ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
материал по коррекционной педагогике

Юлия Сергеевна Кузнецова

По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Завязкина Надежда Сергеевна,

воспитатель

Кузнецова Юлия Сергеевна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 11 «Оленёнок»

Аннотация

        По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками дошкольного образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).

Ключевые слова: коррекционная помощь, ограниченные возможности здоровья, индивидуальный образовательный маршрут.

В документе «Образование для инновационных обществ в XXI веке», который был принят 16 июля 2006 года на встрече лидеров большой восьмёрки инклюзивное образование было признано приоритетным направлением в области образования. В нём «группа восьми» заявила, что будет стремиться к обеспечению доступного, качественного образования и профессионального обучения для всех, независимо от социально-экономического положения, возраста, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или ограниченных физических возможностей.

Это поставило перед дошкольным образованием  следующие задачи

  • Как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного возраста?
  • Как обеспечить адекватные условия в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья?
  • Как организовать совместный воспитательно-образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей?

Дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование, что определяет важнейшую задачу модернизации дошкольного образования - обеспечение доступности качественного образования для данной категории детей, её индивидуализации и дифференциации, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества образования.

Инклюзия на этапе дошкольного образования – это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с особыми образовательными потребностями, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми.

Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.

Получение дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Для оптимального осуществления инклюзивного образования на этапе дошкольного детства создаются специальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида:

1. нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение;

2. специальная развивающая предметно-пространственная среда;

3. кадровое обеспечение;

4. психолого-педагогическое сопровождение;

5. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду является не только отражением времени, но и шагом к реализации прав детей на получение образования и включения их в жизнь общества. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Детям с ограниченными возможностями здоровья в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции в обществе. Важным условием коррекционной помощи при этом выступает «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут - система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

При этом деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности, применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной деятельности, на консультирование родителей. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.

Индивидуальный образовательный маршрут имеет определенную цель, ориентированную на достижение воспитанником государственного образовательного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.

Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

  1. индивидуальный образовательный маршрут ребенка специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
  1. на стадии разработки индивидуального образовательного маршрута ребенок и его родители выступают: как субъекты выбора дифференцированного образования;
  1. на стадии реализации индивидуального образовательного маршрута ребенок выступает как субъект осуществления обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута:

- целевой (постановка целей воспитания и образования дошкольника);

- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы, их систематизация и группировка);

- практический (реализация плана работы);

- диагностический (анализ эффективности используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

- организационно–коррекционно-педагогический (планирование дальнейшей работы).

Анализ эффективности процесса и результатов коррекционной помощи  будет свидетельствовать  о том, что в зависимости от имеющихся в дошкольном образовательном учреждении условий, состава и количества детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация коррекционной помощи в образовании и воспитании особых детей в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида весьма разной. Детский сад общеразвивающего вида при четко продуманном содержании организации его работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обладает эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Список используемой литературы:

1. Аникушина, Е.А., Бобина, О.С., Дмитриева, А.О., Егорова, О.Н., Калянова, Т.А., Мамонтова, М.Ю., Старцева, С.П., Фомин, В.С. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: Методическое пособие. / Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.

2. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. авт.-сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. / Волгоград: Учитель, 2018, - 215с.

3. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО / М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам»

Представляю материалы семинара, проходившего в октябре 2014 г. на базе нашего дошкольного отделения, организованного для педагогов и специалистов дошкольных и школьных отделений комплекса с целью повы...

Технология «Су Джок - веселый ежик» как эффективный способ здоровьесбережения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения

Каждый родитель, приводя своего ребенка в детский сад, желает видеть его веселым, разносторонне развитым и главное здоровым. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...

"Формы и методы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДО"

Материалы  V областной научно-практической конференции. http://iroso.ru/konferencii...

Статья "Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет"

Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет.Харькина В.М., Гаврина О.В.воспитатели ГБОУ Школа 1015 ДО № 2Изменения социально-экономической ситуации в ст...

Деловая игра «Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

  В последние годы значительно увеличилось количество детей с ОВЗ. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных ме...

«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и осн...