Консультация "Организация музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи"К
консультация по музыке (старшая группа)
Консультация предназначена для педагогов дошкольного образования. Обычная методика музыкального воспитания не совсем подходит для работы с детьми с нарушением речи, в консультации представлена организация музыкального занятия со всеми видами музыкальной деятельности для детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_muzykalnyh_zanyatiy_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_tnr.docx | 22.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация «Организация музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».
Обычная методика музыкального воспитания не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. В пении такие дети отличаются вялостью лицевых мышц, нижней челюсти, зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Дети не поют, а говорят, не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука. Плохо запоминают тексты песен, не согласовывают движения с музыкой, пением, словом. Затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Следовательно, возникает необходимость внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие дыхания, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.
Помимо общих задач музыкального воспитания работа музыкального руководителя направлена на решение задач, таких как: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера; развитие памяти, внимания, мышления; укрепление, тренировка двигательного аппарата.
Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется также по следующим направлениям, что и в обычных группах: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах, но помимо этого в музыкальные занятия для детей с нарушениями речи включаются речевые игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дыхания особо тщательно.
Остановимся на них подробнее:
1. Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности. Оно лежит в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим.
В работе применяется принцип активного слушания. Музыкальное восприятие становится более осознанным, если прослушивание пьесы сопровождается действиями детей : музыкальными движениями (хлопки, притопы и др., игрой на музыкальных инструментах, дирижированием, звукоподражанием. Так, при прослушивании пьесы Сен-Санса «Королевский марш льва» дети рычат, как лев; при прослушивании «Марша деревянных солдатиков» Чайковского легко «маршируют» пальчиками по коленям, оркеструют нежную музыку «Вальса» Майкапара колокольчиками и треугольниками.
Для слушания детям с нарушением речи предлагается доступный по содержанию музыкальный материал. При организации слушания музыки применяется наглядно-слуховой (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительный (использование картин, рисунков, видеозаписей) методы.
Большую роль в слушании музыки играют дидактические игры. Например, для определения жанра пьес «Вальс» (Д. Кабалевский, «Марш» (Д. Шостакович, «Колыбельная песенка» (Г. Свиридов) применяется музыкально-дидактическая игра «Что дети делают в домике?», для определения характера музыки - игра «Солнышко и тучка» и т. д.
2. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования.
На музыкальных занятиях перед пением для развития дыхания используются игры– упражнения из комплекса дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Кошка» и др. Во время пения нужно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения, мы выбираем песни с короткими музыкальными фразами.
На первом этапе работы над песней применяются наглядный и словесный методы. Так как у детей с нарушением речи нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений дети не понимают. Поэтому нельзя начинать разучивать песню, пока не будет проведена предварительная словарная работа и текст не будет понятен каждому ребенку. При разучивании песни большое внимание уделяется показу четкой артикуляции. В качестве подготовки к пению можно использовать упражнения артикуляционной гимнастик: «Часики», «Трубочка», «Улыбка».
На втором этапе работы над песней дети осваивают певческие навыки, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Для успешного усвоения этих навыков используются показ движения мелодии рукой, прохлопывание ритма, графическое изображение, дидактические игры и др. Очень полезно пропевать мелодию песни на на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру».Это способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ.
На третьем этапе работы над песней идет ее закрепление и работа над выразительностью исполнения.
3. Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: он оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Снижается возбудимость и нервозность дошкольников.
В упражнениях часто используются предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, погремушки, ленточки и т. д. Применение таких атрибутов способствует развитию мелкой моторики и дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.
При выборе танца важен правильный выбор музыки. Музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. Следует также учитывать двигательные навыки детей : справится ли большинство из них с движениями? Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки, а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.
Танцы, игры с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. Они могут использоваться и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.
Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.
Для развития танцевально-игрового творчества рекомендуется проводить досуги с играми, пением, инсценировками песен, создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности.
Например, для развития выразительности движений и самостоятельности игровых и танцевальных образов детям можно предложить песню на слова Е. Макшанцевой, музыка А. Филиппенко «Песенка о зверятах». Эту песенку дети с удовольствием инсценируют, изображая разных животных.
Пастушок проснулся поутру
Заиграл на дудке: Ту-ру-ру!
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать!
На лугу коровка: «Му-му-му!»
Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!»
А козел рогатый: «Ме-ме-ме!»
А баран б-о-д-а-т-ы-й: «Бе-бе-бе!» Быстрые синички: «Цвики-цвик!»
Воробьи запели: «Чик-чирик!»
Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!»
А собака лает: «Гав! Гав! Гав!»
Из леса кукушка - все: «Ку-ку! Ку-ку!»,
Петушок веселый спел: «Ку-ка-ре-ку!»
А в саду зеленом детвора
Распевает песни: «Та-ра-ра!».
4. Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию, развивающий их творческие способности.
На музыкальных занятиях для развития звуковысотного слуха используют металлофон. Поставленный наклонно, он может стать «музыкальной лесенкой» : дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, в игре «музыкальное эхо» один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бубенцов и бубна. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «холодно - горячо»).
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки, например, при игре молоточком на металлофоне; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок и игре в ансамбле.
Особенная организация музыкальных занятий для детей с нарушением речи является одним из важнейших условий исправления речевых и двигательных недостатков детей, способствует преодолению речевой патологии. Кроме того, музыкальные занятия оказывают воздействие на общее развитие детей : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, познавательная сфера, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Литература:
1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб. «Детство – пресс».1999.
2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. СПб. «Детство-пресс» 2001.
3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М. «Гном-Пресс» 1999.
4. Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. Ж. «Музыкальный руководитель» №3 2005.
5. Смирнова С. Б., Тихонова О. А., Полетаева Н. А. Особенности музыкального воспитания дошкольников с ЗПР. Ж. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности диагностики и коррекции музыкально – ритмического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Даны данные диагностического исследования музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями, представлена система коррекционной работы по данному направлению...
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Дети с нарушением зрнения через игры, хороводы и пляски преодолевают трудности в ориентировке....
Интегрированное занятие "Путешествие по сказкам "для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (итоговая ООД)
Цель: выявить уровень знаний и умений детей по ФЭМП, развитию речи, ознакомлению с окружающим, ОБЖЗадачи: закреплять умения в порядковом и количественном счете в пределах 10, составлять число из двух ...
Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего дошкольного возраста,имеющих нарушения речи.
Музыкально-коррекционная терапия-метод,хорошо зарекомендовавший себя в работе педагогов с детьми с самыми разными нарушениями речи....
«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...
Занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Занятие по физической культуре для детей с ОВЗ...
Комплексное занятие «На лесной полянке» для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель: Закрепление знаний о весенних признаках и насекомых....