Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Образовательная программа: адаптированная коррекционно – образовательная программа для детей с ограниченными условиями здоровья в условиях ДОУ общеразвивающей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind.marshrut.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок»
Утверждаю
Заведующая МКДОУ д/с «Петушок»
_____________________
Индивидуальный маршрут развития
ребенка с ОВЗ
Воспитатель:
Носова С.С.
с. Прокудское, 2021г
1.Данные о ребенке
Дата рождения:
Группа здоровья:
Домашний адрес:
Мать:
Отец:
Установлен статус ребенка: ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Заключение ЦПМПК № ___ от ______ о создании специальных условий образования обучающемуся с ОВЗ.
Образовательная программа: адаптированная коррекционно – образовательная программа для детей с ограниченными условиями здоровья в условиях ДОУ общеразвивающей направленности.
2.Специальные методы обучения, рекомендованные ЦПМПК:
- в соответствии с программой, использовать средства альтернативной коммуникации;
- придерживаться ровного эмоционального тона;
- ориентироваться на эмоциональное самочувствие ребенка.
Специальные педагогические методы, подходы и приемы, подобранные воспитателем:
- использовать средства, способствующие развитию вербальной коммуникации (тематические наборы фотографий, рисунков и составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
- использовать краткие эмоционально-выразительные пояснения и вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек, кукольного театра;
- применять мультисенсорные техники обучения;
- формирование сенсорных эталонов:
Осязание: Пальчиковые упражнения. Проводить массаж пальцев рук. Предлагать ребенку игрушку, чтобы он тянулся за ней и удерживал ее, перекладывать предметы из одной руки в другую. Показать деревянные ложки, стучать ими. Играть «дай-дай», «сорока белобока», показывать «до свидания».
Сравнение предметов по цвету: Практическое соотнесение – сравнение предметов при их непосредственном сближении.
Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии. Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета.
Развитие речи. Показывать и называть окружающие ребенка предметы быта, употреблять упрощенные звукоподражательные слова «собачка говорит «гав-гав»», «кукла упала «бух»». Формировать мотивацию к речевому общению (яркие подвижные игрушки, картинки, красочные книжки); организовать кукольный театр.
Изучать с ребенком части лица и тела.
- Обучение выполнению инструкций: на простые движения, с предметами, игрушками; учить отвечать на вопросы: кто это? Что? Что делает?
- Систематически рассматривать картинки: называть, сравнивать – учить соотносить слово с называемым предметом, изображением. Игры «Найди предмет среди других предметов/игрушек», «Чудесный мешочек», «Найди картинку», «Лото».
- Проговаривать названия предметов, показывая их и называть некоторые характеристики. Давать ощутить характеристики предметов. Время от времени повторять новое слово, проверять его усвоение ребенком.
- ФЭМП осуществлять в повседневной жизни в коллективной деятельности с детьми, в специальных играх, направленных на развитие представлений о себе (сколько пальчиков), окружающих (детей много, кошка одна), сверстниках. Эти игры проводить в структуре групповых и индивидуальных занятий, в сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных играх.
- Простейшая предметно-практическая деятельность, включающая элементы самообслуживания.
Соблюдать охранительный педагогический режим:
- обеспечение здоровьесберегающих условий,
- создание климата психологического комфорта,
- соблюдение норм СанПиНа 2.4.4.3048-13.
Индивидуальный план работы по развитию ребенка средней группы
на 2021 – 2022 учебный год.
