Адаптированная программа сопровождения ребёнка ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Программа предусматривает совместную деятельность воспитателя со специалистами: Педегог психолог ,учитель логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. Целью программы является создания условий для развития и обучения ребенка ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_sopr_reb_ovz_.docx | 87.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Медвежонок»
Принято на ППк ДОУ Протокол №___ от «___»__________2020г. Согласовано с родителями ______________________ ______________________ | УТВЕРЖДЕНО Заведующим МБДОУ Д/С «Медвежонок» __________________Е.В. Хоймова |
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
для ребенка с ТНР
Фамилия, имя ребёнка: XXXXXXXX
Дата рождения: 11.03.2015
Возрастная группа: Группа комбинированной направленности
Учебный год: 2020 – 2021 учебный год
Срок реализации: с 01.09.2020 по 31.05.2021г.
Заключение и рекомендации территориальной ПМПК (комиссии): Рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи.
Специалисты по сопровождению: Педагог – психолог: Сарымсакова Л.К.__________
Учитель – логопед: ____________.
Учитель-дефектолог: Геранина Н.П.___________
Воспитатели: Бойчук О.В. _____________
СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Оглавление
1.2. Цель, задачи реализации Программы 4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 4
1.4. Специфические образовательные потребности ребенка с ОВЗ: 5
1.6. Характеристика особенностей развития ребенка 5
2.1. Задачи индивидуального развития ребенка-инвалида 8
2.2. Содержание коррекционно – развивающей работы на 2019-2020 учебный год 8
3.1. Мероприятия реализации рекомендаций ПМПК 14
3.2. Мониторинг развития ребенка 15
3.3 Задачи сопровождения детей родителями в условиях семьи 16
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ с тяжелым нарушением речи МБДОУ Д/С «Медвежонок» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661; на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с задержкой психического развития»/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной, Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др., является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.
1.2. Цель, задачи реализации Программы
Цель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
- связи с этим коррекционная работа с особыми образовательными потребностями направлена на решение задач:
Задачи:
- Определить особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.
- Создать условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и интеграции их в социум.
- Осуществлять индивидуально ориентированную психолого - медико - педагогическую помощь обучающемуся с особыми образовательными потребностями с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей развития, в соответствии с рекомендациями ПМПК.
- Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающегося ребёнка с особыми образовательными потребностями по социальным, правовым и другим вопросам.
- Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип психолого - педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью определения структуры нарушения, выявления его индивидуально-психологических качеств.
- Принцип учета возрастных границ.
- Принцип реализации межпредметных связей при проектировании индивидуальной образовательной программы.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы.
- Принцип системного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ.
- Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы на социализацию ребенка.
11. Принцип единства диагностики и коррекции.
1.4. Специфические образовательные потребности ребенка с ОВЗ:
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- систематическая актуализация сформированных знаний и умений.
1.5. Планируемые результаты освоения ребенком с задержкой психического развития индивидуальной адаптированной образовательной программы развития.
Результаты освоения ребенком с задержкой психического развития, которые созданы на основе ФГОС, оцениваются как итоговые на момент завершения дошкольного образования и предполагают достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к переходу на следующую ступень обучения.
Предметные результаты включают освоенные ребенком знания и умения, специфичные для каждой области, готовность их применения.
1.6. Характеристика особенностей развития ребенка
Общие сведения:
- фамилия, имя, отчество ребенка: XXXXXXXXXXXXXXXXX
- адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира): ______________________________
- сведения о родителях (законных представителях): XXXXXXXXXXXXX
- с кем проживает ребенок: с родителями
Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации: - программа обучения основная образовательная /адаптированная для детей с тяжелым нарушением речи- форма обучения обучение в ДОУ
Уровень общего развития:
Основные представления о себе, о своей семье: Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
Моторное развитие: (равновесие, координация, владение ножницами, карандашом и др.): У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Сформированность сенсорных эталонов - Сенсорные процессы сформированы частично: наблюдаются искажения в передаче формы целостного образа и его частей. С помощью педагога пересчитывает игрушки в пределах 5, Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Ориентированность во времени и пространстве - Ориентация в пространственных и временных представлениях затруднена. Сформированность предметных представлений: предметы быта, растительный мир,животный мир, транспорт, профессии и др - ограничиваются знанием членов семьи, своего имени (отзывается на имя), элементарных предметов ближайшего окружения. Частично знает (выделяет) предметы по лексическим темам. Познавательные интересы и любознательность на низком уровне.
