Обобщение опыта работы на тему "Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»
статья по теме

Разумова Юлия Николаевна

Раскрывается актуальность методической темы, цель, предпалагаемый и достигнутый результат работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_metodicheskoy_teme.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Гнездышко» Ярославского муниципального района.

Обобщение опыта работы по методической теме

«Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»

Выполнила

Разумова Ю.Н.

Педагог-психолог

Высшей квалификационной категории

П.Туношна-городок 26,д18.

  1. Актуальность темы.

Одним из важнейших принципов взаимодействия педагога-психолога             с современными родителями является приоритет активных методов и форм взаимодействия:  дискуссии, круглые столы, ролевые и деловые игры, занятия        с элементами тренинга, детско-родительские мероприятия и др. Активные формы  и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску. Групповая и командная работа участников способствует сплочению и укреплению благоприятного микроклимата в коллективе или группе родителей.

Организуя работу с родителями, я ставлю  для себя следующие цели:

 1.Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе,  изменение их  жизненных стереотипов, родительских установок и  формирование эффективных способов взаимодействия с собственным ребенком через организацию психолого-педагогического просвещения и помощи.

Постановка именно этих целей диктуется следующими обстоятельствами:  1. Большинство родителей бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей, т. к. не способны справляться с проблемами психического и личностного развития. Родители не понимают своеобразия детей, их возрастных особенностей, а воспитание в основном детерминировано неблагоприятными личностными особенностями родителей (тревожность, аффективность, недоверие, противоречивость).  

 2.Нарушения в системе детско-родительских отношений сказываются как на психическом, так и на физическом развитии ребенка. Полная реализация целей развития и  коррекции может быть достигнута только через изменение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых целенаправленных и осознанных усилий.  

3. Достижение коррекционно–развивающего эффекта в системе специальных занятий в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность детей. Необходимым условием закрепления достигнутого является личная заинтересованность родителей и их активное воздействие на ребенка.

4. Отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. 

 Таким образом, мы рассматриваем родителей как потенциальных партнеров в образовательном процессе. Успех такого партнерского взаимодействия определяется готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Такой подход требует использования именно активных форм работы психолога с родителями и педагогами. В активных формах родители самостоятельно или вместе с психологом постигают основные понятия, правила, законы; учатся видеть ситуацию в целом, находить противоречия; родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, в выборе способа реализации или рекомендации; предоставляется возможность поделиться собственным опытом.

С помощью  активных форм работы педагоги готовы к внедрению инновационных форм деятельности в свою работу.

 Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.

В своей работе я использовала активные групповые формы работы:

  1. Семинары-практикумы:  позволяет  родителям и педагогам приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия.  За время работы над методической темой разработала и провела со взрослыми следующие занятия:

С родителями: «Пока еще не поздно….поощрение или наказание» (2010г, 2012г), вечер-досуг «Моя дружная семья» во 2-ой младшей группе», (2012г, 2014г),  «Развитие самооценки у детей логопатов» (2012г,2014г), «Адаптация ребенка к детскому саду» и т.д.

С педагогами: «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ» (2016г), «Эффективное общение с родителями» (2016г), «Песок как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» (2016г), «Кувшин наших эмоций» (2016г) и т.д.

  1. Детско-родительские мероприятия: дают возможность показать  родителям и педагогам возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. За время работы над методической темой разработала и провела совместные занятия родителей и детей: «Я, ты, он, она, вместе дружная семья», «В детском саду хорошо, а в школе лучше», «Мотивационная готовность ребенка к школе» и другие по программе  «школа  родителя будущего первоклассника» (реализация программы с 2014года), которые  способствовали   успешной  адаптации и социализации детей в школе; осенние развлечение для детей и взрослых «Цветик-семицветик» (2014г), творческое занятие с изготовлением волшебных красок «Путешествие в страну Фантазию» (2011г), совместное занятие психолога с инструктором по физической культуре «Моя дружная семья» (2012г) и т.п.

3.Открытые занятия с детьми для родителей позволяют  родителю  увидеть других детей в группе, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также  через сравнение с другими  точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. За время работы над методической темой разработала и провела следующие занятия «Приключения муравьишки» (2012г, 2014г), «Приключения колобка» (2012г, 2014г), «В гостях у Божьей коровки» (2015г), « Приключение будущих первоклассников»(2016г), «Возвращение короля» и т.п.

4. Мастер-класс с родителями  и педагогами позволяют поделиться опытом друг с другом. За время работы над методической темой разработала и провела следующие мастер-классы с родителями педагогами: «Волшебная банка с крупами» (2015г), «Изготовление волшебных красок» (2011г,2016г), «Изготовление Валентинки» (2014г), «Кукла-марионетка» (2015г), «Осенние поделки из листьев» (2014г), «Работа с живым песком»

Также провожу ежегодное систематическое просвещение родителей и педагогов через визуальную  информацию. Создаю информационные уголки «Советы психолога» в каждой группе по запросу воспитателей: Ясли: «Как помочь адаптироваться ребенку к детскому саду, «Агрессия в раннем возрасте, причины», «Страхи детей. Причины и последствия »,1-ая младшая:  «Кризис 3-х лет: симптомы, рекомендации родителям», «Как приучить ребенка к самостоятельности», Средняя: «Индивидуальный подход к детям с разным темпераментом»; «Поиграй со мною, мама. Значение игры в жизни ребенка», Старшая: «Почему ребенок лжет?», «Как развивать творческие способности ребенка» Подготовительная: «Компоненты психологической готовности», «Психологический портрет будущего первоклассника», «Коллаж хорошего настроения», «Агрессивный ребенок! Что делать?»

Для педагогов регулярно предлагаю картотеки игр по различным видам психолого-педагогической помощи детям, различные памятки, буклеты, рекомендации по заявленной теме.

Положительные результаты:

1.По отзывам родителей,  подобные формы работы востребованы и практически значимы. Психолог, проводя профилактическую групповую работу с родителями,  вовлекает большое количество участников в образовательную деятельность- 50-60% родителей.

2. Ежегодно увеличивается  запрос  родителей (на 18 %) на индивидуальные консультации к педагогу-психологу.

3. Педагоги систематически повышают  психологическую компетентность по различным вопросам, касающихся воспитания и обучения детей. Готовы к поиску нестандартных решений и творческому самораскрытию себя.

Заключение.

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями и педагогами есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы педагога - психолога, его постоянного стремления включаться в процесс общения со взрослыми как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.

Развитие ребенка и его успешная социализация зависит от окружающих его людей, в первую очередь родителей и педагогов. Необходимо, чтобы взрослые были готовы ответить на любые вопросы ребенка,  подготовить его к адекватному реагированию на неудачи, и при любых условиях быть к общению с ним. Кроме того, процесс взаимодействия позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки ребят к будущей жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию, но также снять напряжение в общении с родителями при решении проблем,  формировать объективную потребность социального партнерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме " Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения через различные виды деятельности".

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей через обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни....

Самообразование, тема: "Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка."

    В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением.  Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная ...

Обобщение опыта работы «Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»

Ведущая идея моей работы: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Содержание        Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...

Проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, б...

Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"

laquo; Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»...