СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_korrektsionno.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время наблюдается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посещающих дошкольные образовательные организации, которые реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Наиболее характерна эта тенденция для малых населенных пунктов, где зачастую отсутствуют детские сады с группами компенсирующего и комбинированного вида и у родителей нет права выбора образовательного учреждения. Современное образование инклюзивно, оно обеспечивает равное отношение ко всем лицам, но при этом создает специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями для получения соответствующего уровня образования. Но не всегда условия образовательных организаций соответствуют возможностям реализации необходимой программы психолого-педагогического сопровождения. Во многом это связано с уровнем квалифицированности педагогов, степенью материально-технического оснащения, невозможностью эффективной и полной реализации индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ в условиях многочисленности детей дошкольной группы.
В связи с этим основной задачей педагогов дошкольных образовательных организаций становится поиск эффективных инструментов работы с различными категориями детей с ОВЗ для интеллектуального, творческого, эмоционального и физического развития в условиях общеобразовательной группы.
Основной задачей дошкольного обучения, особенно актуальной в настоящее время, считается развитие мыслительных функций. Опираясь на идеи, высказанные в исследованиях П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и др., коррекционная и развивающая работа с детьми должна быть выстроена по принципу «от движения к мышлению».
Дошкольный возраст является периодом активного развития мозговых структур, что обеспечивается межполушарным взаимодействием. Межполушарное взаимодействие гарантирует стабильность передачи информации между полушариями, что определяет единство мозга и эффективность его работы [1]. Это способствует развитию сенсорной и пространственной координации, расширению возможностей произвольного внимания, самоконтроля, познавательных процессов и речи. Для детей дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ, это является основой развития.
Межполушарное взаимодействие можно развить через комплекс движений – кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения привлекательны своей понятностью, доступностью и удобством использования.
Опыт систематического и комплексного использования кинезиологических упражнений в коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи воспитателями и специалистами МАДОУ «Детский сад №25» г. о. Верхний Тагил показал, что, несмотря на особенности детей с разным анамнезом, использование кинезиологических упражнений является универсальным методом коррекционной и развивающей работы, включающим механизм сочетания мысли и движения, создающим предпосылки для становления познавательных процессов [2].
Главный принцип, обуславливающий успешность применения данного метода в условиях дошкольной организации, – это продуманная система и скоординированная работа всех участников образовательных отношений. Данный метод может использоваться не только педагогами, обеспечивающими коррекционное обучение, но и воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, которые также активно реализуют программы сопровождения детей с ОВЗ и могут использовать кинезиологические упражнения как элемент занятия.
Именно здесь важна компетентность при обучении педагогов и специалистов программе использования кинезиологических упражнений. В настоящее время существуют многочисленные трактовки упражнений с вербальным пояснениями в виде стихов, под одним и тем же названием могут скрываться различные позиции частей тела и движения. В этом заключается обеспечение преемственности между специалистами и педагогами в работе с детьми ОВЗ.
Структура использования кинезиологических упражнений в условиях дошкольной организации может быть выстроена следующим способом:
- Разучивание и закрепление двигательного действия на ежедневных занятиях, проводимых педагогом-психологом либо воспитателем группы, показ образца движений, сопровождаемый словом; последующее выполнение показанного движения ребенком с учетом правильности и четкости [3, 5].
- Создание творческой группой педагогов дошкольной организации картотеки используемых кинезиологических упражнений, составленных по мере усложнения и в соответствии с тематическим планированием образовательной программы [4].
- Проведение круглых столов и мастер-классов по практической реализации кинезиологических упражнений для воспитателей, специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и их родителей.
- Использование специалистами на занятиях по музыкальному, речевому и физическому развитию, а также на индивидуальных встречах с ребенком кинезиологических упражнений из разработанной картотеки в соответсствиии с целью занятия.
- Проведение специалистами совместных занятий с родителями по использованию кинезиологических упражнений с ребенком с ОВЗ в условиях дома.
Основываясь на реалиях современного образования, можно сделать вывод о том, что воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОВЗ является очень важным аспектом в системе дошкольного обучения. Специфика организации такого процесса опирается на необходимость продуманной, четко скоординированной работы всего педагогического коллектива дошкольной организации с активным привлечением родителей.
Библиографический список:
- Васенков, Г.В. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / Г.В. Васенков, И.Е. Светлова - М.: Образование, 2015.С.11.
- Паутова, В.В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. №10. С.96-100. Режим доступа: http: //e-koncept.ru/2015/15354.htm (дата обращения: 5.10.2021).
- Гейл Е.Деннисон. «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей / Гейл Е.Деннисоy, Пол Е.Деннисон – СПб.: Весь, 2015. – 320 с. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-pol-dennison/171037-gimnastika-mozga-kniga-i-roditeley-pol-dennison/read/page-13.html (дата обращения: 5.10.2021).
- Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2010. - 48 с.
- Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2014.- 60с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИДОРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дання статья посвящена детям с Синдромом Дауна, их социализации и адаптации....
Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.
Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИо сопровождении ранней профориентациив условиях дошкольной образовательной организации...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Актуальнос...
«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»
Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и осн...