Счётная деятельность: математические представления не сформированы. С трудом считает до 5, и только с помощью педагога. Не соотносит количество предметов с числом.
Путает основные цвета и оттенки. Геометрические фигуры называет, но не соотносит форму предмета с геометрической фигурой. Не использует слова, характеризующие величину (широкий, высокий и др.).
Особенности обучаемости: Учебная мотивация не сформирована: работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив, во время занятий на слова педагога не реагирует; играет с учебными принадлежностями. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.
Любознательность, активность, познавательная мотивация: отсутствует.
Особенности ведущей деятельности: игровая
Испытывает затруднения в работе с ножницами. При работе с клеем мажет деталь, не соблюдая границ. На занятиях по лепке не может слепить предметы заданной формы. Беспорядочно отщипывает маленькие кусочки пластилина и смешивает их между собой, либо намазывает на клеёнку.
Взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников: У мальчика отмечается игра в одиночку, отсутствие интереса к другим детям. Игра монотонная, бросание и верчение предметов. В группе сверстников бывает агрессивен, не идет с ними на контакт, с трудом контролирует свое поведение на прогулках, в спальне. Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны педагога.
Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям – родители понимают проблемы развития ребенка. Активно сотрудничают с педагогами.
В контакте с педагогом проявляет активность, помощь принимает. Способы деятельности: пробующие, примеривающие и хаотичные. Результат деятельности достигается только при совместных с взрослым действиях. Ребёнку требуется стимуляция со стороны взрослого, которая побуждает его к активности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с задержкой психического развития, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 25-30 минут, подгрупповые занятия 25 минут.
2.1. Задачи индивидуального развития ребенка
- Обучать навыкам общепринятых норм и правил поведения в быту и общественных местах;
- Совершенствовать мелкую и крупную моторику, двигательные умения и навыки ребенка, формировать правильную осанку.
- Формировать представления ребенка о сенсорных эталонах;
- Учить владеть речью, как средством общения. Развивать пассивный и активный словарь ребенка, связную речь, формировать звуковую культуру речи, фонетико-фонематический слух;
- Формировать представление ребенка о своей семье.
- Формировать элементарные математические представления: учить определять форму предметов, называть их.
- Накапливать опыт ориентировки в пространстве.
- Развивать высшие психические функции.
2.2. Содержание коррекционно – развивающей работы на 2020-2021 учебный год
В осуществлении индивидуальной адаптированной образовательной программы развития ребенка активную работу проводят воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель. Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса.
Педагогическое сопровождение воспитателей
Цель: создание благоприятных условий направленных на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка, выравнивание уровня актуального развития до нормативов.
Задачи:
- формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
- формировать у ребёнка положительное отношение к художественному творчеству.
- развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх;
- формировать представления об окружающем мире;
- развивать моторику и зрительно-двигательную координацию.
- развивать ВПФ(высшие психические функции)
Предполагаемый результат
- Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.
- Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
- Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.
- Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
- Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
- Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
- Знает свое имя.
- Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида.
- Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
Психологическое сопровождение совместно со специалистами
Направление работы | Формы, методы | Срок |
Индивидуальная коррекционо – развивающая деятельность по познавательному и эмоционально- волевому развитию. | - пескотерапия; - арттерапия; - релаксация - игротерапия | Сентябрь-Май |
Психологическое обследование | Диагностика развития (Е.А.Стребелева) | 3-4 неделя Сентябрь, Январь, Май. |
Сопровождение в рамках ПМПк | Консультирование, диагностика. | По графику ПМПк. |
Консультирование родителей | Консультации по развитию, воспитанию с учетом индивидуальных особенностей ребенка. | По запросу родителей |
Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)
Направление работы | Формы, методы | Срок |
Консультирование родителей по вопросам развития речи | Индивидуальные консультации по запросу родителей. Пропедевтика речевых нарушений. | По запросу родителей |
Сопровождение в рамках ПМПк | Консультирование, диагностика. | По графику ПМПк. |
Диагностика уровня развития речи | Диагностика уровня речевого развития (Е.А.Стребелева). | Сентябрь, январь, май. |
Сопровождение инструктора по физической культуре
Направление работы | Задачи | Формы, методы | Срок |
Физкультурно – оздоровительные занятия | - создание и реализация условий физического развития и здоровья ребенка в разных формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.). - сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и его эмоционального благополучия; - развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики; - развитие физических качеств. | - основные движения - подвижные игры - малоподвижные игры - развлечения - имитационные и игровые упражнения - дыхательная гимнастика -самомассаж | Сентябрь-Май |
Консультирование родителей по вопросам физического развития | - оказание помощи семье ребенка в укрепление физического развития и здоровья. | Консультации по запросу родителей, по физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей | По запросу родителей |
Сопровождение музыкального руководителя.
Направления работы | Формы и приёмы организации образовательного процесса | Срок |
Развитие речи средствами музыкального восприятия, пения, игр | Совместно-организованная деятельность: основные движения; танцевальные движения, пальчиковая гимнастика; восприятие музыки, распевание, пение; ритмика, музыкальные подвижные игры; аудиальное развитие, праздники, развлечения. Различная деятельность в режимных моментах: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, игровые упражнения, гимнастика под музыку после сна, использование музыки для релаксации после занятий. Совместная деятельность детей: игры под пение, исполнение песен под фонограммы, музыкотрапия; пропевание потешек, попевок; исполнение танцевальных импровизаций под музыку; праздники и развлечения. Игры под пение на развитие слуха. Самостоятельная деятельность детей: игра на детских музыкальных инструментах в музыкальных игровых уголках; пластическое и ритмическое фантазирование под музыку. Взаимодействие с родителями: Консультации по темам: "Музыкальное воспитание в семье", "Музыкотерапия дома", "Поём вместе", "Музыкальные инструменты своими руками». | Сентябрь - май |
Формирование и управление эмоциональной сферой ребёнка в процессе игр, развлечений и праздников | ||
Развитие морально-волевых качеств ребёнка через музыкальные игры, развлечения, праздники. | ||
Укрепление здоровья через музыкально-ритмические движения. | ||
Формирование пространственных и временных представлений в процессе музыкально-ритмических движений, музыкальных игр и танцев. | ||
Формирование различных видов познавательной деятельности в процессе музыкальных игр и танцев | ||
Формирование движений артикуляционного аппарата в процессе пения. | ||
Формирование правильного дыхания в процессе пения песен и попевок. | ||
Развитие тембрового, интонационного, динамического, ритмического слуха через аудиальное развитие. | ||
Закрепление лексико-грамматических средств языка средствами специально подобранных игр, песен, попевок. | ||
Закрепление и автоматизация поставленных звуков в процессе пения песен, попевок, специальных аудиальных упражнений. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Мероприятия реализации рекомендаций ПМПК
Расписание занятий составлено так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью.
Форма организации обучения – в процессе педагогической деятельности. Частота проведения занятий и игровой деятельности определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребёнка.
