Развивающая программа «Мини - Ларчик» (по игровой технологии В. В. Воскобовича)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к детям дошкольного возраста достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском возрасте будет эффективным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini_-_larchik.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ Саратовской области «Ершовский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБУ СО ЕРЦ
_________ И.А.Осипова
Развивающая программа
«Мини - Ларчик»
(по игровой технологии В. В. Воскобовича)
Составитель
специалист по реабилитационной работе в социальной сфере стационарного отделения
Ноздрина Р.М.
Актуальность.
Профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к детям дошкольного возраста достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском возрасте будет эффективным.
В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому актуальной в работе с детьми с особенностями здоровья является более эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей во время прохождения реабилитации. Использование развивающих игр в работе с детьми позволяет перестроить деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно ребёнком. Данный подход эффективно отражён в использовании педагогической технологии развивающих игр В. В. Воскобовича.
Игровые технологии не являются инновационной для специалистов нашего центра, так как уже не первый год используют развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте компетентностно-ориентированного образования, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательном-образовательном процессе детей с особенностями здоровья, как о специальном построении деятельности специалиста, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, когда предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие способностей и умений детей. Организовать реабилитационный процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача
достаточно сложная. Познакомившись с технологией В. В. Воскобовича у меня возникла, идея создать программу «Мини - Ларчик».
Степень новизны данной программы заключается в следующем: обучение детей проходит в интересной игровой форме, все игровые ситуации сопровождает сказочный сюжет, путешествие, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождение верного решения, используя авторский приём, что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры и буквы. Осваивают цвет, форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети учатся действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.
Цель программы.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича.
Задачи программы.
- Формирование понимания и решения логических задач.
- Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
- Формирование умении, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Развитие математических представлений: о геометрических фигурах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
- Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
- Закрепление способов измерения предметов, с помощью условной мерки, глазомерных действий.
- Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать умозаключения на их основе.
- Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
- Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
Участники программы: дети с ограниченными возможностями стационарного отделения и специалист по реабилитационной работе в социальной сфере.
Срок реализации программы: 12.01.2022 г по 30.11.2022г
Формы работы:
- индивидуальная,
- групповая (с подгруппой).
Периодичность работы:
- занятия проводятся 4 раза в месяц,
продолжительность 15-20 минут, с учетом возрастных особенностей и психофизического состояния детей с ограниченными возможностями.
Предполагаемый результат реализации программы.
- Дети освоят основные игровые приёмы, приобретут навыки конструирования, появится интерес к выполнению заданий, требующих интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания
- В самостоятельной деятельности у детей усовершенствуются игровые навыки.
- Дети освоят умение действовать согласованно, соблюдать очерёдность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
- Пополнится и активизируется словарь детей, формируется правильное звукопроизношение, связная речь, фонематический слух.
- Сформируется умение ориентироваться на плоскости; различать количественный и порядковый счет, цифры, звуки, буквы.
Перспективное планирование программы
«Мини-Ларчик».
