взаимодействие учителя -дефектолога и учителя -логопеда
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей зависит от правильной слаженной и грамотно организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей зависит от правильной слаженной и грамотно организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса. Ограниченные возможности здоровья лицо , имеющее физический и/или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования .
Формы взаимодействия
Принципы взаимодействия
На подгрупповых занятиях учитель-дефектолог осуществляет ознакомление детей с предметным окружением и формирует элементарные математические представления . В это же время учитель-логопед формирует лексико-грамматический строй языка и развивает связную речь детей, а также формирует звукопроизношение и занимается подготовкой к обучению грамоте.
Для подготовки данных видов занятий учитель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Развитие сенсорного восприятия учитель-дефектолог развивает тактильно-двигательного восприятия: дети учатся различать предметы на ощупь по различным признакам: форма, материал, текстура). А учитель-логопед в свою очередь, развивает мелкую моторику пальцев рук, как с речевым, так и без речевого сопровождения.
СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ пространство и время Другим примером по развитию сенсорного восприятия является работа по развитию пространственных и временных представлений у детей : дефектолог учит ориентироваться в сторонах собственного тела, относительно тела другого человека и в пространстве; ведет работу по формированию последовательности временных понятий. А учитель-логопед решает те же задачи путём развития временных представлений при пересказах и составлении рассказов.
Развитие памяти Учитель-дефектолог ведет активную работу по развитию оперативной слуховой и зрительной памяти, используя игры на запоминание слов; на слайде продемонстрировано задание, где ребенок запоминает несколько картинок, потом определяет какого предмета не стало или что-то могло измениться, должен найти недостающую и прочие вариации. В то же время учитель-логопед развивает вербальную память посредством проговаривания предложений с отстукиванием и без отстукивания ритма
Развитие внимания зрительное внимание Например, для коррекции и развития зрительного внимания дефектолог использует игры на нахождение отличий между картинками, использует корректурные пробы, задания, где требуется найди рисунок, похожий на образец и пр.) А Учитель-логопед, решая задачи на развитие зрительного внимания, предлагает занимательные игры на материале изучения букв, например: «Помоги червячку найти правильную букву» или же игра «Собери слово» и пр.
Развитие внимания слуховое внимание Для развития слухового внимания учитель-дефектолог предлагает детям прослушать музыкальные инструменты и выполнить соответствующие им движения, следуя инструкции педагога. А учитель-логопед для развития того же слухового внимания просит ребёнка послушать и запомнить последовательность звуков музыкальных инструментов, а затем верно их воспроизвести.
Развитие внимания сравнение В коррекционно-развивающем процессе дефектологу важно научить детей сравнивать предметы , находить в них не только различия, что детям дается гораздо легче, но и выделять общее между ними, таким образом способствуя развитию ассоциативного мышления (пример, найди сходства и различия между предметами по картинкам). А у учителя-логопеда может быть игра на использование сравнения при употреблении слов антонимов. Например, дети учатся определять противоположное эмоциональное состояние человека. И что немало важно: сами демонстрируют их на себе, тем самым не только проговаривая необходимые слова-антонимы, но и переживая их.
Развитие внимания классификация Не менее важным является процесс формирования такой мыслительной операции , как классификация . Учитель-дефектолог может предложить игру «Кому что нужно»: какие инструменты нужны повару для работы?) Важным в работе логопеда является научить классифицировать звуки по признаку - гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий
Развитие воображения учитель-дефектолог может предложить Игру «На что это похоже?»: дается элементарное схематичное изображение, по которому нужно определить, что напоминает этот рисунок. А учитель-логопед, развивая воображение, использует мнемокарточки и мнемотаблицы при пересказах и составлении рассказов, например, назови цвет посуды - это изображение цветных фигур.
Развитие речи Одной из основных задач учителя-логопеда является коррекция звукопроизношения (подготовка органов артикуляции к воспроизведению звуков, постановка звуков, автоматизация и их дифференциация). учитель-дефектолог на своих занятиях осуществляет контроль за правильным произношением этих звуков в речи детей. С этой целью логопед консультирует коллегу по поводу того, над какой группой звуков ведется работа в данный момент.
Развитие речи фонематический слух Развивая фонематический слух , учитель-логопед предлагает детям, например, игру «Домики» на определение позиции заданного звука в словах. А учитель-дефектолог решает эту же задачу в процессе развития слухоречевой памяти (например, предлагая запомнить и повторить слова: дом-том-ком-гном)
Развитие речи слоговая структура Работая над слоговой структурой слова, учитель-логопед, например, учит детей менять в слове слоги местами и получать таким образом новое слово. А учитель-дефектолог осуществляет контроль за произнесением слов сложной слоговой структуры, предлагая детям задания с предварительно подобранными «сложными» словами, например, при составлении логических задач, типа: в аквариуме больше рыб или карасей?)
Развитие речи лексико-грамматическая категория Работа по развитию лексико-грамматических категорий учителем-логопедом ведётся в процессе словоизменения и словообразования, например, в играх «Паровозик» и «Собери семейку слов». А учитель-дефектолог одновременно ведёт контроль над грамматически правильным произнесением фразы в процессе применения игр. Важно не только сообразить и показать правильный ответ, но и правильно его сформулировать.
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) Дефектолог проводит занятие по изучению порядковому и количественному счету. Решая эту же задачу, учитель-логопед учит детей определять количество звуков, букв, слогов в слове, слов в предложении .
ФЭМП сравнение Учитель-дефектолог учит детей сравнивать и уравнивать количество предметов (например, ребенок должен определить: и чего больше на картинке? Или же сделать так, чтобы предметов стало поровну) . А учитель-логопед обучает сравнению слов по количеству звуков или букв.
ФЭМП решение задач Одним из важнейших видов деятельности является решение арифметических задач , поскольку это способствует развитию элементов логического мышления и связной речи. Учитель-дефектолог учит детей решать задачи на сложение и вычитание с опорой на наглядность. А учитель-логопед , преследуя те же цели, ведёт работу по обучению детей преобразованию предложений, например, в задании «Добавь еще одно слово в предложение». На занятиях с дефектологом дети учатся отсчету предметов в пределах 10-ти А на занятиях с логопедом дети учатся согласовать имена существительные с именами числительными, например, посредством задания «Достань из мешочка 10 утят, считай вслух и называй предмет. Проверь и скажи, сколько всего утят ты достал.
Таким образом, даже при не совместных занятиях логопеда и дефектолога, системно и систематизировано решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта (общение с социумом в разных направлениях) и в целом коррекции недостатков развития у дошкольников с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда
В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....
Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.
Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...
Социальное партнерство учителя – дефектолога и учителя – логопеда с семьей
Содержание и формы психолого-педагогической помощи родителям детей с нарущениями речи и психофизического развития в ДОО....
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда «Новый год, новый год-это радость и восторг!»
Конспект открытого интегрированного занятияучителя-дефектолога Яценко Т.В. и учителя-логопеда Федоровой А.Н.«Новый год, новый год-это радость и восторг!»Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7...
Интеграция в обучении . Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе
Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя логопеда на уроке чтения в 4 классе...
Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.
Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...
Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).
Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...