Направления работы | Наименование мероприятия | Периодичность выполнения | |
Условия по организации обучения | Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для воспитанника с задержкой психического развития | в течение учебного года | |
Психолого - педагогическое сопровождение учебного процесса | в течение учебного года | ||
Специальные педагогические условия для получения образования | Анализ реализации программы | май, январь | |
Анализ посещаемости | май, февраль, сентябрь | ||
Психологическая помощь | Психолого-педагогическое обследование ребенка специалистами ДОУ. | три раза в год (сентябрь, январь, май) | |
Консультации для родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку | 1 раз в квартал, по мере необходимости | ||
Индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с педагогом – психологом | в течение года | ||
Определение психологической комфортности ребенка в группе, ДОУ и семье | два раза в год (май, сентябрь) | ||
Педагогическая помощь | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направленные на: - формирование навыков самообслуживания и культурно гигиенических навыков;- формирование положительного отношения к художественному творчеству; - развитие навыков общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх; - формирование представлений об окружающем мире; - развитие мелкой моторики руки закрепляют приобретенные ребенком знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь ребенка | ежедневно | |
Работа с родителями | Родители выполняют рекомендации членов ППк (педагога-психолога и учителя-логопеда) по реализации данной программы с целью закрепления с ребенком упражнений и заданий в домашних условиях. | в течение года |
3.2. Мониторинг развития ребенка
Специалисты | Уровень развития на начало учебного года (сентябрь) | Уровень развития на середину года (январь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика | |
1. | Учитель-логопед | ||||
2. | Педагог-психолог | ||||
3. | Музыкальный руководитель | ||||
4. | Инструктор по физическому воспитанию | ||||
5. | Воспитатель |
3.3 Задачи сопровождения детей родителями в условиях семьи
Направления коррекционно- развивающей работы | Физическое развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Навыки деятельности | Личностная сфера |
Родители | Укрепление здоровья и общефизическое развитие, соблюдение режима дня; Посещение спортивных секций | Выполнение рекомендаций учителя- логопеда. Домашнее чтение художественной литературы; Речевой этикет. Развивающие | Развивающие игры рекомендации педагогов и в соответствии с возрастом ребёнка развитие внимания, памяти, учить собирать пирамидку, матрешку, разрезные картинки. Выполнять пальчиковую гимнастику. Различать цвета, размер, форму. | Развивать навыки рисования, аппликации, лепки, конструирования Развивать мелкую моторику | Развивать уровень произвольности и самоконтроля; усидчивость. |
Список литературы
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
- Ветлугина М.А. Музыкальные занятия в детском саду.
- Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.
- Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. /Соста вители Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000 г.
- Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2008.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011г.
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г.
- Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2010.
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-Мозаика-Синтез, 2010.
- Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик – Семицветик» [текст]/ Н. Ю. Куражева, Н.В. Вараева - Спб.: Речь, 2005. – 96 с.
- Кыласова Л.Е. «Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы». – Волгоград: Учитель, 2009
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
- Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие //Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под редакцией Стребелевой Е.А.). - М: «Просвещение», 2007 г.
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб, 2005
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Пименова Т.И. «Выговаривать хочу… Исправление недостатков звукопроизношения у детей»: Дидактический материал. – СПб.: КАРО, 2009
- Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Под редакцией Стребелевой Е.А. – М.: Полиграф – Сервис, 1998 г.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Москва, Альфа, 1993
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие». Москва, Айрис – пресс, 2004.
- Шарохина В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия» [текст]/,В. Л. Шарохина. – М.: Прометей; Книголюб, 2013 г. – 72 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми (4-5, 5-6 лет) / Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозайка-Синтез, 2010.