Образовательные области | Проблемы, выявленные в ходе педагогического наблюдения | Содержание работы | |
Основные дидактические задачи | Методы и приемы/Дидактические игры и упражнения/Литература | ||
«Познавательное развитие» I. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. II. Приобщение к социокультурным ценностям. III. Формирование элементарных математических представлений. IV. Ознакомление с миром природы. | I. Не сосредоточивает внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; не устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями. II. Нет интереса к приобщению к социокультурным ценностям. III.На занятиях не проявляет никакого интереса к заданиям и не выполняет их, но интересуется используемыми предметами (игрушки, кубики). IV.Знает, показывает домашних животных и некоторых диких животных, но не называет их (звукоподражательные слова). | I. Учить соотносить слово с называемым предметом, изображением. Учить сравнивать предметы при их непосредственном сближении и выделять их некоторые характеристики. Обучать выполнению инструкций: на простые движения, с предметами. II. Формировать мотивацию к речевому общению (яркие подвижные игрушки, картинки, красочные книжки); организовать кукольный театр. III. Осуществлять в повседневной жизни в коллективной деятельности с детьми, в специальных играх, направленных на развитие представлений о себе (сколько пальчиков), окружающих (детей много, кошка одна), сверстниках. IV. Показывать и называть домашних и диких животных, птиц, употребляя упрощенные звукоподражательные слова «собачка говорит «гав-гав»». Формировать мотивацию к речевому общению (яркие подвижные игрушки, картинки, красочные книжки); организовать кукольный театр. | I. Предлагать ребенку игрушку, чтобы он тянулся за ней и удерживал ее, перекладывать предметы из одной руки в другую. Показать деревянные ложки, стучать ими. Играть «дай-дай», «сорока белобока», показывать «до свидания». Показывать образец цвета и просить ребенка найти предметы или картинки такого же цвета. Д/игры «Найди предмет среди других предметов/игрушек», «Чудесный мешочек», «Найди картинку», «Лото» «Солнечный зайчик». II. Организовать театр «би-ба-бо», пальчиковый. Инсценировать р.н.с. III. Д/и «Найди предмет» Цель: сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. «Соберем бусы» Цель: формирование умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) «Подбери дорожки к домикам» Цель игры: развитие умения сравнивать два предмета по длине Угадай игрушку Цель: формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Угадай, где? Цель: развитие умения определять пространственные направления от себя. IV. Д/и «Найди, что покажу» Цель: найти предмет по сходству. «Дидактическое лото» Цель: закрепление знаний о животных (птицах, растениях, насекомых, цветах, др), умения различать и находить нужную картинку «Чей детеныш» «Чей голос» «Кто как поет» |
«Социально-коммуникативное развитие» I. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. II. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. III. Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание. IV. Формирование основ безопасности. | I. Не сформированы навыки организованного поведения в детском саду II. Речь отсутствует. Во время коллективных бесед о семье, детском саде, родной стране проявляет полное безразличие, отвлекается. В индивидуальной беседе о себе и окружающих показывает себя, родителей, некоторых сверстников. III. Без контроля взрослого не может мыть руки, лицо. Не одевается и раздевается самостоятельно. IV. Не проявляет интереса к беседам о безопасности. | I. Воспитывать доброжелательное отношение в детском коллективе. Показывать и называть детей в группе, взрослых, используя вербальные и невербальные формы. II. Изучать с ребенком части лица и тела. Продолжать учить ребенка узнавать и показывать сверстников. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. III. Повторять элементы самообслуживания и последовательность их выполнения. IV. Использовать средства для развития вербальной коммуникации: графические, печатные. Делать акцент на мимику, жесты, интонацию.
| I. «Змея» Цель: развитие навыков группового взаимодействия. «Ласковые ладошки» Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения. II. Д/и «Покажи» Цель: закрепление знаний частей тела и лица. Д/и «Найди картинку» Цель: развитие умения находить заданный предмет, объект. III. «Покормим (оденем, умоем) куклу» Цель: закрепление умений аккуратно есть (умываться, одеваться), повторение цепочки последовательных действий. Процессы умывания, одевания, приема пищи сопровождать художественным словом, четкой инструкцией. IV. Д/и «Опасные предметы» Цель: упражнение в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закрепление знания о том, какими предметами можно играть. (Сборник игр и упражнений, направленный на коррекцию аутичного поведения детей младшего школьного возраста м / сост. В.С.Бирюкова., Е.А.Борихина 2016. – с.12. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре) |
«Речевое развитие» I.Развитие словаря. II. Формирование грамматического строя речи. III.Совершенствование произносительной стороны речи и фонематического восприятия. IV. Развитие связной речи и навыков речевого общения. V. Художественная литература | Речь не сформирована. (см. рекомендации учителя-логопеда и рекомендации логопеда ЦПМПК) V. Не слушает произведения, | V. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Продолжать приобщать к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя. | V. Чтение потешек, напевок, русских народных сказок. Разучивание пальчиковых игр. |
