Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Образовательная программа: адаптированная коррекционно – образовательная программа для детей с ограниченными условиями здоровья в условиях ДОУ общеразвивающей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок»
Утверждаю
Заведующая МКДОУ д/с «Петушок»
_____________________
Индивидуальный маршрут развития
ребенка с ОВЗ
Воспитатель:
Носова С.С.
с. Прокудское, 2021г
1.Данные о ребенке
Дата рождения:
Группа здоровья:
Домашний адрес:
Мать:
Отец:
Установлен статус ребенка: ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Заключение ЦПМПК № ___ от ______ о создании специальных условий образования обучающемуся с ОВЗ.
Образовательная программа: адаптированная коррекционно – образовательная программа для детей с ограниченными условиями здоровья в условиях ДОУ общеразвивающей направленности.
2.Специальные методы обучения, рекомендованные ЦПМПК:
- в соответствии с программой, использовать средства альтернативной коммуникации;
- придерживаться ровного эмоционального тона;
- ориентироваться на эмоциональное самочувствие ребенка.
Специальные педагогические методы, подходы и приемы, подобранные воспитателем:
- использовать средства, способствующие развитию вербальной коммуникации (тематические наборы фотографий, рисунков и составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
- использовать краткие эмоционально-выразительные пояснения и вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек, кукольного театра;
- применять мультисенсорные техники обучения;
- формирование сенсорных эталонов:
Осязание: Пальчиковые упражнения. Проводить массаж пальцев рук. Предлагать ребенку игрушку, чтобы он тянулся за ней и удерживал ее, перекладывать предметы из одной руки в другую. Показать деревянные ложки, стучать ими. Играть «дай-дай», «сорока белобока», показывать «до свидания».
Сравнение предметов по цвету: Практическое соотнесение – сравнение предметов при их непосредственном сближении.
Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии. Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета.
Развитие речи. Показывать и называть окружающие ребенка предметы быта, употреблять упрощенные звукоподражательные слова «собачка говорит «гав-гав»», «кукла упала «бух»». Формировать мотивацию к речевому общению (яркие подвижные игрушки, картинки, красочные книжки); организовать кукольный театр.
Изучать с ребенком части лица и тела.
- Обучение выполнению инструкций: на простые движения, с предметами, игрушками; учить отвечать на вопросы: кто это? Что? Что делает?
- Систематически рассматривать картинки: называть, сравнивать – учить соотносить слово с называемым предметом, изображением. Игры «Найди предмет среди других предметов/игрушек», «Чудесный мешочек», «Найди картинку», «Лото».
- Проговаривать названия предметов, показывая их и называть некоторые характеристики. Давать ощутить характеристики предметов. Время от времени повторять новое слово, проверять его усвоение ребенком.
- ФЭМП осуществлять в повседневной жизни в коллективной деятельности с детьми, в специальных играх, направленных на развитие представлений о себе (сколько пальчиков), окружающих (детей много, кошка одна), сверстниках. Эти игры проводить в структуре групповых и индивидуальных занятий, в сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных играх.
- Простейшая предметно-практическая деятельность, включающая элементы самообслуживания.
Соблюдать охранительный педагогический режим:
- обеспечение здоровьесберегающих условий,
- создание климата психологического комфорта,
- соблюдение норм СанПиНа 2.4.4.3048-13.
Индивидуальный план работы по развитию ребенка средней группы
на 2021 – 2022 учебный год.
