«Трудности в поведении детей дошкольного возраста.»
статья

Кибакова Вера Ивановна
«Трудности в поведении детей дошкольного возраста.» В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Старошайговский детский сад № 2 комбинированного вида» Педагог-психолог Кибакова В.И.

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста.»

    В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет. Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? В данном случае выделим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». Это: - тревожные - гиперактивные – агрессивные – импульсивные – замкнутые – медлительные.
         На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

           Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.                Рассмотрим некоторые важные проблемы психологии развития ребёнка, и прежде всего то, какую роль играют в данном процессе биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия.

             Человек не может быть безучастным к тому, что происходит вокруг него.  Предметы,   поступки, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувства переживания, радуют, огорчают. В отличие от взрослых ребёнок выражает свои чувства бурно и непосредственно. По незначительному поводу он может смеяться и плакать, прыгать, хлопать в ладоши, кричать, топать ногами. Это происходит не только потому, что у него слабо развит самоконтроль, но главным образом потому что у него нет жизненного опыта. 

           Ребёнок взрослеет и у него накапливается опыт, и многое из того, что способно было раньше удивлять и волновать, становиться обыденным, привычным.

      Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки – самые близкие ребёнку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребёнка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. С момента рождения формируются особенности подходов, методов и приёмов общения родителей с детьми. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален.

            В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребёнка отличается спокойствием, отсутствием серьёзных нервно – психических перегрузок, ребёнок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Родители таких детей нечасто обращаются к психологам по проблемам отклонений в поведении, конфликтам и трудностям в общении. Зато нередко они приходят на консультации по вопросам раскрытия способностей детей и их одарённости. Надо признать, что реальное воплощение таких отношений в семье скорее исключение, чем норма.

          Часто встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок  испытывает психо-эмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

        В психологии есть очень чёткое высказывание: «Невроз ребёнка – это невроз   семьи».

   Необходимо поддерживать здоровый психологический микроклимат в семье. Следует оградить ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает ссора, он не должен видеть, а тем более быть ее участником. Родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, играть, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет не только для ребенка, но и родителей, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

               Если есть возможность, лучше выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, т. е. отвести для него собственную "территорию". В оформлении следует избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов, он сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

          Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо составить распорядок дня и соблюдать время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр. Можно определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Говоря о эмоциональных нарушениях в старшем дошкольном возрасте параллельно нужно говорить и о коррекции таковых, так как такие нарушения могут вести к определённым негативным последствиям для ребёнка в дальнейшей его жизни. Для этого нужно выявить нарушение и проводить коррекционную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.

Несколько рекомендаций, с помощью которых можно решить проблемы в общении детей дошкольного возраста....

анкета для родителей для выявления трудностей общения у детей дошкольного возраста

Анкета предназначена для выявления трудностей в общении у детей дошкольного возраста посредством опроса родителей...

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста, их причины»

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, э...

Рекомендации для родителей от учителя - логопеда «Особенности и трудности речевого развития детей дошкольного возраста"

Данная презентация и памятка для родителей были представлены мною на  общем родительском собрании  27.02.2017 в ГБОУ ШМК Бибирево ДО №4. Я расширила знания родителей об особенностях и трудно...

Консультация с элементами практики для педагогов ДОУ «Трудности в поведении детей дошкольного возраста. Методы и приемы психолого-педагогической помощи»

Эмоциональное неблагополучие у детей встречается все чаще. К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сфе...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...