Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения Ростовской области «Зверевский детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей»
Утверждаю':^>л\
РО
и»
Т.А. Алентьева
2019 г.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) «УЧИМСЯ ИГРАЯ»
возраст воспитанников с 4 до 18 лет
Срок реализации 1 год
г. Зверево 2019 г.
1
Составители: Кандакова О.Н. Клюжева О.А. Самсонова Е.Н. Цуканова И.В.
Пояснительная записка
«Игра - первая школа общественного воспитания ребенка», - так охарактеризовал ее JI.C. Выготский.
Проблема детской игры оказалась поистине неисчерпаемой для исследователей и до сих пор не утратила своей актуальности. И сегодня остаются верными слова С. JI. Рубинштейна: «Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем, необходимая. Невольно чаруя и привлекай к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» (Рубинштейн С. Л., 1940: с.492). Для детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях детского дома - интерната, т.е. находящихся в условиях социальной депривации, игра является не только возможностью социального взросления дошкольника, но и средством познания окружающего мира.
В Федеральных государственных требованиях игре, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра является преобладающим видом самостоятельной деятельности ребёнка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д. В ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность, в игре он испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Нормативно-правовой основой разработки Программы являются:
- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 No240
«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
2
- Федеральный закон РФ от 2.12.2012 No 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 No1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся, играя» (далее - Программа) разработана на основе АООП вариант No 2 1993г. под редакцией Дементьевой Н.Ф. и ДОП «Играем вместе» ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», и является дополнением к программе «От рождения до школы» М.А. Васильевой.
Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся играя» по содержательной, тематической направленности является социально педагогической, по форме организации - групповой и индивидуально ориентированной, по времени реализации - определяется индивидуально исходя из особенностей психофизиологического развития воспитанников; направлена на развитие игровой деятельности ребёнка.
Для детей с глубокой умственной отсталостью и ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детского дома - интерната, т.е. находящихся в условиях социальной депривации, игра сочетает возможности социального взросления воспитанника и является средством познания окружающего мира. У детей с ограниченными возможностями здоровья знания о социальном окружении - узки и неточны, что определяет необходимость проведения целенаправленной работы по их формированию.
При работе над системой игр учитывались следующие положения:
1. Целенаправленное формирование игровой деятельности положительно влияет на развитие личности воспитанников с интеллектуальной недостаточностью и осуществляет функцию ведущей
деятельности.
2. В связи с особенностями развития воспитанники с
интеллектуальной недостаточностью еще в большей мере, чем нормально развивающие дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, вследствие патологической инертности и отсутствия интереса к окружающему.
3. Роль игры в процессе формирования знаний у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что игра должна
3
сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным и позволить ребенку получить собственный опыт.
Новизна
Новизна данной программы заключается:
1) в переработке и творческом переосмыслении опыта и материалов,
описанных в работах таких детских психологов, как М.И. Ильина. А.А. Осипова и др. авторы;
2) в опыте работы прослеживается удачная комбинация известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-инвалида.
Данная программа обеспечивает поэтапное осуществление обучающего процесса, направляемого педагогом в форме индивидуальных игровых сеансов (совместная деятельность педагога и ребёнка) с максимально возможной самостоятельной деятельностью ребёнка.
Кроме того, в программе используется фольклор, как метод народной педагогики в целостности процесса обучения игре.
Актуальность
Актуальность программы определяется тем, что игра, являясь мощным средством развития детей, не только позволяет развить их творческие способности и артистизм, но и имеет большое значение в социальной адаптации ребёнка.
Педагогическая целесообразность
Игры в целом способствуют формированию фантазии, приобщают детей к миру прекрасного, опосредованно отвечают генетическому культурному запросу, развивают творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить.
Цель:
Формирование детской игровой деятельности; создание благоприятных условий для социализации ребёнка.
Задачи:
Обучающие задачи
• обучить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);
• обучить разным признакам предметов по структуре поверхности;
4
• формировать умение фиксировать, удерживать взгляд на игрушке;
• обучать, а также совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам, развивать;
• обучать умению подражать отдельным певческим интонациям взрослого.
Развивающие задачи
• развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия с педагогом;
• развивать и корректировать психические процессы: внимание, память, восприятие, речь;
• развивать творческие способности;
• развивать и корректировать сенсорику, мелкую моторику рук, крупную моторику;
• способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения;
• сформировать у детей более сложные игровые умения;
• развивать умение выражать разнообразные эмоциональные состояния;
• развивать и поддерживать проявление индивидуальных способностей.
Воспитательные задачи
• воспитывать положительное отношение к занятиям и педагогу;
• воспитывать умение внимательно слушать песни до конца исполнения;
• воспитывать интерес к произведениям художественной литературы;
• воспитывать интерес к фольклорному искусству.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы «Учимся играя»
Программа «Учимся играя», являясь составной частью учебно-
воспитательного процесса, обеспечивает развивающее обучение и воспитание детей в одном из важнейших направлений, - социализации через игру, обеспечивая формирование и обогащение представлений воспитанника о жизни общества, о способах общения людей между собой, привитие элементарных норм поведения, воспитание санитарно-гигиенических навыков, воспитание самостоятельности и навыков самообслуживания.