Образовательные области | Проблемы, выявленные в ходе педагогического наблюдения | Содержание работы | |
Основные дидактические задачи | Методы и приемы/Дидактические игры и упражнения/Литература | ||
«Познавательное развитие» I. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. II. Приобщение к социокультурным ценностям. III. Формирование элементарных математических представлений. IV. Ознакомление с миром природы. | I. Не сосредоточивает внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; не устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями. II. Нет интереса к приобщению к социокультурным ценностям. III.На занятиях не проявляет никакого интереса к заданиям и не выполняет их, но интересуется используемыми предметами (игрушки, кубики). IV.Знает, показывает домашних животных и некоторых диких животных, но не называет их (звукоподражательные слова). | I. Учить соотносить слово с называемым предметом, изображением. Учить сравнивать предметы при их непосредственном сближении и выделять их некоторые характеристики. Обучать выполнению инструкций: на простые движения, с предметами. II. Формировать мотивацию к речевому общению (яркие подвижные игрушки, картинки, красочные книжки); организовать кукольный театр. III. Осуществлять в повседневной жизни в коллективной деятельности с детьми, в специальных играх, направленных на развитие представлений о себе (сколько пальчиков), окружающих (детей много, кошка одна), сверстниках. IV. Показывать и называть домашних и диких животных, птиц, употребляя упрощенные звукоподражательные слова «собачка говорит «гав-гав»». Формировать мотивацию к речевому общению (яркие подвижные игрушки, картинки, красочные книжки); организовать кукольный театр. | I. Предлагать ребенку игрушку, чтобы он тянулся за ней и удерживал ее, перекладывать предметы из одной руки в другую. Показать деревянные ложки, стучать ими. Играть «дай-дай», «сорока белобока», показывать «до свидания». Показывать образец цвета и просить ребенка найти предметы или картинки такого же цвета. Д/игры «Найди предмет среди других предметов/игрушек», «Чудесный мешочек», «Найди картинку», «Лото» «Солнечный зайчик». II. Организовать театр «би-ба-бо», пальчиковый. Инсценировать р.н.с. III. Д/и «Найди предмет» Цель: сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. «Соберем бусы» Цель: формирование умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) «Подбери дорожки к домикам» Цель игры: развитие умения сравнивать два предмета по длине Угадай игрушку Цель: формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Угадай, где? Цель: развитие умения определять пространственные направления от себя. IV. Д/и «Найди, что покажу» Цель: найти предмет по сходству. «Дидактическое лото» Цель: закрепление знаний о животных (птицах, растениях, насекомых, цветах, др), умения различать и находить нужную картинку «Чей детеныш» «Чей голос» «Кто как поет» |
«Социально-коммуникативное развитие» I. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. II. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. III. Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание. IV. Формирование основ безопасности. | I. Не сформированы навыки организованного поведения в детском саду II. Речь отсутствует. Во время коллективных бесед о семье, детском саде, родной стране проявляет полное безразличие, отвлекается. В индивидуальной беседе о себе и окружающих показывает себя, родителей, некоторых сверстников. III. Без контроля взрослого не может мыть руки, лицо. Не одевается и раздевается самостоятельно. IV. Не проявляет интереса к беседам о безопасности. | I. Воспитывать доброжелательное отношение в детском коллективе. Показывать и называть детей в группе, взрослых, используя вербальные и невербальные формы. II. Изучать с ребенком части лица и тела. Продолжать учить ребенка узнавать и показывать сверстников. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. III. Повторять элементы самообслуживания и последовательность их выполнения. IV. Использовать средства для развития вербальной коммуникации: графические, печатные. Делать акцент на мимику, жесты, интонацию.
