Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора "Дары Фрёбеля"
консультация по коррекционной педагогике
Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит в образовательном учреждении, где педагог, является главным организатором детских развивающих игр. Именно игра, как основной вид детской деятельности является источником и стимулом формирования навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития познавательных навыков, а тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» и используются нами в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»
Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит в образовательном учреждении, где педагог, является главным организатором детских развивающих игр. Именно игра, как основной вид детской деятельности является источником и стимулом формирования навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития познавательных навыков, а тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» и используются нами в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Нашу группу посещают дети с интеллектуальными нарушениями. У этих детей наблюдается отставание во всех видах деятельности, включая игры, рисование, конструирование.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему миру. У таких детей страдает внимание, память, речь. Им свойственна эмоциональная незрелость.
Так же в нашей группе обучаются дети с РАС. Все мы знаем, что аутизм это серьезное нарушение психического развития. Эти дети тяжело идут на контакт, им свойственны однообразные повторяющиеся действия. При обучении такие дети испытывают трудности при организации в пространстве. У них западает умение классифицировать, внимание, речь, образное мышление.
И дети с РАС, и дети с умственной отсталостью испытывают стойкие трудности в обучении и коммуникации. У них практически не развито воображение и при знакомстве с новым предметом им важно не только, увидеть, но и осязать его. А это значит потрогать, подержать в руках.
Отсюда следует, что обучение у таких детей должно быть не образным, а осязательным. Такое осязательно - игровое обучение возможно при помощи развивающей технологии использование игрового набора «Фребеля» в основе которой лежит игра:
- Позволяет превратить занятие в игру, сказку, и одновременно решить поставленные коррекционно-развивающие задачи.
- Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.
- У детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательная деятельность, формируются элементарные математические умения.
- Содействует проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми с ОВЗ мы используем элементы данной методики. Любая совместная деятельность педагога с ребенком обязательно сопровождается речевым оформлением со стороны педагога: беседой, объяснением, рассказом, пением, чтением стихов, сказок и скороговорок и т. п.
Ознакомившись с набором «Дары Фребеля» мы стали создавать картотеку игр и внедрять в свою работу, используя разнообразные формы работы с детьми: самостоятельные манипуляции, игры по схеме, по образцу, задания на основе показа педагога, дидактические и подвижные игры, творческое конструирование. Применяя «Дары Фребеля» в своей работе, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка, а так же их желания и интересы.
Начинали свою работу в познавательном развитии детей с ОВЗ со знакомства с первым набором «Дары Фребеля» – это 7 разноцветных вязаных мячиков на веревочке, казалось бы, просто мячи, а сколько можно придумать игр и упражнений. Мяч используется как заместитель большого количества объектов окружающей среды, предметов, животных. В процессе игр мячи можно покатать, потрогать, покружить, поднять, опустить во что-нибудь, подбросить и поймать и многие другие упражнения.
На занятиях мы предлагаем детям игры с применением определенного набора, объясняем правила и последовательность. Затем все вместе выполняем игровые действия и упражнения. После занятия детям предлагается игровой набор для свободной игры, при этом мы наблюдаем за ними, за их игровыми действиями. Именно наблюдение за детьми подсказали нам много новых игр и упражнений, а итак же мы заметили, что наши дети с удовольствием играют в эти наборы, когда взрослый сам проявляет интерес к этим играм и подсказывает варианты применения и использования содержимого этих наборов в детских играх.
В процессе обучения игры усложняются с учетом возрастных и умственных потребностей детей. Игры с мячиками помогают познакомить детей с цветом, дать первичное понимание формы, развивают пространственное мышление, мелкую моторику, эмоциональное восприятие, ритм, речь.
Подвижная игра «Мышкин домик»
Цель: Развитие внимания, быстроту реакции по сигналу, закрепление знания цвета,
Материал: Шерстяные мячики из набора №1 и обручи к ним такого же цвета.
Ход игры: на полу раскладываются обручи – это домики для мышек, выбирается кот. Звучит музыка - мышки бегают врассыпную.
Ведущий: Эй, мышки-шалунишки
Бегите все под крышу!
(какой показывает мячик, в такой домик мышки должны спрятаться, а кот их в это время ловит зазевавшихся мышей)
Дидактическая игра «Точки»
Цель: Создание условий для игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития мелкоФй моторики, координации мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек, для формирования сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развития у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Материал: набор №10, раскраска – пальчиковая дорожка.
Ход игры: Для этого упражнения понадобится заготовленная дорожка для пальчиков с раскраской. Ребенок проходит путь пальчиками по дорожке, затем выкладывает дорожку и картинку раскраски точками из набора. Например, гусеница не может добраться до дерева с листиками, помоги гусенице, покажи дорогу. Теперь гусеница может добраться до дерева, мы показали ей дорогу. Но наша картинка скучная, на ней нет красок, давай раскрасим ее.
Вариант 2: Со временем ребёнок учится сам придумывать и выкладывать узор из точек.
Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету.
Материал: кружки разного цвета из набора №7; карточки с нарисованными ниточками и хвостиками от шариков
Ход игры: Предложить детям рассмотреть шарики. Подобрать к шарикам ниточку, к красному шарику найти красную ниточку, к зеленому шарику зеленую ниточку и т. д.
Дидактическая игра « Ателье»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету и геометрической форме.
Материал: трафарет барышни, набор № 7, 9, 10.
Ход игры: Предложить ребенку украсить платье для куклы геометрическими фигурами. Ребенок берет любой шаблон платья и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами. Со временем игра усложняется и ребенку предлагается самостоятельно создать узор платья.
Системность использования дает потрясающие результаты, поскольку, во-первых, позволяет организовать внимание ребенка, дисциплинирует, создает эффект стабильности. У ребенка вырабатывается определенная привычка, что особенно важно для детей с ОВЗ. А так же это повышает качество усвоения знаний и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-360732-1386156749.jpg)
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством применения информационных компьютерных технологий
Компьютерная презентация для педагогов не имеющих опыт работы с ИКТ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1101419-1615872962.jpg)
План по самообразованию «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством применения игровых приемов технологии развития критического мышления»
План по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-1281835-1603523800.jpg)
Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»
В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-314982-1647352027.jpg)
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фребеля».
Фридрих Фрёбель – немецкий педагог, теоретик и ведущий создатель дошкольного образования с гуманистической направленностью. Он инициировал в прусском государстве, которое не терпело учреждений, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519998-1415452181.jpg)
Доклад «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»
laquo;Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми пр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1248907-1589454097.jpg)
Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых технологий»
Опыт работы воспитателя по игровым пособиям Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизинера...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-1296412-1613244159.jpg)
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»
Перспективное планирование деятельности по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»...