Месяц | Игра | Цель игры | Возраст детей. |
Январь | Рассказывание сказок о жителях мини ларчика | Познакомить детей с новой игрой, создать игровой интерес к играм и игровым персонажам. | 3-7 лет. |
«Помоги гномикам найти свой домик?» | Формировать умение квалифицировать предметы по цвету , закрепить представление о сенсорных эталонах цвета, формы и величины. | 3-4 лет. | |
«Дружные гномики» | Развивать умение группировать предметы по цвету и размеру, формировать понятие один и много, воспитывать сочувствие и эмоциональную отзывчивость. | 3-4 лет. | |
«Подарки Слона Лип –Лип» | Развивать умение соотносить предметы по цвету, стимулировать речевое общение, развивать стремление оказывать помощь, проявлять доброжелательность. | 3-4 лет. | |
Февраль | «Как гномик Желе и Кохле пошли в гости к гномику Зеле» | Формировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, закрепить представления об основных цветах. | 3-4 лет. |
«Жили были гномики». | Формировать у детей умение понимать чувства других по выражению глаз, бровей, по облику, классификация объектов по заданному признаку. | 4-5лет. | |
«Помоги грустным гномикам перебраться на левый берег» | Формировать пространственное представление, развивать у детей эмоциональное отзывчивость, развивать мелкую моторику, | 3-4 лет. | |
«Цветы для Пчёлки Жужи» | Закрепит умение детей выделять предметы по цвету, закрепить понятие «один» много, ни одного». | 3-4 лет. | |
Март | «Дорога вежливости» | Приобщать детей к использованию простым формам речевого этикета, обучение количественному счёте в пределах пяти, воспитывать доброжелательное общение друг с другом. | 4-5лет. |
«Перекресток» | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения,о назначении дорожного перехода, светофора, о его сигналах; стимулировать стремление помощи окружающим. | 4-5лет. | |
«Радужный дом Слона «Лип –Липа» | Воспитывать у детей культуру поведения и общения, развивать умение дружить, укреплять мелкую моторику рук. | 4-5 лет. | |
«С добрым словом веселей» | Закрепить с детыми разные формы приветствия, прощения, выражения признательности, обращения с просьбой. | 5-7лет. | |
Апрель | «Магазин» | Развивать умение детей находить предметы по форме и цвету, развивать логическое мышление, навыки ориентировки в пространстве. | 5-7 лет. |
«Пчёлка Жужа собирает нектар» | Закрепить умение детей выделять признак цвета, учить концентрировать внимание, развивать мелкую моторику рук, воспитывать чувство сопереживания. | 3-4 лет. | |
«Подружки Пчелки Жужи» | Закрепить умение детей группировать по цвету, выделять основной признак- цвета, объединятся в группы для игры. | 3-4 лет. | |
«Ягоды на полянке» | Закрепить умение детей выделять признаки цвета, понятий «один, много, ни одного», счёт до3; тренировать умение работать в группе. | 3-4 лет. | |
Май | «Осенний дождь | Развивать зрительное и слуховое внимание, формировать умение воспроизводить ритмическую структуру. | 4-5лет. |
«Лесная поляна» | Закрепить умение детей выделять признаки-цвета; повторить понятие «один,много» ,счёт до 5, закрепить умение сравнивать группы предметов. | 4 -5лет. | |
«Слон Лип –Лип собирает ягоды» | Закрепить умение выделять признаки- цвета, размер; тренировать концентрацию внимания. | 4-5 лет. | |
«День рождение у Слоненка» | Формировать у детей стремление радовать окружающих хорошими поступками, применять формулы словесной вежливости. | 5-7 лет. | |
Июнь | «На что похожа радость» | Расширить представление детей об эмоции «радости», применять различные выразительные средства, воспитывать самостоятельность, творчество, инициативность. | 5-7 лет. |
| «Дом для гномов» | Закрепит умение детей двигаться в заданном направление, пользоваться в речи предлогами над, под; тренировать память и внимание. | 4-5 лет. |
«Бусы для гномов» | Закрепить понятие свойств фигуры- цвет и размер; тренировать определять место объекта по описанию: слева, справа вперед, позади, между. | 4-5 лет. | |
| «Слон Лип –Лип идет в гости» | Закрепить умение детей выполнять задания по инструкции; выделять цвет, размер предметов, счёт до 5. | 4-5 лет. |
Июль | «Разноцветные лучи» | Закрепит представления о цвете , форме величины, способам измерения предметов, с помощью условной мерки, выполнять сложные глазомерные действия. | 5-6 лет. |
«В гости к веселым гномам» | Формировать представления о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закрепить способы обследования предметов, умения различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия. | 5-7 лет. | |
| «Праздник воздушных шариков» | Развивать сенсорные представления (цвет, размер), элементарные математические представления; закрепить способ порядкового счёта предметов до 5. | 5-6лет. |
