Трудности в поведении детей ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
Рекомендации педагога- психолога в работе с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_v_povedenii_detey_s_ovz._metody_pedagogicheskoy_korrektsii.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности в поведении детей с ОВЗ. Методы педагогической коррекции
Многие трудности школьной адаптации детей с ЗПР обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть разделены на две группы:
- обусловленные медико-биологическими причинами
- и связанные с социально-психологическими факторами.
В первом случае нарушения поведения определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Часто имеет место повышенная возбудимость и эмоциональная неустойчивость.
Во втором случае нарушения поведения могут быть следствием реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на неудовлетворяющие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, на неправильные условия воспитания в семье.
Основными направлениями при психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития считают:
- смягчение эмоционального дискомфорта;
- повышение активности и самостоятельности;
- устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Для коррекции поведения детей с ОВЗ требуется комплексный медико-психолого-педагогический подход. В ряде случаев педагогическое и психологическое воздействие может эффективно осуществляться лишь на фоне медикаментозной коррекции поведения. Поэтому родителям мы обязательно рекомендуем консультацию невролога, а в некоторых случаях врача-психиатра.
Можно сформулировать общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения поведения.
- Акцентировать внимание на поведении, а не на личности школьника. Реакции взрослых на неприемлемое поведение должны транслировать следующее: «Ты неплохой и можешь стать лучше, а вот твое поведение сейчас недопустимо».
- Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, нужно избегать резких оценочных суждений.
- Разбирая поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас.
- Снижать, а не усиливать напряжение ситуации.
- Демонстрировать школьникам модели желательного поведения.
- На протяжении всей воспитательной и коррекционной работы поддерживать систематический контакт с родителями, информировать их о динамике, особенностях поведения ребенка в школе, его достижениях, успехах и трудностях. Стараться получить от родителей информацию об особенностях поведения ребенка дома, его увлечениях, отношении к учебным занятиям, эмоциональном состоянии, особенностях общения с близкими и друзьями.
Среди методов коррекции поведения выделяют:
- Специфические методы (упражнение и наказание).
Наказание может быть эффективным, если соблюдаются следующие условия:
- Наказывать как можно реже только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
- Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол.
- Наказание по смыслу и силе должно соотноситься с проступком.
- После наказания поступок должен быть предан забвению.
- Неспецифические методы:
- методы изменения деятельности детей (введение новых видов деятельности, изменение содержания деятельности, изменение смысла деятельности);
- методы изменения отношений (личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение на поведение», изменение статуса ребенка в коллективе, педагогическая поддержка);
- методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы.
Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма. У них отмечается:
- преобладание игровых интересов над познавательными;
- эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость;
- неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;
- отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Дети с инфантильным поведением нередко попадают под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяются к противоправным действиям и поступкам.
Инфантильное поведение преодолевается постепенно по мере взросления детей с задержкой психического развития. Необходимо уделять внимание развитию у них навыков произвольной регуляции, формировать социальную активность, самостоятельность и ответственность. Одним из приемов развития способности к саморегуляции является использование игр с правилами.
Рекомендации по взаимодействию с учащимися с проявлениями школьной дезадаптации и агрессивности
Особенно сложным оказывается взаимодействие педагога с учащимися с проявлениями школьной дезадаптации и агрессивным поведением. Для них характерно несоблюдение школьных норм и правил, возможны проявления агрессии как по отношению к детям, так и к взрослым.
Основные принципы, способы предотвращения нежелательного поведения:
- Оказывать внимание за хорошее поведение
- Игнорировать негрубые нарушения поведения
- Уходить от конфронтации
- Строить отношения по принципу заботы об ученике
- Поддерживать личный вклад ученика в процесс улучшения жизни класса (просьбы о помощи по классу и др.)
- Преодоление школьной неуспешности:
- Вернуть ученику ощущение успеха, отмечая улучшение его собственных результатов, не сравнивая их с достижениями других учащихся.
- Придание ценности любому опыту успешности в какой-либо деятельности (спортивной, бытовой, художественной…).
