Индивидуальная программа логопедического сопровождения воспитанницу младшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
Индивидуальная программа логопедического сопровождения воспитанницу младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано на заседании ППк Протокол № ___________________ от «____»_________________ 2021 г | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Д/с №___» ________________ _____________ «____» ________________ 2021 г |
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
воспитанницу младшего дошкольного возраста
ФИО
(второй год обучения)
Составитель программы
учитель-логопед: Е.В. Симонова
Срок реализации программы: сентябрь 2021 г – май 2022 г.
Пояснительная записка
Причина создания программы стало коллегиальное заключение ПМПК, заявление родителей на обучение по АОП.
Цель индивидуальной программы:
- комплексная психолого-педагогическая поддержка развития ребенка с ОВЗ;
- проведение коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы в своей возрастной группе, в связи с имеющимися речевыми нарушениями
В основу индивидуальной программы сопровождения положены следующие принципы:
- принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
- принцип развития речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего дефекта и обусловленного им недостатка психического развития;
- принцип взаимодействия формирования фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматических компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры, что позволяет добиваться четкости и внятности речи;
- принцип дифференцированного подхода в логопедической работе;
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Общедидактические принципы:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития ребенка. Он предполагает усвоения речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач;
- принцип коммуникативного, деятельного подхода к развитию речи;
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка. При этом подчеркивается, что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Для осуществления коррекционного обучения определены следующие основные задачи:
- расширять объем понимания речи, т.е накопления ребенком пассивного словаря;
- формирования произнесения слов простой слоговой структуры;
- формировать умения подражать действиям педагога при выполнении речевых игр;
- развивать речевое дыхание;
- развивать силу и высоту голоса;
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать слуховое внимание;
- развивать мелкую моторику.
Срок реализации программа рассчитан на 1 год. Занятие проводится 2 раза в неделю по расписанию индивидуальных занятий с детьми. Длительность одного занятия 20 минут.
Структура индивидуальной программы включает в себя:
- комплексную диагностику с заполнением речевой карты;
- примерное перспективное календарно-тематическое планирование индивидуальной работы по изучению лексико-граматических тем;
- тетрадь взаимодействия с воспитателями группы;
- тетрадь учета посещаемости индивидуальных логопедических занятий;
- тетрадь для записи рекомендаций родителям.
Логопедическое представление
Общее звучание речи. Темп речи нормальный. Голос нормальный. Тембр голоса нормальный, модуляция слабо выражена. Дыхание смешанный тип. Речь смазанная, не четкая
Строение артикуляционного аппарата. Двигательные функции артикуляционного аппарата снижены.
Состояние общей и мелкой моторики. Координация движений не нарушена. Мелкая моторика развита. Ведущая рука правая.
Словарный запас соответствует возрасту. Знает основные цвета. Геометрические фигуры знает и называет. Владеет прямым счетом до 5, и обратным. Затрудняется в названии некоторых существительных. Глагольный словарь сформирован: кто как голос подает (собака – лает). Затрудняется подобрать признак. Допускает ошибки в названии детенышей животных (у лисы – лифа).
Пространственно-временные ориентировки сформированы.
Причинно-следственные связи недостаточно сформированы. По наводящим вопросам исключает 4-ый лишний. Слов-обобщений достаточно. Допускает ошибки в подборе антонимов (большой – маленький, широкий – маленький).
Грамматический строй речи не достаточно сформирован. Словоизменение: предлоги понимает и использует в речи. Множественное число существительных называет правильно. Допускает ошибки в образовании существительных от прилагательных (желтый ябоко), согласование существительных с числительным выполняет не правильно.
Словообразование: при образовании относительных прилагательных не допускает ошибки Образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и рритяжательные прилагательные образует. Не образует слова с помощью суффиксов.
Звукопроизношение нарушено (автоматизация Л, постановка Р, Р,)
Фонематическое процессы сформированы не достаточно.
Слоговая структура слова не нарушена. Дифференциация фонем: ошибки в дифференциации близких по звучанию слов, при повторении цепочек слов с оппозиционными звуками допускает ошибки на дифференциацию по звонкости-глухости, смешение звуков [с-ш], [з-ж], в пробах «Хлопни на звук» и «Выбери картинку» смешение [с-ш].
Связная речь серию картинок раскладывает правильно, рассказ составляет перечислением действий.
Заключение: ФФНР
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
на 2021 -2022 учебный год
Период | Направление | Основное содержание |
Сентябрь - декабрь | Звукопроизношение | 1. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 2. Развитие речевого дыхания. 3. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: - изолированно; - в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); - в словах; - в предложениях. 4. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. 5. Постановка р, р,; - изолированно; - в открытых слогах (звук в ударном слоге); - в обратных слогах; - в закрытых слогах; - в стечении с согласными; - в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. |
Фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез | 1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. 2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. 3. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. 4. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. 5. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. 6. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. 7. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. 8. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. 9. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. 10. Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук | |
Развитие речи (лексика, грамматик а, связная речь) | 1. Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. 2. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогами. 3. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. 4. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. 5. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. 6. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Лексические темы: | |
Январь - май
| Звукопроизношение | 1. Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. 2. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. |
Фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез | 1. Определение наличия звука в слове. 2. Распределение предметных картинок, названия которых включают: - дифференцируемые звуки; - определенный заданный звук. На этом же материале: - определение места звука в слове; - выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; - осуществление анализа и синтеза прямого слога; - выделение согласного звука в начале слова; - выделение гласного звука в конце слова. 3. Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”. 4. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. 5. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. 6. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): - по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); - по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; - в обратных слогах; - в слогах со стечением двух согласных; - в словах и фразах; - составление предложений с определенным словом; - анализ двусловного предложения; - анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. | |
Развитие речи (лексика, грамматик а, связная речь) | 1. Закрепление в самостоятельной речи навыка: - согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; - согласования порядковых числительных с существительными. 2. Закрепление умения: - подбирать однокоренные слова; - образовывать сложные слова; - составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; - распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; - составлять предложения по опорным словам; - составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; - заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. 3. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. Лексические темы: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Доступная среда" Индивидуальная программа логопедического сопровождения ребенка с ОНР при дизартрии, имеющего сочетанные нарушения.
Данная Индивидуальная программа является выпускной квалификационной работой (МГПУ, 2015 г.) по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках ...
Практико-ориентированный материал для педагогов и родителей «Логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста»
Практико-ориентированный материал для педагогов и родителей «Логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста»...
Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут прив...
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
Индивидуальная программа логопедического сопровождения...
Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"
Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид....
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
Индивидуальная программа логопедического сопровождения...