ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИДОРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по информатике (старшая группа) на тему

Никулина Татьяна Леонидовна

Дання статья посвящена детям с Синдромом Дауна, их социализации и адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsess_sotsializatsii.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИДОРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Никулина Татьяна Леонидовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 73 «Мишутка» г. Старый Оскол

           В России с каждым годом  растет число детей-инвалидов.  Это  объясняется  и ухудшением экологии, и увеличением заболеваемости  самих родителей и многими другими причинами.  И, хотя   Правительством  Российской Федерации решению  этой проблемы  уделяется большое внимание, ситуация остается  острой. По данным Министерства Здравоохранения количество детей-инвалидов достигло 617 тысяч, причем основными причинами инвалидности остаются психические расстройства и болезни нервной системы. Кто они дети-инвалиды? Как адаптировать их социум? Это каждодневные вопросы решают и родители, и педагоги дошкольного образования. Ведь дети-инвалиды имеют такие же права, как и обычные дети.

К  одной из таких групп инвалидности и принадлежат дети с синдромом Дауна. Синдром Дауна - одна из самых распространённых форм умственной отсталости. Популяционная частота составляет 1:700 новорожденных детей, причём мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.

Одним из современных приоритетов российского образования является развитие  инклюзивной образовательной среды. Она  дает возможность детям с ОВЗ включиться в учебный процесс. Составляющим механизмом социализации  является адаптация, благодаря которой человек становится полноправным членом общества.

При реализации социализации осуществляется развитие, формирование и становление личности. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, путей более полной социализации.

Пребывания в детском саду особым детям дает возможность внедриться в основной поток сверстников. В дошкольном учреждении эти дети получают определенный набор знаний, умений и навыков. Дети с синдромом Дауна могут ежедневно общаться со своими сверстниками, при этом здоровые дети, понимают, что есть более слабые дети, которым необходимо оказывать помощь,  и которым нужна защита. Здоровые дети помогают ослабленным детям одеться, раздеться, обуться, разуться. То есть,   воспитываясь вместе, при поступлении в школу, они постепенно  приобретут опыт общения.  Посещая детский сад, они будут прочно закреплять приобретенные умения при самообслуживании, общей и тонкой моторики, координацию движений, научатся общаться с другими людьми без присутствия родителей.

        Одно из наиболее ценных приобретений  в детском саду является игра.   Играя,   ребенок естественным  образом и развивается,  и приобретает знания.   Принимая активное участие в игре,  детям   следует запомнить правила игры.  Они должны   уметь делиться игрушками. Для детей с этим диагнозом все эти действия весьма сложны. И все же приобретенные навыки в детском саду помогут им сформировать правильную модель поведения и решить задачи, которые стоят перед  педагогами дошкольного образования и их родителями.

Детям с синдромом Дауна,  нужна упрощенная программа, так как в своем развитии они значительно отстают от своих сверстников. Следует сказать, что эмоциональное развитие этих детей, не отличается от эмоционального развития своих сверстников. Эти дети позже начинают ходить,  чем их сверстники, позже начинают разговаривать. Они рассеяны, физически слабы,  и  часто болеют. К окружающему миру особые дети не проявляют никакого интереса. Они, равнодушны к процессам и явлениям  происходящими,  в природе и социальной жизни.  Особым детям очень трудно  поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна,  различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Коррекционная работа  с детьми с синдромом Дауна  направлена на социализацию,  которая дает им  возможность интегрироваться в общество. Так, прежде всего, у этих детей необходимо развивать все жизненно необходимые навыки, чтобы войдя во взрослую жизнь, они смогли бы себя самостоятельного обслуживать самих себя, выполнять несложную работу в быту. Работа должна быть направлена на формирование  у них правильного поведения в быту, а также следует  закреплять культурно-гигиенические навыки.  

