МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
консультация

Зыбарева Наталья Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

о сопровождении ранней профориентации

в условиях дошкольной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

о сопровождении ранней профориентации

в условиях дошкольной образовательной организации

Аннотация

Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, определяющими содержание образовательной работы с детьми в этом направлении, и входит в социально-коммуникативное и познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Реализация содержания по образовательным областям происходит в разных видах детской деятельности. Для социально-коммуникативного развития – это самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), для познавательного – исследование объектов окружающего мира.

Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. 

Работу по ранней профориентации в ДОУ необходимо проводить так, чтобы ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного соответствующего методического и наглядного материала. Однако, анализ состояния ранней профориентации позволил выделить противоречие между растущей актуальностью ранней профориентации, богатством информационного поля и недостаточной разработанностью организационно — методических условий её проектирования и средств реализации.

Для организации системной, планомерной работы воспитателей в МБДОУ разработаны методические рекомендации о сопровождении ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. 

Методические рекомендации могут быть использованы воспитателями, специалистами детских дошкольных учреждений.

Представленные материалы соответствуют ФГОС ДО, удостоены диплома 2 степени регионального конкурса методических материалов по организации и содержанию деятельности, направленной на воспитание, обучение, развитие и социализацию обучающихся «Ступени» по направлению «Развитие и воспитание дошкольников».

Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение — процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. 

Профессиональное самоопределение — это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. 

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. 

Ранняя профориентация призвана: 

— дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; 

— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; 

— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно. 

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: 

— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

 — профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). 

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. 

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно — пространственной развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Реализация комплекса позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов: 

-ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; 

-называет профессии разных сфер экономики; 

-различает профессии по существенным признакам; 

-называет профессионально важные качества представителей разных профессий; 

-выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); 

-объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; 

-объясняет роль труда в благополучии человека; 

-имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; 

-моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; 

-участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; 

-эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; 

-демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками с использованием форм и методов, соответствующих ФГОС ДО. 

Формы и методы профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

 Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй. 

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять следующие методы обучения и воспитания: 

— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); 

— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); 

— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда); 

— игровой (квест-игра, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). 

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. 

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям: 

-приближение детей к труду взрослых; 

-приближение работы взрослых к детям; 

-совместная деятельность детей и взрослых. 

Приближение детей к труду взрослых. 

Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. 

Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). 

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. 

Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Лепка, аппликация, конструирование — все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы. 

Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников. 

В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например, «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик». 

Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника. 

Приближение работы взрослых к детям. 

К данному направлению работы относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий, в том числе, с родителями детей, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. 

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: в медицинский кабинет, прачечную, библиотеку, школу, магазин, аптеку, парикмахерскую, ателье, к светофору, на почту, на работу к родителям. 

В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. 

 Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». 

Не менее эффективными являются виртуальные экскурсии. При помощи медиа технологий возможно переместиться на любое производство. 

Совместная деятельность взрослого и ребёнка. 

К этому направлению работы с детьми относятся квест-игра, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка. 

Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: 

— игры с предметами («Собери набор повара»; «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами»);

— настольно-печатные игры («Ассоциации», «Найди два одинаковых инструмента»);

— словесные игры («Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот»).

Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. 

В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. 

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно — игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин». 

В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья — хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День шахтера, День дошкольного работника, День учителя, День железнодорожника. 

Участие детей в различных творческих конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях также может носить профориентационный характер. 

Квест-игра — уникальная форма образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно — исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В случае проведения квеста по профессиям в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания, связанные с темой «Профессии» и находят подсказки.

Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. 

Сюжетно-ролевая игра — не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. 

Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно — ролевых игр: 

-воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар); 

-принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге; 

— правильно называть себя в игровой роли («Я — водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»); 

-передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижет), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно); 

-самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса); 

-договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»). 

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. 

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: 

-строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;

-находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. 

В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (шахтер, продавец, полицейский, пожарный, врач, водитель, журналист). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. 

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: 

-вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты; 

-вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); 

-расширять набор сюжетов для игр («Служба спасения», «Развлекательный центр», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»). 

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. 

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды. 

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает: 

-подбор художественной литературы, энциклопедий, связанных с темой «Профессии»; 

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; 

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями; 

-подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; 

-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»; 

-подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; 

-выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;

-оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; 

-организация мини-музея «Профессии наших родителей»; 

-изготовление костюмов и подбор предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр.  

  Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. Например, средства музейной педагогики помогут заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников. Организация мини-музея «Профессии наших родителей» в группе способствует расширению знаний детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе, а также формированию у детей потребности задуматься о выборе будущей профессии.

В музее собираются экспонаты – предметы, относящиеся к профессиям родителей детей группы. Это могут быть реальные вещи, одежда, головные уборы и изготовленные своими руками. На полках для соответствующих профессий размещаются папки с пословицами о труде, беседами, стихотворениями о профессиях, фотографиями родителей на рабочем месте. Коллекции мини-музея и печатные материалы используются в различных видах детской деятельности: сюжетно-ролевых играх, игровых ситуациях и т.д.

Для мини-музея совместно с родителями и детьми можно изготовить календарь профессиональных праздников на мастер-классе «Календарь профессий «Трудовичок». Проведение мастер-класса способствует развитию у воспитанников эмоционального отношения к многообразию профессий. Рассматривая листы календаря, ребенок испытывает гордость за родителей, положительные эмоции.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации

Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Актуальнос...

Статья_из опыта работы_Ранняя профориентация в условиях дошкольной образовательной организации

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и проекта товарищества, ознакомлению развивает направленной пытливость и первоначальн...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

В статье раскрывается актуальность проблемы организации ранней профориентации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автор выделяет и дает описание направлений работы по ранней профориент...

Ранняя профориентация в условиях дошкольной образовательной организации

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, в содержание образовательной деятельности с детьми входит социально-коммуникативное и познавательное разви...

«Использование современных форм и методов ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации»

Труд становится великим воспитателем,когда он входит в жизнь наших воспитанников,дает радость дружбы и товарищества,развивает пытливость и любознательность,рождает новую красоту в...

Методическая разработка на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Ознакомить педагогов и родителей с особенностями адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Определить методы и приемы, способствующие успешной адаптации....