Конспект интегрированного занятия «Комнатные растения. Хлорофитум и кактус»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Наиболее интересным сенсорным материалом для детей дошкольного возраста являются растения. Одним из важнейших эффектов при работе с растениями – изменение психологического состояния ребенка. Растительная среда существенно снижает тревожность и агрессивность, усиливает спокойствие и эмоциональную устойчивость, пробуждает радость жизни.  При работе с детьми  с ОВЗ (ограниченными  возможностями здоровья), у которых отмечается низкий уровень самоконтроля, слабость познавательных интересов,  проблемы в коммуникативной сфере,  внедряется  в практику работы технология  гарденотерапии  (садовой терапия).     

         В повседневной жизни у дошкольников воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за цветами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Комнатные растения.  Хлорофитум  и кактус»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие».

Цель:  Активизация и расширение знаний о комнатных растениях. Формирование практического умения размножать растение отростком.

Задачи:

Образовательные:

-  закреплять  навыки ухода за комнатными растениями;

- формировать    практическое умение  размножать комнатное растение отростком  по показу педагога;

- закреплять в активном словаре названия комнатных растений и их частей.

Коррекционные:

- закреплять навыки словообразования и словоизменения различных частей речи;

-  развивать словесно-логическое мышление, умение отвечать на вопросы простыми распространенными предложениями и сложноподчиненными предложениями;

-  развивать движения кистей и пальцев рук;

- развивать навыки свободного общения со сверстниками и взрослыми в индивидуальной и  совместной деятельности.

Воспитательные:

- развивать психологическую чувствительность к миру природы, умение проявлять эмоциональную отзывчивость;

- развивать интерес к природе и осознанно правильное отношение к ней.

Ход занятия

1. Организационный момент    Воспитатель

- К нам в группу пришла посылка. Как можно узнать, кто прислал посылку?

(Надо посмотреть на обратный адрес, который указан на посылке). Фотография  феи цветов.

- Посмотрим, что в посылке. Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята. Я была у вас в детском саду и видела много красивых комнатных цветов. Я хочу подарить вам маленькие усы хлорофитума и надеюсь, что вы вырастите из них красивые растения». Воспитатель достает отвростки хлорофитума.

- Выполним просьбу феи.

2. Введение в тему             Воспитатель

- Для чего еще нужны комнатные растения?

(Комнатные растения это источник - красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья).

- Отгадайте загадку. (Это комнатные растения)

- Повторите загадку, глядя на таблицу.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. 

(все одновременно повторяют загадку с опорой на мнемотаблицу).

3. Объявление темы         Воспитатель

- Скажите, отростки какого комнатного растения, прислала  фея?

(Фея  прислала отростки хлорофитума).

- Перед тем, как посадить хлорофитум, рассмотрим его.

- У хлорофитума, как у любого растения, есть корень, листья, а вот стебля нет. Его листья идут сразу от корня.

- Посмотрите и скажите, какого цвета бывают листья у хлорофитума?

(Листья у хлорофитума могут быть одного цвета – зеленого и двух цветов: зеленые с белой полоской в центре листа).

4.Игра «А вчера?». Образование формы прошедшего времени глаголов. Проводится по картинкам с изображением данных действий. Логопед

- Ребята, Светлана Ивановна сказала мне, что вы проводили интересные опыты с землей и трудились в уголке природы. Поиграем в игру. Я называю действие, которое происходит сегодня, в данный момент. А вы повторяете предложение, но говорите об этом же действии, как будто оно было вчера.

-Миша поливает землю водой.  А вчера? (Миша поливал землю водой).

- Вера насыпает землю в горшок.  (Вера насыпала землю в горшок).

- Вика рыхлит землю вокруг фикуса. (Вика рыхлила землю вокруг фикуса).

- Алена опрыскивает листья лимона. (Алена опрыскивала листья лимона).

- Руслан поливает алоэ. (Руслан поливал алоэ).

- Алеша протирает листья  монстеры. (Алеша протирал листья  монстеры).

- Дети ухаживают за комнатными цветами. (Дети ухаживали за комнатными цветами).

5.Психогимнастика  Логопед

Дети выполняют действия в соответствии с содержание текста.

Мы горшочек взяли,

Сидят на корточках лицом в круг

В него землю насыпали.

Встают. Имитируют движение

 «насыпают» совочком землю.

И отростки цветов

Дружно мы сажали.

Приседают.

Медленно встают.

А потом водою теплой поливали.

Имитируют движение.

