КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
консультация по коррекционной педагогике
Куклотерапия - это метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния.
Разработан детскими
психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ | 964.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Куклотерапия - это метод психологическо й помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния. Разработан детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Задачи куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. А также корректировать речь, снижать уровень тревожности и агрессивности
В настоящее время многие дети отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Ребятам сложно понимать обращенную речь, а следовательно и выполнять задания. Поэтому, для успешного взаимодействия с детьми требуется посредник. Таким посредником может стать КУКЛА
ФОРМЫ КУКЛОТЕРАПИИ Индивидуальная Групповая
Первый этап – изготовление (пошив )куклы или выбор из множества имеющихся. Второй этап – обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой. Третий этап – собственно, сказкотерапия с помощью кукол ЭТАПЫ КУКЛОТЕРАПИИ:
ВАРИАНТЫ КУКОЛ Пальчиковые куклы Теневые куклы Веревочные куклы Плоскостные куклы Перчаточные куклы Ростовые куклы Куклы-марионетки
ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребен ка
ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционныйсмысл теневого театра и теневых кукол
ВЕРЕВОЧНЫЕ КУКЛЫ Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями
Плоскостная кукла Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям
Перчаточные куклы Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров , различных инсценировок, изображений сказок
РОСТОВЫЕ КУКЛЫ Объемные(ростовые) куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы)
МАСТЕР – КЛАСС КУКЛА МАРИОНЕТКА
Для управления куклой нужно протянуть нитку (светлого ириса) через ее голову, оставив внизу с внутренней̆ стороны узелок, а длинную часть (15—20 см) вытянуть ровно из середины головы ( рис. 5). Такие же ниточки нужно протянуть через ручки, а на концах ниток завязать маленькие петельки, по размеру ваших пальцев. Теперь вы можете учиться водить кукол. Нитку с петелькой от головы нужно надеть на указательный палец правой руки, а от ручек — на большой и средний пальцы. Попробуйте перемещать куклу — пройтись медленно, грустно, весело, с подскоками, вскинуть ручки, присесть. Развевающиеся шелковые одежды добавят выразительности движениям.
ТАИНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Играя с куклой, проникая в сказку, мы приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, открыть источники внутренней силы, найти уязвимые места, увидеть лучшее решение сложной ситуации. И, научившись находить гармонию, мы получаем опыт владения собо й и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
ВЫВОД К уклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания. П сихокоррекционную работу с детьми с использованием метода куклотерапии необходимо проводить совместно с родителями. Специфические особенности куклотерапии дают богатый диагностический материал и помогают родителям увидеть новое в ребенке, получить информацию о взаимодействии с ним, о стиле своего воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте
План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте...
Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...
Проект«Театрально-игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста»
Проект проводился в старшей группе компенсирующей направленности....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:игры в куколь...
Музыкально- ритмические движения - средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Цель данной работы - изучить точку зрения педагогов – теоретиков в вопросе воздействия музыкально - ритмических движений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.Задача данной работы:...
Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"
Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете...