Особые дети или трудности детского поведения
консультация на тему

Стахова Людмила Евгеньевна

Любой этап в развитии ребёнка должен протекать спокойно, без категоричных запретов, жёстких установок, тогда и не придётся изживать последствия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любой этап в развитии ребёнка должен протекать спокойно, без категоричных запретов, жёстких установок, тогда и не придётся последствия изживать.

Примеры современного мира – занятость взрослых, сил и времени на своего собственного ребёнка не хватает…

Дошкольник способен отвечать за свои поступки и своё поведение, нужно просто дать ему право развивать в себе навыки самоконтроля. Любой ребёнок нуждается в любви и понимании и в первую очередь со стороны родителей.

Родителям полезно не потакать и выгораживать своё чадо, а помочь ему приобрести друзей и стать добрее, увереннее, чувствительнее. Возможно, начать придётся с себя! Присмотритесь к своим поведенческим привычкам в семье…

Будьте бережны к психологическим особенностям ваших детей!

ЕСЛИ РЕБЁНОК АГРЕССИВНЫЙ

Общение с агрессивным ребёнком требует особого отношения к нему со стороны родителей. К таким детям следует обращаться в мягкой форме, без насилия, окриков, путём перевода их в позитивные формы взаимодействия.

Постарайтесь понять, что послужило причиной агрессивного поведения малыша, обратите внимание на обстановку в семье: дети болезненно реагируют на разлад родителей, грубое обращение друг с другом и др.

Недовольство ребёнка, его обида, раздражение могут выразиться криком, плачем, репликам вроде: «Не люблю тебя, ты плохая!». Возможны случаи, когда ребёнок может ударить, ущипнуть, укусить, угрожать игрушечным пистолетом.

Вот несколько советов, которые помогут родителям справиться с агрессией малыша, устранить причины его возникновения.

*Прежде всего, нормализуйте семейные отношения.

*Устраните все агрессивные формы поведения среди близких  помня, что ребёнок, подражая, видит всё.

*Принимайте малыша таким, какой он есть, и любите его со всеми недостатками.

*Требуя чего – то от ребёнка, учитывайте его возможности, а не только ваши пожелания.

*Старайтесь не допускать конфликты, погасить его ещё в зародыше, переключая интерес ребёнка в другое русло.

*Дайте понять малышу, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

*Научите его доброжелательному общению со сверстниками, будьте особенно внимательными к ребёнку при поступлении в детский сад.

ПОМНИТЕ!:

*При драчливости ребёнка главное – не разъяснять, а предотвратить ссору.

*Знайте, что и слово может ранить малыша.

*Стремитесь всегда понять своего ребёнка.

*Не внушайте ребёнку, что он плохой.

ПОМНИТЕ!:

*Отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.

*Недопустимо строгими воспитательными мерами загонять ребёнка в угол, ожесточая его.

*Не используйте агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте: агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные меры – не оружие сражения.

*Не позволяйте ребёнку стрелять даже из игрушечного пистолета.

*Разъясняйте малышу, что мучить домашних животных – недопустимо.

*Не разжигайте преднамеренно нежные чувства у ребёнка только к одному из родителей.

*Не подчёркивайте и не напоминайте ребёнку всё время, что его брат или сестра лучше, чем он, ведёт себя (что – то делает) и т.д…

*Не культивируйте вражду между вашим ребёнком и его сверстниками

*Не оскорбляйте достоинство  ребёнка грубыми словами.

*Не позволяйте себе любить ребёнка только «оценочной» любовью.

*В случае, если нет видимых причин для агрессивного поведения малыша, а оно у него проявляется, обратитесь к специалистам

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА:

!Будьте последовательны в воспитании  вашего ребёнка, внимательны к его нуждам.

!Не вводите много запретов и не повышайте голоса на ребёнка; помните, что это самое не эффективные способы преодоления его агрессивности.

!Высказывайте вводимые вами запреты в тактичной форме.

!Дайте возможность ребёнку выплёскивать свой гнев, переключайте его на другие объекты.

!Показывайте малышу личный пример уравновешенного поведения.

!Не допускайте при ребёнке вспышек гнева.

!Если вы в гневе, старайтесь не прикасаться к ребёнку, уйдите в другую комнату.

!Наказывайте малыша только за конкретные проступки, наказание не должно унижать ребёнка.

!Старайтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, чтобы он чувствовал, как вы его любите и понимаете.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ

Известно, что гиперактивные дети отличаются особой психикой: они легко возбудимы, очень подвижны, конфликтны, у них снижено активное внимание.

В отношениях с гиперактивным ребёнком родители должны придерживаться «позитивной модели».

*Хвалите ребёнка, отличающегося гиперактивностью, в каждом случае, когда он это заслужил, подчёркивайте его успех. Это поможет укрепить уверенность малыша в собственных силах.

*Не отдавайте малышу распоряжения в форме приказаний. Вы можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь», «Пожалуйста, убери обувь от двери».

*Избегайте употреблять слов «нет» и «нельзя»

*Говорите сдержанно, мягко и спокойно.

*Дайте ребёнку только одно задание – на определённый отрезок времени, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений.

*Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

*Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

*Поддерживайте дома чёткий распорядок дня.

Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят и играют.

*Избегайте по возможности пребывания с ребёнком в местах скопления людей.

Посещение крупных магазинов, рынков, ресторанов и т.п. возбуждающе действуют на ребёнка, психика которого и так напряжена.

*Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром, старайтесь оградить его от беспокойных, шумных приятелей.

*Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

*Предоставьте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию, организуйте для него ежедневную физическую активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

           ДЕТИ С ПОВЫШЕННОЙ ВОЗБУДИМОСТЬЮ

У специалистов есть такое понятие как «синдром гиперактивности и дефицита активного внимания». В этом состоянии дети отличаются повышенной возбудимостью, конфликтностью, двигательным беспокойством, у них снижено активное внимание. Ребёнок становится суетливым, действия его хаотичны и беспорядочны. В детском саду такие дети считаются неуправляемыми, будоражат всю группу. Они вертятся на занятиях, шумно играют, провоцируют конфликты со сверстниками, вмешиваются в чужие разговоры, перебивают взрослых; в гостях всё трогают, ломают, роняют. Дети с повышенной возбудимостью создают много шума, суеты, синдром гиперактивности затрудняет их адаптацию в коллективе.

ПОМНИТЕ!!!

*Шумное, возбуждённое поведение таких детей не объясняется их избалованностью или изъянами воспитания.

Они хотели бы вести себя иначе, но не могут, их трудности связаны с недостаточной концентрацией внимания. Нарушение чаще всего наблюдается у мальчиков. У детей 5-6 лет двигательная растоможенность и недостаточность внимания доходят до 15%. Таким детям необходима помощь психоневролога, его консультации, чтобы наметить терапевтическую тактику, а дальше всё зависит от такта и мудрости родителей.

*С пониманием относитесь к поступкам вашего ребёнка.

*Запаситесь терпением, выдержкой в отношениях с таким малышом, не считайте его шалуном, помните, что ребёнок нездоров и к нему требуется особый подход.

*Не следует предъявлять к ребёнку жёстких, повышенных требований, которые он не может выполнить, но и не допускайте вседозволенности.

*Настаивайте на своём, но доброжелательно, с улыбкой; будьте последовательны в своих требованиях к малышу.

*Избегайте шумных компаний, не берите ребёнка с собой в магазин, на рынок, на стадион, где окружающая обстановка действует на малыша возбуждающе.

*Организуйте с ребёнком совместные спокойные прогулки, игры, занятия.

*Помогайте вашему ребёнку преодолевать синдром гиперактивности.

ПОМНИТЕ!!!

Последствием этого синдрома являются сложности во взаимоотношениях с людьми: непонимание, осуждение, неприятие «плохих манер» малыша, отказ сверстников от общения с ним.

*Предложите ребёнку следующие игры – задания:

А) В течение 20 секунд рассматривать 10 красивых открыток, а затем разложить их в определённой последовательности;

Б) Выложить фигуры из счётных палочек;

В) Раскрашивать картинки;

Г) Пришивать пуговицы;

Д) Вырезать картинки и т.д.

Занятия не должны быть продолжительными, так дети быстро устают.

*Чаще хвалите таких детей, не скупитесь на добрые слова – это самое ценное и целебное средство для сверхвозбудимого, нервного  ребёнка.

*Как можно реже говорите слово «нельзя», а если сказали, то не отменяйте своего решения.

КАК СДЕЛАТЬ КАПРИЗНОГО РЕБЁНКА ПОКЛАДИСТЫМ

Дети любого возраста бывают капризными. В зависимости от темперамента ребёнка, его физического и эмоционального состояния капризничает он по – разному: хнычет или  в гневе кричит, визжит, кусается, швыряет всё, что попадёт под руку.

Детские капризы – это особенность поведения ребёнка, которая выражается в целесообразных и не разумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём.

У маленького ребёнка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком.

Внешние проявления капризности ребёнка характеризуются его сильным раздражением, двигательным возбуждением.

Капризы могут быть случайными, эпизодическими, но могут превратиться и в привычную форму поведения при общении ребёнка со  взрослыми. Малыш хнычет, плачет, часто находится в плохом настроении, стремится настоять на своём, не принимая во внимание доводов, требований взрослых.

Капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; ошибочно считать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Причины их возникновения следует искать прежде в характере отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье.

Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания.

Правильному воспитанию в семье часто мешает неразумная любовь родителей к детям.

Не любить детей нельзя. Своей непосредственностью, внутренней чистотой они невольно вызывают к себе чувство глубокой любви.

Но ошибочно думать, что любить ребёнка – значит угрожать ему во всём, удовлетворять каждую его прихоть, превращать себя из воспитателя, каким должен быть взрослый по отношению к ребёнку, в услужливого лакея, няньку.

ПОМНИТЕ!!!

*Слепая Родительская любовь расслабляет энергию и волю ребёнка, превращает его в тирана семьи.

*Не окружайте подобной «любовью» ребёнка, в результате этого он вырастет чёрствым, бессердечным эгоистом, заботится только о личном благополучии.

*Не поощряйте капризы вашего малыша, его беспричинное хныканье, отучайте ребёнка от привычки всего добиваться капризами.

*Старайтесь убедить ребёнка, что капризничать не хорошо, этим он ничего не добьётся; с капризными детьми не дружат сверстники, их не любят взрослые.

*Не допускайте при воспитании капризного ребёнка излишней услужливости, не выражайте ему притворной жалости.

*Будьте в общении с вашим ребёнком всегда жизнерадостными.

ПОМНИТЕ!!!

*Дети любят людей весёлых, бодрых; слабых – недолюбливают, не уважают.

*Соблюдайте разумную строгость и требовательность по отношению к вашему ребёнку. Это не мешает любви детей к родителям.

*Старайтесь, чтобы ваша требовательность была направлена против лжи, лукавства, капризов ребёнка, а не на его запугивание.

*Ваши замечания должны быть понятны ребёнку.

*Больше времени проводите с детьми, организуйте совместное чтение книг, посещение театра, создавайте уютную атмосферу в доме. Это отвлечёт детей от капризов, им захочется подражать своим родителям.

ПОМНИТЕ!!!

*Только благородные чувства способны исправить характер ребёнка, изменить его невротическое поведение, улучшить его здоровье.

И ещё:  не воспитывайте малыша отрицанием. Многие родители почему – то любят частицу «не». «Не сиди так», «Не делай этого» и т.д. Лучше обратиться к вашему ребёнку в спокойной и позитивной форме: «Знаешь, лучше сесть вот так»,«Это можно сделать по – другому, например, так…»

Когда ребёнок перестаёт капризничать и буря утихнет, обязательно поговорите с ним ласково, скажите, что вас огорчило в его поведении.

Подобный разговор необходим, чтобы у ребёнка не возникло стойкого чувства вины. Поэтому, когда уже всё в порядке, не упрекайте его, не угрожайте малышу – помните, что в каком – то смысле ребёнок сам себя наказал.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАМКНУТЫЙ

Родители должны помнить, что ЗАМКНУТЫЕ дети скованны в общении со взрослыми, трудно сближаются со сверстниками, имеют проблемы во взаимодействии с окружающим миром.

*Не принуждайте замкнутого ребёнка к общению, но старайтесь привлечь его хотя бы к «вынужденному» общению; попросите его сделать какую – либо покупку, узнать, который час и т.д.

*Старайтесь не делать за ребёнка то, что он может делать сам, и не пытайтесь общаться «за ребёнка».

*Будьте снисходительны к поведению ребёнка.

*Не раздражайтесь на то, что ваш малыш отказывается от общения.