| I. «Змея» Цель: развитие навыков группового взаимодействия. «Ласковые ладошки» Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения. II. Д/и «Покажи» Цель: закрепление знаний частей тела и лица. Д/и «Найди картинку» Цель: развитие умения находить заданный предмет, объект. III. «Покормим (оденем, умоем) куклу» Цель: закрепление умений аккуратно есть (умываться, одеваться), повторение цепочки последовательных действий. Процессы умывания, одевания, приема пищи сопровождать художественным словом, четкой инструкцией. IV. Д/и «Опасные предметы» Цель: упражнение в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закрепление знания о том, какими предметами можно играть. (Сборник игр и упражнений, направленный на коррекцию аутичного поведения детей младшего школьного возраста м / сост. В.С.Бирюкова., Е.А.Борихина 2016. – с.12. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре) |
«Речевое развитие» I.Развитие словаря. II. Формирование грамматического строя речи. III.Совершенствование произносительной стороны речи и фонематического восприятия. IV. Развитие связной речи и навыков речевого общения. V. Художественная литература | Речь не сформирована. (см. рекомендации учителя-логопеда и рекомендации логопеда ЦПМПК) V. Не слушает произведения, | V. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Продолжать приобщать к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя. | V. Чтение потешек, напевок, русских народных сказок. Разучивание пальчиковых игр. |
«Художественно-эстетическое развитие» I. Приобщение к искусству. II. Изобразительная деятельность. III. Конструктивно-модельная деятельность. IV. Музыкально-художественная деятельность. | I. Не проявляет эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. II. Не правильно держит карандаш, фломастер, кисть. На занятиях задания не выполняет. В аппликации выполняет действия в порядке, указанном воспитателем. В лепке не раскатывает комочки круговыми движениями. III. Не сооружает постройки по собственному замыслу. Не обыгрывает постройки, не объединяет их по сюжету: IV. Музыкально-ритмические движения: не попадает в ритм музыки, не ставит ногу на носок и на пятку, не выполняет простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Пение: речь отсутствует. | I. Рассматривать иллюстрации к произведениям детской литературы Приобщать к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. II. Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка). Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. III. Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке и побуждать обыгрывать ее. IV. Развивать чувство ритма. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, учить ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Показать деревянные ложки, стучать ими. | I. «Сбежавшие герои сказок» Задача: узнать героя и его сказку. Слушание музыкальных произведений. II. Игры с красками Цветная вода Игры с крупами Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. «Прячем ручки» «Пересыпаем крупу» Использование специальных приемов в ходе совместного рисования Использование наклеек «Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе». «Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, зеленые или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели». «Кухня»: расположившись с ребенком, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов. «Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца. «Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки — и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями. «Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т.д. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними: Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Режем на кусочки. «Пластилиновые картинки» III. Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками Салют Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру — «салют продолжается». Землетрясение Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали — кубики, крупный конструктор, коробочки, — пусть это будет «землетрясение». При этом страхуйте ребенка, следите, чтобы подбрасывались только легкие, безопасные предметы. Если степень возбуждения ребенка превышает допустимые границы и он начинает бросать предметы, применяя силу, не глядя, — переключите его на стереотипную игру. Мусорка Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы — коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки — со словами: «Выбрасываем мусор!» При этом следует «выбрасывать» только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы. Игры со старыми газетами или журналами Птицы летят Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу. IV. Игры со звуками Послушаем звуки Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д. Постучим, погремим Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу. Свистульки В играх с ритмами используйте следующие приемы: хлопки в ладоши; топанье ножками; прыжки в определенном ритме; танцы; проговаривание текстов стихотворений; пение детских песенок. Сопровождение текста движениями; Воспроизведение сюжета с помощью игрушек; Показывание сюжетных картинок |
«Физическое развитие» I. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. II. Физическая культура. | I. Различает органы чувств (глаза, рот, нос, уши), но не имеет представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Не сформирована потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. II. Не сформировано умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Не выполняет ведущую роль в подвижной игре и не выполняет правил игры. | I. Развивать умение различать органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. II. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Учить ходить и бегать в строю. Закреплять умение прыгать на двух ногах. Учить соблюдать правила подвижных игр. | I. Мыльные пузыри, дыхательные гимнастики, артикуляционные гимнастики, пальчиковые игры, массаж и самомассаж. II. «Самолет»Цель: развитие навыков бега. «Карусель» Прыжки на двух ногах, изображая зайчика. Имитация движений животных. |
Динамика развития
Образовательные области/виды деятельности | Сентябрь | Январь | Май |
«Познавательное развитие» | |||
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | |||
Приобщение к социокультурным ценностям | |||
ФЭМП | |||
Ознакомление с миром природы | |||
«Речевое развитие» | |||
Развитие речи | |||
Приобщение к художественной литературе | |||
«Социально-коммуникативное развитие» | |||
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | |||
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание | |||
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | |||
Формирование основ безопасности | |||
«Художественно-эстетическое развитие» | |||
Приобщение к искусству | |||
Изобразительная деятельность | |||
Конструктивно-модельная деятельность | |||
Музыкальная деятельность | |||
«Физическое развитие» | |||
Формирование представлений о ЗОЖ | |||
Физическая культура | |||
Развитие игровой деятельности (подвижные игры, дидактические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.
Индивидуальный маршрут развития выстраивается с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...