Содержание коррекционно-развивающей работы на 2021 – 2022 год
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
Тема | Цель | Материал | |||||
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ | |||||||
«Постучим, погремим!» | Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. | Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.). | |||||
«Тук-тук!» | Развивать слуховое внимание. | Кукла и другие игрушки. | |||||
«Узнай по звуку» | Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки. | Звучащие игрушки (погремушки,свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма. | |||||
«Веселый петрушка» | Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук. | Петрушка; музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка), ширма. | |||||
«Мишка и зайчик» | Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов. | Барабан или бубен. | |||||
«Кто там?» | Развивать речевой слух. | Игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка, мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями. | |||||
«Кто позвал?» | Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание. | Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). | |||||
«Найди картинку!» | Развивать речевой слух. | Парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов | |||||
РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ | |||||||
«Круглое и квадратное» | Развивать осязание; учить ощупывать предметы. | Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики. | |||||
«Угадай, что в ящике» | Развивать осязание; учить ощупывать предметы. | Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов. | |||||
«Переливание воды» | Развивать осязание; знакомить со свойствами жидкости. | Лейка, воронка, емкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки. | |||||
«Прячем руки» | Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп. | Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка. | |||||
«Помяли, пощипали!» | Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. | Тесто, пластилин, глина. | |||||
«Горячо - холодно» | Развивать осязание. | Вода разной температуры, ведерки или миски. | |||||
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ | |||||||
Тема | Задачи | Содержание | |||||
«Весёлые вагончики» | - Развивать умение различать предметы по цветам; - развивать память, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | Упражнение «Здравствуй, песок» Упражнение «Вагончики» Упражнение «Кубики» Релаксация | |||||
«Цветочная полянка» | - Формировать умение различать предметы по цвету; - развивать память, мышление, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | Упражнение «Здравствуй, песок» Упражнение «Цветные крышечки» Упражнение «Фрукты» Релаксация |
«Весёлое путешествие» | - Формировать умение различать предметы по цвету; - развивать память, мышление, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1. Упражнение «Здравствуй, песок» 2. Упражнение «Бусинки» 3. Упражнение «Разноцветные дорожки» 4. Релаксация |
«Весёлое путешествие» | - Совершенствовать умение различать предметы по цвету; - развивать память, мышление, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1. Упражнение «Здравствуй, песок» |
2. Упражнение «Бусинки» | ||
3. Упражнение «Разноцветные дорожки» | ||
4. Упражнение «Художники» | ||
5.Релаксация | ||
«Волшебные грибочки» | - Формировать представление о понятиях «большой», «маленький»; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1. Упражнение «Песочный дождик» 2. Упражнение «Грибочки» 3. Упражнение «Художники» 4. Релаксация |
«Зонтики» | - Формировать представление о понятиях «большой», «маленький»; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1. Упражнение «Песочный дождик» |
2. Упражнение «Зонтики» | ||
3. Релаксация | ||
«Мячики» | - Формировать представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1.Упражнение «Секретики» 2.Упражнение «Мячики» 3.Стихотворение С.Маршака «Мяч» 4.Релаксация |
«Мячики» | - Формировать представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1. Упражнение «Секретики» 2. Упражнение «Мячики» 3. Стихотворение Т.Прокушевой «Мячик» 4. Упражнение «Части и целое» 5. Релаксация |
«Ковёр - самолёт» | - Формировать представление о понятии «квадрат»; - уточнить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1.Упражнение «Ковёр-самолёт» 2.Упражнение «Строители» 3.Упражнение «Художники» 4.Релаксация |
«Ковёр - самолёт» | - Формировать представление о понятии «квадрат»; - уточнить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1.Упражнение «Ковёр-самолёт» 2.Упражнение «Строители» 3.Упражнение «Мешочек» 4.Упражнение «Секретики» 5.Релаксация |
«Лошадки» | - Формировать представление о понятии «треугольник»; - уточнить представления о понятии «круг», «квадрат»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1. Упражнение «Песочный ветер» 2. Упражнение с фигурами 3.Упражнение «Заплатки» 4. Релаксация |
«Лошадки» | - Формировать представление о понятии; - уточнить представления о понятии «круг», «квадрат», «треугольник»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха ивыдоха; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1.Упражнение «Песочный ветер» 2.Раскрашивание 3.Релаксация |
«Шарики» | - Уточнить представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1.Упражнение «Секретики» 2.Упражнение с мячом 3.Релаксация |