«Бусы для белочки» | Формировать умение детей построению логической последовательности путем чередования двух и более элементов(яблоко-грибок), цветные кружки (красный-желтый). | 5-6 лет. | |
Август | « Слоник Ляп –Ляп идет в гости к Мальвине» | Закрепить умение детей двигаться в заданном направлении; тренировать умение сравнивать длинны с помощью мерки, познакомить с понятием « отрезок, кривая». | 5-6 лет. |
«Судок» | Продолжать развивать у детей зрительную память, логическое мышление, концентрацию внимания, умение ориентироваться на игровом поле. | 5-7 лет. | |
| «Приключение Слоника» | Закрепить умение детей изменять силу голоса, способствовать понятию «высокий», «низкий» тембр речи, развивать зрительное внимание. | 4-5 лет. |
| «Как Цифрята поделили грибы?» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Формирование счета, состава числа в пределах 5; знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество; развитие мелкой моторики рук. | 4-5 лет. |
Сентябрь | «Буквоцирк» | Знакомство с гласными звуками; развитие внимания, произвольной памяти. | 5-7 лет. |
«Подарок для Крутика По» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); закрепить навык счёта в пределах 5; развивать умение использовать цифры; формировать умение выкладывать изображение по схеме (способ наложения). | 4-5 лет. | |
| «Разноцветные цифры» | Познакомить с понятием координаты клеток; формировать умение ориентироваться на плоскости; различать количественный и порядковый счёт; развивать внимание, мышление. | 5-7 лет. |
| «Готовимся к празднику» | Закрепить с детьми цвета радуги; учить выполнению чередования цветов по образцу; развивать внимание, логическое мышление; развивать мелкую моторику. | 5-7 лет. |
Октябрь | «Собери цветы» | формировать умение работать по схеме; закреплять знания о геометрических фигурах, закрепить умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ( счёт до 5). | 5-7 лет. |
| «Выступление цифрят в цифроцирке» | Закрепить умение уравнивать разные группы предметов; закреплять порядковый и количественный счёт в пределах 5; сформировать умение соотносить цифры с количеством предметов. | 5-7 лет. |
| «Разложи фигуры» | Закрепить знания детей о сенсорных эталонах (форма, цвет, величина); формировать умение классифицировать по заданному признаку. | 5-7 лет. |
| «Собери яблоки» | Формировать представления детей о величине предметов (большой-маленький, высокий – низкий); развивать умение сравнивать предметы по величине; закреплять умения уравнивать группы предметов разными способами. | 5-7 лет. |
Ноябрь | «Узор» | Формировать умение детей передаче метрических отношений (равномерно повторяющихся ритмов) заданных по наглядной схемой, развивать навыки общения, моторику рук. | 5-7 лет. |
«Звуковик» | Закрепить умение детей выделять звук на фоне слова, развивать мышление, слуховое внимание. | 5-7 лет. | |
«Осветим фиолетовый лес подарками» | Закрепить умение детей ориентироваться на клетчатой основе ,определять направление движения и называть его, закрепить умение работать с закрытыми глазами по словесной инструкции. | 5-7 лет. | |
«Как гусеница Фифа и Лопушок дарили друг другу подарки» | Развивать умение детей ориентироваться на клетчатом поле, закрепить знание о геометрических фигурах ( квадрат, прямоугольник),развивать воображение, творческое мышление. | 5-7 лет. |
Список использованной литературы
- Т.Г. Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
- Воскобович В.В. Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С- Петербург, 2007.
- Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: 2012.
- Методические рекомендации к игровому комплекту «Ковграфт Ларчик»,
«Мини- Ларчик» С-Петербург 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей 6-7 лет «Сказочный мир» на основе игровой технологии В.В.Воскобовича.
Цель : развитие интеллектуально-творческих и эмоциональных способностей на основе игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», элементов песочной терапии.• Спо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В. В. ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙТВА ЗРЕНИЯ)
Наш детский сад много лет работает с детьми, имеющими функциональные расстройства зрения - амблиопию и косоглазие. Эти дети ограничены в зрительном восприятии окружающего мира и поэтому испытывают тру...
Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста
В ходе игры ребенок приобретает необходимые навыки, а также практику. В процессе практических упражнений закладываются основные данные о теории. Благодаря методике Воскобовича удается максимально разв...
Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.
Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....
Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.
Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....