Выделяют основные  этапы социализации ребенка с синдромом Дауна:

1 этап – организация безбаръерной среды, дать ему возможность изучить то пространство, в котором он находится, ознакомиться с игрушками и предметами, к которым он проявляет интерес;

2 этап - привлечение ребенка к сотрудничеству с психологом или педагогом;

3 этап - расширение объектов сотрудничества, то есть, ребенок вовлекается в работу с психологом, педагогом, музыкальным терапевтом, логопедом;

4 этап -  создание стойких правильных стереотипов поведения;

5 этап - объединение на одном занятии нескольких детей;

6 этап – совмещение  в стойкие группы по 2-3 ребенка. То есть, группа начинает общее существование по статичному расписанию. Эти дети должны выдержать занятие, которое станут для них общим, но и задание будут одинаковыми и объем их должен совпадать. Такие группы подобрать сложно, потому могут быть незначительные отклонения, но желательно, чтобы они были незначительными [2, c. 57]

Сенсорное воспитание является главным направлением в работе по социализации детей с синдромом Дауна.  Оно направленно на полноценное восприятие ребенка, а также заложено развитие чувственного ощущения. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребенка. После чего особый ребенок начинает позитивно воспринимать окружающую его действительность, через практическую деятельность. И как следствие ребенок начинает позитивно воспринимать окружающую его действительность.

Всю мощь инклюзивных технологий можно подразделить на коррекционные и образовательные технологии. Методическим ядром являются индивидуальные программы развития, разработанные с учетом потребностей определенного ребенка. Образовательные технологии основаны на индивидуализации и дифференциации.  Выбор образовательно-организованной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальной программой. Коррекционные технологии направлены на улучшения здоровья особых детей.  Сюда входит применение специализированных физкультурных комплексов, развитие интеллектуальных способностей, развитие эмоциональной сферы ребенка. Улучшение коммуникативных навыков. Инклюзивные технологии, зачастую являются вариациями распространенных  педагогических технологий, однако имеются новшества. Новшеством является технология семейной комнаты, основная на принципах инклюзии. В рамках семейной комнаты происходят три этапа работы с дошкольниками: 1) просвещение родителей о психофизиологических особенностях развития их детей, а также о целях, задачах и общем векторе педагогико-воспитательной деятельности в форме беседы или дискуссии; 2) развитие позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми; 3) совместное участие детей и родителей на занятиях.  В процессе интеграции особых детей в социум огромное значение представляют социально – культурные технологии, в которых важен принцип партнерства. Такие мероприятия как   утренники, должны строиться на активном участии детей, работников доу и родителей.  Родители детей с синдромом Дауна,  как правило,  участвуют в подготовке утренников и других открытых мероприятий.

Большую практическую сложность может представлять применение физкультурных инклюзивных технологий. Дети с синдромом Дауна с трудом выполняют физические упражнения, так плохо воспринимают учебный материал. Для детей имеющих ограничения на физическом плане,  составляется специальный курс развития, который в обязательном порядке включает в себя коррекционные упражнения.

Следовательно, рассмотрев технологические аспекты построения процесса социализации детей с синдромом Дауна  в условиях доу, можно отметить, что для педагогов дошкольников имеется разработанная методологическая база инклюзивных технологий для осуществления успешной деятельности в данном направлении. Для особых детей, существует возможность социальной адаптации.  Целенаправленная система социально педагогических мероприятий,  включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно–образовательный процесс раннего возраста, повысить уровень его развития. Положительное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения,  могут существенным образом, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Наивысших  результатов в работе с детьми синдромом Дауна, можно достичь при четких и совместных действиях родителей и педагогов дошкольного учреждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся / Л. Г. Красковская // Дефектология. – 1986. –№2 – С. 32-35.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. -  М; Просвещение. -1991. – 207с.

3. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация

 / И. А.Коробейников. – М.: ПЕР СЭ; 2002. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

Дипломная работа Особенности гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕВведение….…..........……………………………………………………...........1 Теоретические основы проблемы полоролевой социализации дошкольников……………………………...…..............……………………..1.1 Понятие и сущнос...

Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Приобщение детей к семейным ценностям по возрастам.Общение ребенка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание....

Социализация детей с особыми возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации

Число детей с особыми физическими и психическими возможностями здоровья (ОВЗ) с каждым годом увеличивается.  Детский сад становится тем местом, где каждый ребенок  может полноценно развивать...

Использование арт-терапии как условие успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации.

Детская Арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами - это лечение творчеством. Основная цель Арт - терапии сост...