«Строители» | - Уточнить представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха; - развивать умение снимать мышечное напряжение. | 1. Упражнение «Строители» 2. Упражнение с разрезными картинками 3. Релаксация |
План коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
№ п\п | Основные направления работы | Содержание |
1. | Строение и функции артикуляционного аппарата | 1. Работа по устранению тонуса язычной мускулатуры. 2. Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов. 3. Работа по растягиванию подъязычной связки. 4. Работа по устранению тонуса лицевой мускулатуры, моторной напряженности. 5. Выработка координации движений. |
2. | Развитие просодической стороны речи | 1. Совершенствование и развитие речевого дыхания. 2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности. 5. Работа над интонацией и паузацией. |
3. | Коррекция произносительной стороны речи | 1. Активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата. 2. Работа над паузацией. 3. Работа над постановкой звуков: [С], [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц], [Ч], [Щ], [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]. 4. Работа по автоматизации правильного произношения дефектных звуков: [С], [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц], [Ч], [Щ], [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]. 5. Дифференциация поставленных звуков. 6. Введение в речь поставленных и автоматизированных звуков. |
4. | Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза | 1. Развитие умения подбирать слова на заданный звук, а также показывать картинки. 2. Развитие умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования. 3. Развитие умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов из четырёх звуков. 4. Развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки в звуковом ряду. 5. Развитие навыка составления слов из 3 последовательно названных звуков. 6. Развитие умения определять местоположение звука в слове. 7. Развитие умения определять наличие-отсутствие звука в слове. |
5. | Совершенствование грамматического строя | 1. Развитие умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Развитие умения образовывать и использовать ед.ч. во мн.ч. имен существительных. 3. Развитие умения согласовывать имя числительное с именем существительным. 4. Развитие умения изменять слово в Р.п. мн.числа. 5. Совершенствование умения образовывать прилагательное от существительного. 6. Совершенствование умения образовывать слова префиксальным способом. 7. Формирование правильного употребления падежных окончаний у различных частей речи. 8. Развитие умения изменять слова по падежам (с помощью вопросов). 9. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные. |
6. | Работа над слоговой структурой слова | 1. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх, четырёх слогов. 2. Совершенствование умения подбирать слова с заданным количеством слогов. 3. Развитие умения работать по слоговой схеме слова. 4. Работа по ритмизации. |
7. | Развитие словаря | 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о окружающем в рамках изучаемых лексических тем согласно плану ОУ. 2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами. 3. Обогащение экспрессивной речи обобщающими словами, словами с противоположным значением, антонимами, омонимами. 4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, около, между, через, возле). 5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами. 6. Работа по обогащению глагольного словаря. |
8. | Развитие связной речи и речевого общения. | 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения. 3. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах, объектах, явлениях природы; рассказы по картине и серии картин по плану. 4. Формирование умения составлять рассказы по представлению. 5. Развитие навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по плану. 6. Формирование умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок (по картинке). 7. Развитие умения задавать вопросы по прослушанному тексту и отвечать на них. 8. Развитие навыка составления грамматически правильных распространенных предложений. |
9. | Обучение грамоте | 1. Развитие умения «печатать» буквы, слоги, слова. 2. Развитие умения выкладывать буквы из палочек, кубики; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами; различать правильно и неправильно напечатанные буквы. 3. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита. 4. Работа над пониманием обращенной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная коррекционно-развивающая программа сопровождения дошкольника с ОВЗ или с инвалидностью
Цель программы – коррекция психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания....
Адаптированная программа для ребёнка с ОВЗ на 2019-2020 учебный год
Адаптированная программа и индивидуальный маршрут для ребёнка с ОВЗ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...
Программа сопровождения ребёнка с ОВЗ воспитателем
Программа сопровождения ребёнка с ОВЗ воспитателем1 «Мой любимый детский сад»Развитие устойчивого внимания.Использование определений, обозначающие моральные качества людей, оценку их ...
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с нарушением слуха...
Программа индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР
Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педаг...