логопед показывает карточку с условными обозначениями, на которых нарисованы геометрические фигуры определенного цвета.

Дети берут карточки, ищут блок, соответствующий условным обозначениям, и относят Печке.

Работа с квадратом Воскобовича.

Логопед: Ребята, Печка сказала нам, что идти надо к речке с кисельными берегами.

Дети идут к речке.

Логопед: Что же нам делать? Как на другую сторону перебраться?

Дети отвечают.

Логопед: Ребята, давайте сделаем лодочку. Загните два противоположных угла квадрата к середине, а потом сложите пополам. Вот и получилась лодочка, на ней переберемся на другую сторону реки.

Закрепление обобщающих понятий.

Логопед: Вот очутились мы на другом берегу. Подойдем к дереву. Какое интересное Чудо – дерево! Са –са –са – вот так чудеса.

Дети: Са –са –са – вот так чудеса.

Логопед: Устали мы немного, давайте посидим под этим Чудо - деревом. Посмотрите, какие необычные плоды на нем висят! Что это?

Дети: Это фрукты.

Логопед: Верно, много вы знаете.

Работа с кубиками Никитина.

Логопед: Путь предстоит нам к Бабе  Яге в лес. Там очень темно, нужно фонарики взять. Но их нет у нас. А что, сделать нам их из кубиков?

Дети выкладывают из кубиков Никитина фонарики.

Соотношение цифры с количеством предметов.

Логопед: Вот дом Бабы Яги. Но чтобы Ванечку спаси, нужно напугать Бабу Ягу.

Логопед показывает цифру, а дети в ладоши хлопают: вверху, внизу, перед собой, за спиной.

Испугалась Баба Яга и Ванечку отдала.

Речь с движениями «Птички» (М.Картушина)

Логопед: Освободили мы Ванечку, пора домой возвращаться. Далеко нам добираться. Как быть?

Звучат голоса птиц.

Логопед: Нам помогут птички. Возьмите по одной птичке, и полетели.

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Под музыку дети с птичками «летают».

«Подлетели» дети к дереву с условными обозначениями (размер и цвет) и на ветки посадили птичек (классификация по одному – двум признакам).

III. Заключительная часть.

Логопед: Молодцы, ребята, Машеньке помогли Ванечку спасти. Вы знаете, птицы, оказывается, не простые, а волшебные. Они снесли нам яйца (киндер – сюрпризы). Возьмите по одному яйцу.

Дети яйца открывают, внутри которых конфеты. Считают их, благодарят.

Логопед: Вскоре родители приехали. Вот и сказочке конец, а кто участвовал – молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры и занятия для детей от 9-12 месяцев.

Программа обучения детей раннего возраста...

Конспекты занятий для детей 6-7 лет с нарушениями речи "Путешествие в Звукоград","Учат в школе"

Занятие способствует закреплению в речи у дошкольников правильного произношения звуков ш, ж....

Развивающие игры и занятия для детей, формирующие психологическую готовность к школе.

Упражнения и задания, которые помогут вам поготовить ребенка к поступлению в школу....

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая коррекционн-развивающая программа для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе " Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжел...

Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего дошкольного возраста,имеющих нарушения речи.

Музыкально-коррекционная терапия-метод,хорошо зарекомендовавший себя в работе педагогов с детьми с самыми разными нарушениями речи....

Консультация "Организация музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи"К

Консультация предназначена для педагогов дошкольного образования. Обычная методика музыкального воспитания не совсем подходит для работы с детьми с нарушением речи, в консультации представлена организ...