Программа построена на диалоге с ребёнком, педагог не просто показывает игру, а подсказывает, включает ребёнка в игру - и ребёнок сам открывает для себя новые знания и навыки.
Программа предусматривает комплексный подход в обучении, включающий в себя различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «социализация ребёнка». Реализация программы носит преимущественно индивидуально - дифференцированный подход к индивидуальным особенностям развития каждого воспитанника.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 18 лет.
При обучении используется режим индивидуальных и подгрупповых занятий. Занятие проводится два раза в неделю, их длительность от 10 до 30
минут, в зависимости от работоспособности ребенка.
Срок реализации Программы.
Программа рассчитана на один год.
Режим и формы занятий.
Формы организации деятельности детей на занятиях:
подгрупповая - организация работы в группах;
индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий;
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия - 10-30 минут, или определяется воспитателем с учетом индивидуальных особенностей воспитанников с глубокой степенью
умственной отсталостью и ТМНР.
В основу программы легли разработанные занятия, которые имеют свою
структуру построения и четко определенные задачи. Форму занятий можно определить как специально организованную деятельность детей, позволяющую стимулировать их творческую активность и самостоятельность.
Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие общей осведомленности, восприятия, внимания, творческих способностей, речи, а также коммуникативных навыков и нравственных и волевых качеств.
Обучение сюжетно-ролевым играм и организация совместной деятельности проводится в рамках образовательных областей:
- «Сенсорное развитие»;
6
- «Альтернативная коммуникация»;
- «Изобразительная деятельность» (ИЗО).
Учитывая, что данная программа является индивидуально
ориентированной, продолжительность и количество занятий в определенный период рассчитывается исходя из нагрузки на одного ребенка. Это от 1-го до 3-х занятий в неделю, продолжительностью от 10 до 30 минут воспитателем с учетом индивидуальных особенностей воспитанников с глубокой степенью умственной отсталостью и ТМНР.
Планируемые результаты освоения
Согласно требованиям ФГОС, планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В случае с детьми с глубокой умственной отсталостью и ТМНР дело обстоит сложнее, так как их физический и психический возраст зачастую существенно отличается от паспортного. Поэтому содержание обучения и итоговые достижения обучающихся определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Деятельность педагогов направлена на достижение воспитанниками результатов, адекватных их индивидуальным возможностям, отвечающих индивидуальным наклонностям и способностям, и учитывающих особые образовательные потребности.
Предметные результаты:
• овладение навыками мелкой и крупной моторики;
• овладение навыками звукоподражания;
• овладение навыками действий с предметами.
Личностные результаты:
• способность с частичной поддержкой/самостоятельно выполнять игровые действия;
• овладение навыками имитировать голоса персонажей сказок.
7
No
п/п
1 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Тема
Кол-во часов
Коммуникация с использованием невербальных средств 26
13
с 13 средств
Итого 52
Примерное содержание занятий
Коммуникация с использованием невербальных средств (26 часов)
Развитие речи средствами Импрессивная речь невербальной
коммуникации
Экспрессия
использованием невербальной коммуникации.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации (26 часов)
8
Импрессивная речь (13 часов)
Понимание простых по звуковому составу слов (дай, на (возьми), нельзя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Понимание простых предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. (13 часов)
Использование графического изображения (для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и
ДР-)-
Использование графического изображения для обозначения признака
действия, состояния (весело, грустно). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (элекггронного устройства). Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям с использованием
изображения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения.
9
графического
No
п/п
Рисование 2 Лепка
3 Аппликация
УЧЕБНЫЙ ПЛАН «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема
Итого Примерное содержание занятий
Ко.п-во
ча сов
г 12 г0
10
<12
рисования
1
Рисование. (22 часа) (техника «рука в руке»).
Оставление графического следа. Освоение приемов карандашом и кистью. Выбор цвета для рисования.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Рисование контура предмета по контурным линиям (по трафарету, по шаблону). Дорисовывание части (отдельных деталей) предмета. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Рисование с использованием нетрадиционных техник: «по - сырому», рисования шариками, кистями-спонж.
Лепка. (20 часов) (техника «рука в руке»).
Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание пластилина (теста,
глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.).
Аппликация (10 часов) (техника «рука в руке»).
Сминание бумаги. Отрывание бумаги. Сборка изображения объекта из
нескольких деталей. Намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
ю
No
п/п 1
2
3
4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
Тема
Кол-во часов
Работа с пособиями: «Рамки и вкладыши Монтессори», 16 «Сортер», «Бизиборд»
Пространственные представления 16
Представления о цвете Предметно-практические
действия
5 Действия с материалами 11
Действия с предметами 4 Итого 52
Примерное содержание занятий
Работа с пособиями: «Нумикон», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Сортер». Заполнение планшета паттернами. (16 часов)
Пространственные представления. (16 часов)
Выкладывание деталей изображения на образец-картинку. Выполнение построения из геометрических фигур (накладывая формы на образец- рисунок). Ориентировка в простых пространственных направлениях относительно себя, понимание обозначения «вверху - вниз», «впереди - сзади».