- Снятие избыточной тревожности по поводу школьных отметок (если она имеет место).
- Не разрушать эмоциональные отношения школьными неудачами.
- Положительное отношение к сферам школьной жизни, не связанным с обучением.
- Внушение уверенности в достижении хороших результатов обучения.
- Коррекция негативного самопредъявления:
- Свести к минимуму эмоциональность своих реакций на демонстративные выходки ученика.
- Доверительное общение при уравновешенном поведении учащегося.
- Не устраивать сцен примирения, прежние нарушения не вспоминать, не обсуждать.
- Поддержка самооценки.
- Поддержка успехов в преодолении трудностей.
- Адекватная оценка величины нагрузки.
- Оценка не только результата, но и приложенных усилий.
- Преодоление социальной дезориентации:
- На первом этапе замечать и наказывать только самые серьезные нарушения поведения, затем постепенно пресекать следующие по значимости и т.д., чтобы добиться осознания норм поведения.
- Обсуждать ситуации и поступки других людей, литературных персонажей с точки зрения правил поведения, морали, нравственности (просмотр, обсуждение мультфильмов).
- Формировать приемлемый статус в классе.
- Развивать коммуникативную компетентность.
- Перевод негативного намерения в позитивное. Подсказывать способы действия в ситуации.
- Четкая организация повседневной жизни с опорой на определенные правила и нормы.
- Совместное планирование действий, формулирование правил.
- Поддержка ценности дружбы со сверстниками.
- Преодоление агрессивности:
- Обучение приемам самообладания.
- Разрядка агрессии в спорте, игре, соревновании.
При первых признаках «плохого» поведения необходимо использовать стратегию «изящного ухода» от конфликта. При усилении «плохого» поведения: стратегия удаления.
О случаях нарушения поведения, вызывающих опасение, информировать родителей учащегося, администрацию школы, службу сопровождения.
Педагогу необходимо:
- контролировать собственные негативные эмоции;
- сохранять положительную репутацию учащегося;
- демонстрировать своё собственное твёрдое поведение, лишённое агрессии;
- акцентировать внимание на поступках, а не на личности учащегося;
- обсуждать проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся);
- не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию).
Избегать действий, усиливающих напряжение и агрессию:
- повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
- демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты;
- сарказм, насмешки;
- оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.);
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт других людей;
- настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди;
- угрозы или наказания;
- оправдания, защита;
- обобщения типа: «Все вы одинаковые»;
- придирки;
- сравнения с другими детьми;
- команды, жёсткие требования, давления;
- подкуп, награды;
- передразнивания.
Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приёмами:
- выдерживание паузы;
- предоставление возможности учащемуся успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации наводящими вопросами;
- использование юмора;
- признание чувств и интересов ученика;
- сообщение своих интересов;
- апелляция к правилам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности в поведении детей
помощь родителя в кризисные периоды детей, в 3 года и 6-7 лет....
Особые дети или трудности детского поведения
Любой этап в развитии ребёнка должен протекать спокойно, без категоричных запретов, жёстких установок, тогда и не придётся изживать последствия....
«Трудности в поведении детей дошкольного возраста, их причины»
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, э...
«Трудности в поведении детей дошкольного возраста.»
«Трудности в поведении детей дошкольного возраста.» В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклон...
Консультация с элементами практики для педагогов ДОУ «Трудности в поведении детей дошкольного возраста. Методы и приемы психолого-педагогической помощи»
Эмоциональное неблагополучие у детей встречается все чаще. К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сфе...
КАК ИЗБЕЖАТЬ ТРУДНОСТЕЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ
Родители нередко принимают за упрямство настойчивость. По внешнему выражению они сходны, но упрямство — это отрицательное пр...
Трудности в поведении детей дошкольников
В дошкольном возрасте родители могут столкнуться с трудностямив поведении своего ребенка. В основном, причиной трудностей становятся проблемы в семье. Именно семейные неурядицы провоцирут начало пробл...