Обобщение опыта работы на тему "Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»
статья по теме
Раскрывается актуальность методической темы, цель, предпалагаемый и достигнутый результат работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_po_metodicheskoy_teme.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Гнездышко» Ярославского муниципального района.
Обобщение опыта работы по методической теме
«Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»
Выполнила
Разумова Ю.Н.
Педагог-психолог
Высшей квалификационной категории
П.Туношна-городок 26,д18.
- Актуальность темы.
Одним из важнейших принципов взаимодействия педагога-психолога с современными родителями является приоритет активных методов и форм взаимодействия: дискуссии, круглые столы, ролевые и деловые игры, занятия с элементами тренинга, детско-родительские мероприятия и др. Активные формы и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску. Групповая и командная работа участников способствует сплочению и укреплению благоприятного микроклимата в коллективе или группе родителей.
Организуя работу с родителями, я ставлю для себя следующие цели:
1.Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе, изменение их жизненных стереотипов, родительских установок и формирование эффективных способов взаимодействия с собственным ребенком через организацию психолого-педагогического просвещения и помощи.
Постановка именно этих целей диктуется следующими обстоятельствами: 1. Большинство родителей бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей, т. к. не способны справляться с проблемами психического и личностного развития. Родители не понимают своеобразия детей, их возрастных особенностей, а воспитание в основном детерминировано неблагоприятными личностными особенностями родителей (тревожность, аффективность, недоверие, противоречивость).
2.Нарушения в системе детско-родительских отношений сказываются как на психическом, так и на физическом развитии ребенка. Полная реализация целей развития и коррекции может быть достигнута только через изменение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых целенаправленных и осознанных усилий.
3. Достижение коррекционно–развивающего эффекта в системе специальных занятий в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность детей. Необходимым условием закрепления достигнутого является личная заинтересованность родителей и их активное воздействие на ребенка.
4. Отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Таким образом, мы рассматриваем родителей как потенциальных партнеров в образовательном процессе. Успех такого партнерского взаимодействия определяется готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Такой подход требует использования именно активных форм работы психолога с родителями и педагогами. В активных формах родители самостоятельно или вместе с психологом постигают основные понятия, правила, законы; учатся видеть ситуацию в целом, находить противоречия; родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, в выборе способа реализации или рекомендации; предоставляется возможность поделиться собственным опытом.
С помощью активных форм работы педагоги готовы к внедрению инновационных форм деятельности в свою работу.
Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.
В своей работе я использовала активные групповые формы работы:
- Семинары-практикумы: позволяет родителям и педагогам приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия. За время работы над методической темой разработала и провела со взрослыми следующие занятия:
С родителями: «Пока еще не поздно….поощрение или наказание» (2010г, 2012г), вечер-досуг «Моя дружная семья» во 2-ой младшей группе», (2012г, 2014г), «Развитие самооценки у детей логопатов» (2012г,2014г), «Адаптация ребенка к детскому саду» и т.д.
С педагогами: «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ» (2016г), «Эффективное общение с родителями» (2016г), «Песок как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» (2016г), «Кувшин наших эмоций» (2016г) и т.д.
- Детско-родительские мероприятия: дают возможность показать родителям и педагогам возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. За время работы над методической темой разработала и провела совместные занятия родителей и детей: «Я, ты, он, она, вместе дружная семья», «В детском саду хорошо, а в школе лучше», «Мотивационная готовность ребенка к школе» и другие по программе «школа родителя будущего первоклассника» (реализация программы с 2014года), которые способствовали успешной адаптации и социализации детей в школе; осенние развлечение для детей и взрослых «Цветик-семицветик» (2014г), творческое занятие с изготовлением волшебных красок «Путешествие в страну Фантазию» (2011г), совместное занятие психолога с инструктором по физической культуре «Моя дружная семья» (2012г) и т.п.
3.Открытые занятия с детьми для родителей позволяют родителю увидеть других детей в группе, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. За время работы над методической темой разработала и провела следующие занятия «Приключения муравьишки» (2012г, 2014г), «Приключения колобка» (2012г, 2014г), «В гостях у Божьей коровки» (2015г), « Приключение будущих первоклассников»(2016г), «Возвращение короля» и т.п.
4. Мастер-класс с родителями и педагогами позволяют поделиться опытом друг с другом. За время работы над методической темой разработала и провела следующие мастер-классы с родителями педагогами: «Волшебная банка с крупами» (2015г), «Изготовление волшебных красок» (2011г,2016г), «Изготовление Валентинки» (2014г), «Кукла-марионетка» (2015г), «Осенние поделки из листьев» (2014г), «Работа с живым песком»
Также провожу ежегодное систематическое просвещение родителей и педагогов через визуальную информацию. Создаю информационные уголки «Советы психолога» в каждой группе по запросу воспитателей: Ясли: «Как помочь адаптироваться ребенку к детскому саду, «Агрессия в раннем возрасте, причины», «Страхи детей. Причины и последствия »,1-ая младшая: «Кризис 3-х лет: симптомы, рекомендации родителям», «Как приучить ребенка к самостоятельности», Средняя: «Индивидуальный подход к детям с разным темпераментом»; «Поиграй со мною, мама. Значение игры в жизни ребенка», Старшая: «Почему ребенок лжет?», «Как развивать творческие способности ребенка» Подготовительная: «Компоненты психологической готовности», «Психологический портрет будущего первоклассника», «Коллаж хорошего настроения», «Агрессивный ребенок! Что делать?»
Для педагогов регулярно предлагаю картотеки игр по различным видам психолого-педагогической помощи детям, различные памятки, буклеты, рекомендации по заявленной теме.
Положительные результаты:
1.По отзывам родителей, подобные формы работы востребованы и практически значимы. Психолог, проводя профилактическую групповую работу с родителями, вовлекает большое количество участников в образовательную деятельность- 50-60% родителей.
2. Ежегодно увеличивается запрос родителей (на 18 %) на индивидуальные консультации к педагогу-психологу.
3. Педагоги систематически повышают психологическую компетентность по различным вопросам, касающихся воспитания и обучения детей. Готовы к поиску нестандартных решений и творческому самораскрытию себя.
Заключение.
Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями и педагогами есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы педагога - психолога, его постоянного стремления включаться в процесс общения со взрослыми как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.
Развитие ребенка и его успешная социализация зависит от окружающих его людей, в первую очередь родителей и педагогов. Необходимо, чтобы взрослые были готовы ответить на любые вопросы ребенка, подготовить его к адекватному реагированию на неудачи, и при любых условиях быть к общению с ним. Кроме того, процесс взаимодействия позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки ребят к будущей жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию, но также снять напряжение в общении с родителями при решении проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме " Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения через различные виды деятельности".
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей через обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни....
Самообразование, тема: "Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка."
В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением. Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная ...
Обобщение опыта работы «Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»
Ведущая идея моей работы: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник....
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»
Содержание Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...
Проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, б...
Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"
laquo; Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»...
«Развитие и формирование словаря дошкольников через активные формы работы с детской художественной литературой», выполнила Батина И.А, воспитатель группы №4.
Практические рекомендации по сочинению сказок....