Представления о цвете. (5 часов)
Выделять по инструкции 1цвет. Выделять по инструкции 2 цвета.
Предметно-практические действия.
Действия с материалами (11 часов)
БУМАГА - мять, отрывать.
ВОДА - наливать, переливать.
ПЛАСТИЛИН - мять, раскатывать, отщипывать.
Действия с предметами. (4 часа)
Расстёгивание и застёгивание молнии. Действия с «Бизибордом».
Действия с «Сенсорной коробкой».
11
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.
Методическое обеспечение программы основывается на основных принципах, положенных в основу занятий:
1. Принцип систематичности и последовательности.
2. Принцип коррекционной направленности.
3. Принцип доступности (необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка с УО (с ТМНР), создавать наиболее благоприятные условия для их развития).
4. принцип основы на интерес (занятия должны быть интересны детям).
Кабинет для занятий игровой деятельностью представляет собой кабинет ( для индивидуальных занятий) или групповую комнату, которая оборудована необходимыми игрушками и игровым материалом, среди которого:
- мебель;
- предметы быта;
- тематическая коллекция игрушек, пальчиковый театр;
-•элементы Монтессори-оборудования;
- пособие Бизиборд и т.д.;
- сенсорная коробка;
-■аудио материалы, аудиозаписи, шумовые игрушки, диафильмы;
- игровые картотеки, книги;
-■ материалы для рисования, аппликации, конструирования и лепки
(краски, пальчиковые краски, пластилин, сенсорный песок, восковые мелки бумага, альбомы, цветной картон, цветная бумага, мольберт и т.п.).
12
Список литературы
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» - СПб, издательство «Союз», 2001 -320 с.
2. Гаврилушкина О.П. «Социализация и развитие знаково символической деятельности у Дошкольников, отстающих в развитии// Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития», Минск, 1997-с24-32.
3. Проф. Дементьева Н.Ф. АООП второго вида 1993.
4. Проф. Картавцева М.Т. «Школа русского фольклора». М. 1994, 186
с.
5. Зарин А.П. «Особенности знаний дошкольников с нарушением интеллекта о социальном окружении» (с. 148) Зарин А.П., Л.Б.Баряева «Процесс обучения детей дошкольного возраста с проблемами ц интеллектуальном развитии»/ (с. 19). С. Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком», Издательство «Теривинф» 2016.
6. Проф. Дементьева Н.Ф. АООП второго вида 1993.
7. М. Селигман, Р.Б. Дарлинг «Обычные семьи, особые дети»,
Издательство «Теривинф» 2016.
8. О.С. Боярышникова под редакцией А.Л. Битовой «Развивающий уход за детьми с ТМНР», Издательство «Теривинф» 2018
9. Ю.А. Ахтямова, Ю.В. Липес «развивающий уход за детьми с ТМНР», иллюстрированное пособие в 4-х частях, часть No 3 «Позиционирование», часть No 4 - «Организация пространства и оборудование», Издательство «Теривинф» 2018.
10. Сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями», «Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия», Пермь, ПГПТУ 2018.
11. Н.Р. Финни «Ребенок с церебральным параличом», Издательство «Теривинф» 2016.
12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика»: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 1998.
13. «Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно развивающей среде: программно-методический комплекс / Под ред. Л.Б.
13
Баряевой. - СПб: «КАРО», 2006.
14. Кроткова А.В. «Социальное развитие и воспитание дошкольников
с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2007.
15. Морозова Н.Г. «Актуальные проблемы дошкольного воспитания аномальных детей».
16. Соколова Н.Д. «Особенности игровых действий умственно отсталых дошкольников».
17. Соколова Н.Д. «Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения.
18. Соколова Н.Д. «Нравственное воспитание умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельности».
19. Стригункова Т.Ф. ДОП «Играем вместе».
20. Эльконин Д.Б. «Психология игры» - М.: «Педагогика», 1978 г.
Интернет ресурсы.
14
Утверждаю:
Директор ГБУСОН РО «Зверевский ДДИ»
«03» декабря 2019
Т.А. Алентьева
Расписание
занятий с воспитанниками ГБУСОН РО «Зверевский ДДИ» по программе дополнительного образования детей и взрослых «Учимся играя»
No
п/п
1 2
3 4
День недели
понедельник вторник
среда четверг
Наименование Время проведения, занятия длительность занятия
--
сенсорное развитие (практика)
-
ИЗО (практика)
альтернативная коммуникация (теория)
с 09.00 ч. до 09.30 ч., 10-30 мин. с учетом состояния здоровья и возможностей воспитанника
-
с 09.00 ч. до 09.30 ч., 10-30 мин. с учетом состояния здоровья и возможностей воспитанника
с 10.30 ч. до 11.00 ч., 10-30 мин. с учетом состояния здоровья и возможностей воспитанника
5пятница- -