Практико-ориентированный материал для педагогов и родителей «Логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Практико-ориентированный материал для педагогов и родителей «Логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедические рекомендации педагогам и родителям | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Практико-ориентированный материал для педагогов и родителей
«Логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста»
Котелянец Е. Г.
учитель-логопед
- Игры для развития дыхания.
Цель: развитие целенаправленной воздушной струи.
«Воздушный шарик»
Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
«Плыви кораблик»
Поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
«Бульки»
В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
«Волшебные пузыри»
Пускание мыльных пузырей.
«Листопад»
Вырежьте из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки и разложите их на столе.
- Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
«Снег идёт!»
Положите ребенку на ладонь кусочки ваты.
- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет.
«Одуванчик»
Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Предложите ребенку найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем покажите, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки.
«Загони мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
«Охотник идет по болотам»
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
«Горох против орехов»
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.
- Весёлая артикуляционная гимнастика
Цель: правильное произнесение всех звуков родного языка.
Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс – 3-5 раз в день по 5-6 минут.
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
2. Хоботок. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону – губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
3. Улыбка, хоботок. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
4. Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
5. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
6. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
7. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.
8. Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
9. Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий – узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык – иголочкой потом и потянем остриём.
10. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
11. Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
12.«Лошадка». Пощёлкать кончиком языка, присасывая его к нёбу.
Скок, лошадка! Скок, скок, скок!
Цок, копытце! Цок, цок, цок!
13. «Маляр». Кончиком языка гладить нёбо, начиная от верхних зубов.
Пригласили маляра, потолок белить пора.
14. «Дятел». Постучать кончиком языка в нёбо.
Я на дереве сижу, червячка добыть хочу: д-д-д!
15. «Грибок». Пощёлкать языком, присосать к нёбу. Рот открыт, уздечка натянута.
К нёбу язычок прижми, челюсть ниже отведи.
Посмотри поскорее, дружок, вырос в ротике грибок.
16. «Гармошка». Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык.
На гармошке я играю, рот пошире открываю.
К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
17. «Мотор».
Язычок у нас мотор, заводи его шофёр: тр-р-р!
- Автоматизация звуков.
Изолированно: «Скажи как я», «Скажи как кукла», «Скажи, чтобы песенку услышала куколка», «Договори слово», «Спой песенку ветра (жука, змеи и т.п.)
В слогах: «Эхо», «Скажи столько слогов, сколько хлопков (фишек, стукну, палочек)», «Договори словечко». «Закончи рифму», «Поднимись по лесенке», «Пальчики здороваются».
В словах: «Повтори», «Запомни-повтори», «Один-много», «Закончи предложение нужным словом», «Сосчитай»
В предложениях: «Повтори предложение, «Составь предложение по опорной картинке», «Зашифрованной предложение», «Слова в ряд»
- Игры на развитие слоговой структуры слов.
Цель: воспроизведение слов разной слоговой структуры.
«Я – робот» (произносить слово четко по слогам),
«Эхо» (назвать первый слог или последний слог),
«Посчитай слоги» (взрослый называет слово, ребенок считает, сколько слогов и хлопает столько раз в ладоши),
«Запомни и повтори» (н, та-да-та),
«Слова в свои домики» (1 окошко – 1 слог, 2 окошка – 2 слога и т.д.),
«Телефон», «Слоговой поезд», «Назови слоги по порядку»,
«Выбери картинку» (с одним слогом, двумя слогами и т.д.),
«Придумай сам» (слово с определенным количеством слогов)
- Игры на развитие фонематического восприятия.
- Цель: узнавание неречевых звуков; различение на слух неречевых звуков.
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
- Цель: различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
- Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
- Цель: различение сходных между собой по звучанию слов.
- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
- Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
- Цель: различение слогов.
- Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
- Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
- «Определи на слух самое короткое слово» Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.
- «Телеграф» «Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их по телеграфу передавать в другой город». Слова произносятся по слогам, сопровождаются хлопками. Затем дети сами придумывают слова, которые надо передавать по телеграфу. «А сейчас я вам передам слова по телеграфу - отстучу, не называя их. А вы должны придумать, какие это могут быть слова». Дети придумывают слова с заданным количеством слогов.
- Цель: различение звуков.
- Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
- Игра «Похлопаем», «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.
- «Охотники» Взрослый предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.
- «Какой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь". Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
- «Найди картинки»
1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине.
2) Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов. Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с лексической темой.
- «Подбери похожие слова» Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка - ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
- «Правильное слово» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.
Например выставляется предметная картинка с изображением вагона. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
- Цель: освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)
- «Волшебники»
Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.
Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
- Игры для развития лексико – грамматических средств языка.
Цель: усвоение грамматических форм, овладение склонением, согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах, употребление предлогов.
«Что вы видите вокруг?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
— У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».)
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?»
— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?).
Сахар сладкий, а лимон... (кислый).
Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
— Вспомни, кто из животных как передвигается.
Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает).
Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
«Найди другое слово»
Цель: подбирать синонимы и антонимы.
«Назови одним словом»
Цель: подбирать обобщающие слова (транспорт, мебель, игрушки, одежда, школьные принадлежности).
«Кто у кого»
Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.
«Один — много»
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.
— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров).
— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков).
Для закрепления косвенных падежей существительных.
- «Исправь ошибки», «На чем катаются зимой и летом?», «О чем мечтают дети?» (по картинкам), «Где был Буратино?», (предложный падеж)
- «Накрой стол для Буратино» (поставлю на стол ЧТО?), «Спрятала кого? Что?» (винительный падеж)
- «Скажи правильно», «Подбери слово», «Запомни, положи, назови»,
- «Подбери родственные слова»,
- «Скворцы в стае», «Считаем игрушки» (счет 1-10 – согласование сущ и числит),
- «Мой, моя, моё, мои», «Наш, наша, наши», «Какой, какая, какие?», (согласование слов)
- «К кому прилетала Сорока-белобока?», «Кому поможет Айболит?», «Кому нужны для работы эти вещи?» (дательный падеж),
- «Ответь на вопросы НЕЗНАЙКИ» (все падежи)
Усвоение предлогов.
Д/и «Найди предлог». «Кто где спрятался», «Скажи правильно», «Кто внимательный?», «Кто больше заметит?», «Умей найти свое место», «Доскажи словечко», «Маленькое слово потерялось», «Кто где».
Для закрепления образования относительных прилагательных
Д/и «Исправь ошибки», «Загадки Незнайки» «Чей, чья, чьё?», «Угадай, кто это?», «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?», «Чье ухо лучше?», «Звери играют в прятки».
«Целое и часть»: ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА, РУБАШКА, ЧАЙНИК, ОБУВЬ, ДЕРЕВО, СТУЛ
- Игры для развития связной речи.
Цель: развивать умение заканчивать предложения, составлять небольшие рассказы по сюжетной картинке, составлять рассказы из собственного опыта, пересказывать знакомые сказки.
Д/и «Расскажи об игрушке»,
«Опиши предметы, сравнивая друг с другом»,
«Дополни предложения»,
«Придумай и закончи предложения»,
«Незаконченный рассказ»,
«Составь рассказ по картинке»,
«Придумай рассказ по картинке»,
«Составь рассказ, используя эти слова»,
«Перескажи рассказ»,
«Расскажи потешку»,
«Рассказ по цепочке»,
«Расскажи считалку».
«Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.
«Скажи точнее»
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
Литература:
- Кнушевицкая Н.А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. – СПб., 2014.
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб., 2012.
- Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 2014.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
"СЛОГОВИЧОК" Формирование у детей умения делить слова на слоги....
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «В мире волшебных звуков»
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошк...
Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...
Альбом "Краеведческий музей" к Авторскому информационно-практико-ориентированному проекту с творческим содержанием «Люблю я макароны» для детей старшего дошкольного возраста
Данный "Краеведческий музей" альбом является приложением к Авторскому информационно-практико-ориентированному проекту с творческим содержанием «Люблю я макароны» для д...
Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста
Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста
Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)