Высоко поднялись ростки,

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

К солнышку тянутся они.

Разводят руки в стороны, описывают круг.

6. Практическая работа «Посадка отростков» Воспитатель

- Дети, посмотрите, мы уже подготовили горшочки с землей для посадки растений и сейчас будем садить маленькие отростки хлорофитума.

- Возьми палочку и сделайте углубление (ямку) в центре горшочка.

- Возьмите  растение и поместите корни в углубление.

- Уплотните (утрамбуйте) землю в горшке.

- Поставьте горшок на поддон и полейте его.

7. Игра с мячом. «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом          Логопед

Фиалка — фиалочка,

корень — корешочек,

стебель — стебелек,

лист — листочек,

бутон — бутончик,

отросток — отросточек,

цветок — цветочек,

земля — земелька  (землица),

вода — водичка (водица),

солнце — солнышко.

8. Динамическая пауза «Кактус». Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики                     Логопед

На окне цветок колючий

Показывают прямоугольник перед собой.

Смотрит за околицу

Делают «бинокль» из ладошек.

Вы его не троньте лучше -

Грозят пальчиком.

Очень больно колется.

«Укалывают»  пальчиком ладошку и морщатся.

     Не подушка для иголок,

Складывают ладошки под щёчку.

И не ёжик, и не ёлка,

Складывают  ладошки. Растопыривают  пальцы , «рисуют» ёлку перед собой.

Но не  даст себя в обиду,

Отрицательный жест головой и указательным пальчиком.

Потому что весь в иголках.

«Укалывают»  пальчиком ладошку.

9. «Тестопластика» «Кактус» Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.  Активизация словаря по теме, развитие связной речи мышления.                   Логопед

- О каком растении мы рассказали стихотворение? (Мы рассказали о кактусе).

- Посмотрите, какое это необычное растение. Вместо листьев у него колючки.

- Что можно сказать о кактусе? Какой он? (Он  зеленый, и колючий,  круглый).

- Я предлагаю вам изготовить кактус своими руками из соленого теста.  

- Возьмите кусочек зелёного солёного теста и скатайте из него шар. Раскатывайте шар между ладошками.

- Поместите шар-кактус  в горшочек.

- Чего не хватает нашим кактусам? ( Кактусам не хватает колючек).

- Колючки мы сделаем из макаронных изделий – вермишели.

- Воткните в зеленое тесто «иголки» - вермишельки — это колючки кактуса.

10. Закрепление понятий «живой – не живой» Развитие словесно-логического мышления, умения отвечать сложноподчиненными предложениями.    Логопед

- Я прочитаю небольшой рассказ, а вы скажите о каком из двух цветов: хлорофитуме, который вы посадили или кактусе, который слепили, может быть этот рассказ.

        Скоро наступит весна. Это время для посадки комнатных растений. Цветоводы  посадят маленькие растения в  горшки и будут ухаживать за ними и  наблюдать за их ростом. Вскоре комнатные растения наберут силу, начнут  расти, расцветать и радовать глаз своим цветением.

        (Этот рассказ о хлорофитуме, потому что это живое растение. Хлорофитум будет расти, его надо поливать, рыхлить, ухаживать. Кактус не живой. Он всегда будет такой, как мы его слепили).

10. Итог     Воспитатель

- Какой комнатный цветок вы посадили?

- Какой цветок слепили?

- Расскажем стихотворение  об этих растениях.

В нашей группе  на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки:

Хлорофитум и толстянка,

А вот и кактусов семья,

Их слепили мы друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Комнатные растения"

В конспекте представлено подгрупповое лексико-грамматическое занятие по теме "Комнатные растения"...

Конспект открытого занятия. "Комнатные растения" 3-4 года

Виды деятельности: Игровая, познавательно – исследовательская, изобразительная, коммуникативная....

Конспект комплексного занятия "Комнатные растения - наши друзья"

Конспект комплексного занятия "Комнатные растения - наши друзья"...

конспект занятия по продуктивной деятельности (ЛЕПКА) "Кактус для Лунтика" 2 младшая группа

конспект занятия по продуктивной деятельности (ЛЕПКА) "Кактус для Лунтика" 2 младшая группа...

Интегрированное занятие "Комнатные растения"

Цель: познакомить детей с разновидностями комнатных растений...

Интегрированное занятие «Комнатные растения» в средней группе

Интегрированное занятие «Комнатные растения» в средней группе...

Конспект открытого занятия Комнатные растения

Конспект открытого занятия Комнатные растения...