«Художественно-эстетическое развитие» I. Приобщение к искусству. II. Изобразительная деятельность. III. Конструктивно-модельная деятельность. IV. Музыкально-художественная деятельность. | I. Не проявляет эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. II. Не правильно держит карандаш, фломастер, кисть. На занятиях задания не выполняет. В аппликации выполняет действия в порядке, указанном воспитателем. В лепке не раскатывает комочки круговыми движениями. III. Не сооружает постройки по собственному замыслу. Не обыгрывает постройки, не объединяет их по сюжету: IV. Музыкально-ритмические движения: не попадает в ритм музыки, не ставит ногу на носок и на пятку, не выполняет простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Пение: речь отсутствует. | I. Рассматривать иллюстрации к произведениям детской литературы Приобщать к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. II. Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка). Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. III. Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке и побуждать обыгрывать ее. IV. Развивать чувство ритма. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, учить ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Показать деревянные ложки, стучать ими. | I. «Сбежавшие герои сказок» Задача: узнать героя и его сказку. Слушание музыкальных произведений. II. Игры с красками Цветная вода Игры с крупами Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. «Прячем ручки» «Пересыпаем крупу» Использование специальных приемов в ходе совместного рисования Использование наклеек «Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе». «Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, зеленые или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели». «Кухня»: расположившись с ребенком, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов. «Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца. «Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки — и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями. «Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т.д. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними: Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Режем на кусочки. «Пластилиновые картинки» III. Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками Салют Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру — «салют продолжается». Землетрясение Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали — кубики, крупный конструктор, коробочки, — пусть это будет «землетрясение». При этом страхуйте ребенка, следите, чтобы подбрасывались только легкие, безопасные предметы. Если степень возбуждения ребенка превышает допустимые границы и он начинает бросать предметы, применяя силу, не глядя, — переключите его на стереотипную игру. Мусорка Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы — коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки — со словами: «Выбрасываем мусор!» При этом следует «выбрасывать» только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы. Игры со старыми газетами или журналами Птицы летят Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу. IV. Игры со звуками Послушаем звуки Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д. Постучим, погремим Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу. Свистульки В играх с ритмами используйте следующие приемы: хлопки в ладоши; топанье ножками; прыжки в определенном ритме; танцы; проговаривание текстов стихотворений; пение детских песенок. Сопровождение текста движениями; Воспроизведение сюжета с помощью игрушек; Показывание сюжетных картинок |
«Физическое развитие» I. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. II. Физическая культура. | I. Различает органы чувств (глаза, рот, нос, уши), но не имеет представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Не сформирована потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. II. Не сформировано умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Не выполняет ведущую роль в подвижной игре и не выполняет правил игры. | I. Развивать умение различать органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. II. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Учить ходить и бегать в строю. Закреплять умение прыгать на двух ногах. Учить соблюдать правила подвижных игр. | I. Мыльные пузыри, дыхательные гимнастики, артикуляционные гимнастики, пальчиковые игры, массаж и самомассаж. II. «Самолет»Цель: развитие навыков бега. «Карусель» Прыжки на двух ногах, изображая зайчика. Имитация движений животных. |
Динамика развития
Образовательные области/виды деятельности | Сентябрь | Январь | Май |
«Познавательное развитие» | |||
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | |||
Приобщение к социокультурным ценностям | |||
ФЭМП | |||
Ознакомление с миром природы | |||
«Речевое развитие» | |||
Развитие речи | |||
Приобщение к художественной литературе | |||
«Социально-коммуникативное развитие» | |||
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | |||
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание | |||
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | |||
Формирование основ безопасности | |||
«Художественно-эстетическое развитие» | |||
Приобщение к искусству | |||
Изобразительная деятельность | |||
Конструктивно-модельная деятельность | |||
Музыкальная деятельность | |||
«Физическое развитие» | |||
Формирование представлений о ЗОЖ | |||
Физическая культура | |||
Развитие игровой деятельности (подвижные игры, дидактические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.
Индивидуальный маршрут развития выстраивается с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....
Индивидуальный маршрут развития ребенка
Индивидуальный маршрут развития ребенка...
Индивидуальный маршрут развития ребенка
Индивидуальный маршрут развития ребенка...
Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...