*Не сравнивайте замкнутого ребёнка с другими детьми, лучше сравните его с ним самим (например: «Сегодня у тебя получилось это гораздо лучше, чем вчера»).

*Показывайте пример интересного общения с другими людьми.

*Поддерживайте любое желание ребёнка пообщаться с вами, постарайтесь отложить все свои дела и откликнуться на возникающее стремление ребёнка к общению.

                 ЕСЛИ РЕБЁНОК ГОВОРИТ НЕ ПРАВДУ…

Родители сердятся, когда дети лгут, особенно если ложь явная и хорошо заметная по лицу ребёнка.

Если вы хотите научить ребёнка быть честным, будьте готовы выслушать от него подчас и горькую правду.

Дети лгут, чтобы произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви; скрыть свою вину, избежать наказания; выразить свою враждебность.

Дети ненавидят вопросы – ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой.

Родительское отношение ко лжи должно быть ясным и понятным ребёнку.

С одной стороны, не надо требовать от малыша признания, устраивать допроса и «суда», с другой стороны – вы должны, не колебаться, называть вещи своими именами и выразить своё мнение.

Не следует, однако, творить скорую расправу и делать поспешные выводы.

Если вам известно о проступке ребёнка, не задавайте лишних вопросов, не провоцируйте новую ложь.

ПОМНИТЕ!!!

  • Иногда сам характер вопроса заставляет ребёнка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию.
  • Лучше объясните ребёнку, что ему надо было сделать, вместо того что сделал он.
  • Не пытайтесь запугать малыша, чтобы пресечь его ложь, это бесполезно.

ВАША БУРНАЯ, НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ НА ЛОЖЬ РЕБЁНКА ЛИШЬ УСИЛИТ ЕГО ПОТРЕБНОСТЬ ЛГАТЬ. ОН ПОЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ЕЩЁ БОЛЕЕ НЕУВЕРЕННО И БУДЕТ СТАРАТЬСЯ НАЙТИ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАСЛУЖИТЬ ПОХВАЛУ, ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЙ, УПРЁКОВ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЕГО ВРАЖДЕБНОСТЬ ЛИШЬ УСИЛИТСЯ ИЗ– ЗА ТОГО, ЧТО С НИМ ОБОШЛИСЬ ГРУБО.

  • Никогда не прибегайте к так называемой невинной лжи, не путайте представления ребёнка о необходимости всегда говорить правду.

ДЕТИ, ПОНИМАЯ, ЧТО В КАКИХ-ТО СЛУЧАЯХ ВЗРОСЛЫЕ ГОВОРЯТ НЕПРАВДУ, ЛЕГКО НАХОДЯТ СЕБЕ ОПРАВДАНИЕ, КОГДА САМИ ЛГУТ.

  • Постарайтесь понять, какую правду передаёт вам детская ложь о душевном состоянии ребёнка, о его страхах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы сделать.

ИНОГДА РЕБЁНОК ФАНТАЗИРУЕТ, ВЫДУМЫВАЕТ ЧТО-ТО НЕВЕРОЯТНОЕ, ЧЕГО ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ В РЕАЛЬНОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. В ТОМ СЛУЧАЕ ВАЖНА ПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА ЛОЖЬ – НЕ ОТРИЦАНИЕ, А ПОНИМАНИЕ.

Самая трудная профессия: «Я – мама!», «Я - папа!».

Желаем удачи не смотря ни на что уважаемые родители.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в поведении детей

помощь родителя в кризисные периоды детей, в 3 года и 6-7 лет....

Преодоление трудностей с одеждой "особых" детей.

Материал предназначен для родителей и воспитателей, имеющих трудности при обучении "особых детей" самостоятельно одеваться и раздеваться....

"Работа по сопровождению детей с трудностями в поведении", С.В.Хатькова, МБДОУ № 43

Представлены категории детей с трудностями в поведении...

Психологические особенности детей с трудностями в поведении

Психологические особенности детей с трудностями в поведении. Причины. Направления коррекционной работы....

Преодоление трудностей с одеждой "особых детей"

Даны рекомендации для педагогов и родителей о преодолении трудностей,связанных с одеждой....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

. В данной статье авторами рассматривается значение и содержание профессиональной компетентности, а также роль взаимодействия педагогов и психолога детского сада с семьями особых детей. Авторами раскр...