Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
статья по коррекционной педагогике

Хабанова Светлана Викторовна

Очень важно создать услолвия для развития мелкой моторики детей, имующих нарушениями опорно-двигательного аппарата. Этому способствуют разнообразные настольно-печатные и дидактические игры, пособия, использование песочной терапии, работа с бумаго (оригами), природным материлом. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в несколько этапов: вначале детям предлагают крупные игрушки, предметы, а затем переходят к более мелким по размеру. Работа должна проводиться целенаправленно, постепенно усложняясь, систематически и приносить детям радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

Очень важно создать  условия для эффективной  работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с  нарушениями опорно-двигательного аппарата через использование дидактических игр, упражнений и разных видов продуктивной деятельности. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата не могут самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. У большинства детей огромные трудности вызывает застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и завязывание на бантик шнурков, засучивание рукавов рубашки, платья. Такие дети с трудом удерживают карандаш, кисточку в руках; переворачивают страницы книги; определяют предметы в мешке на ощупь. Им трудно создавать устойчивые элементарные постройки (башенку, лесенку, заборчик и др.); не в состоянии правильно и умело работать ножницами; плохо лепят из пластилина и глины; с трудом открывают крышки разных бутылочек и баночек.
Коррекционная работа осуществляется в несколько этапов. Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем – с более мелкими. Для этого подбираются игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезными упражнениями являются такие виды деятельности, как перекладывание предметов с одного места на другое, рассортировка игрушек, предметов по размеру, цвету, определение их веса, классификация по тяжести, раскладывание мелких предметов (пуговицы, бусины, палочки, зёрна и т.д.) по небольшим коробочкам, тарелочкам или мешочкам.

Используется  также лепка из глины, соленого теста и пластилина; работа с мозаикой различной величины (от самой крупной до самой мелкой). Игры со строительным материалом, начиная от самых простых соединений, постепенно усложняя по количеству используемых деталей и трудности исполнения. Хорошо укрепляет мышцы руки (кисти, пальцев) сжимание резиновой губки или небольшого резинового мячика–прыгуна.
В процессе коррекционной деятельности отмечаем даже незначительные улучшения в точности и скорости выполнения перечисленных упражнений.
Дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, как уже отмечалось, испытывают трудности в самообслуживании. Помогая овладеть им этими навыками, мы применяем такие упражнения как:

  • захват сначала тремя, а позже двумя пальцами пуговиц различной величины, формы (пуговицы прикреплены с помощью резинки к раме). Ребёнок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем опускает (так можно упражняться многократно, начиная с более крупных пуговиц).
  • застегивание, расстёгивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями различной величины, который укреплён на рамке, затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом и на собственной одежде.
  • шнурование: используем плоскостное изображение ботинка, вырезанного из куска линолеума с проделанными в нём отверстиями от дырокола, и ребёнок учится на нём, а позднее тренируется на своей обуви;
  • в группе имеется панно "Часики", на котором дети упражняются в плетении косичек, завязывании бантов, расстегивании и застёгивании пуговиц. Для развития навыков самообслуживания служит и дидактическая игра "Черепаха": кармашки с различными застёжками, кнопки, крючки, банты, шнурки, молнии;
  • на плотном картоне рисуем контур кисти ребёнка с равномерно разведёнными пальцами (ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру).

Для формирования тонких дифференцированных движений пальцев используются мелкий деревянный и пластмассовый конструкторы, кубики, мозаика, игры с верёвочками, шнурками, прищепками, пуговицами, игрушки, детали которых можно собрать только с помощью пуговиц; различные рамки - вкладыши. В играх с крупой дети выкладывают контуры различных предметов, геометрические фигуры, цифры, буквы. Выкладывают их пуговицами, бусинами, горошинами, т.е. размер игрового материала постепенно уменьшается от крупного к мелкому.В игре "Сортировка семян" дети раскладывают фасоль и горох, гречку и рис большим и указательным пальцами по разным тарелкам, а для усложнения данного упражнения используем пинцет для захвата семян.
Дети с  нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывают трудности и в процессе изобразительной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы научить ребёнка пользоваться ножницами производим совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитываем умение регулировать силу и точность своих движений. Выполнение рисунка или резание бумаги нередко сопровождается навязчивыми непроизвольными движениями – синкинезиями. Выполняемые предметные изображения являются ярко выраженными, устойчивыми, но узнаваемыми штампами с малой степенью детализации. Работы характеризуются плохим мышечным контролем, при котором наблюдается нечёткость движений при рисовании прямых линий, углов, кругов и при раскрашивании (или штриховке) фигур. Лепные поделки выглядят как грубые, плохо узнаваемые нагромождения пластилина, в которых трудно опознаются отдельные значимые детали изображения. Развитию плавности движений будут способствовать такие задания: раскрашивание картинок, обведение контуров предметов, рисование предметов по точкам, штрихование.
Для развития ручной умелости у детей используется  оригами. Притягательная сила оригами для детей в способности развивать детское воображение, память, пространственное мышление, мелкую моторику пальцев, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идёт от простого к сложному.
Плетение – один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Почему я обратила внимание на данный вид деятельности? Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Мы в основном работаем с бумагой и картоном. Плетём закладки для книг, коврики, фонарики, подставки, корзиночки. Используем самый простой способ: сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, затем вырезать полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узоры, вплести их между надрезов основной части.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в процессе упражнения "Сделай бусы". Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольные, каждый из них скручивается в виде бусинки, конец её приклеивается. Готовые бусинки нанизываются на нитку. Также готовим и "рябиновые" бусы, бусы из бисера. Дети обмениваются бусами, дарят их малышам, надевают куклам. Всё это доставляет радость и удовлетворение, развивая сенсорно-двигательную координацию у детей, волевые качества.
Успешность обучения детей с  нарушениями опорно-двигательного аппарата  во многом зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Эти дети, если с ними не проводится коррекционно-развивающая работа, не будут готовы к школьному обучению по своим умениям и навыкам,  следовательно, они будут  испытывать значительные трудности в обучении.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с  нарушениями опорно-двигательного аппарата, направленная на развитие мелкой моторики должна быть целенаправленной, систематической.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.:ЭКСМО, 2004.
2. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1988.
3. Мир детства. Дошкольник/Под ред. Хрипковой А.Г. – М.: Педагогика, 1979.
4. Психология/Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1977.
5. Сорокина М.Г. Система М. Монтесори: Теория и практика – М.: Академия, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) «Спасём снежинку»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опрно-двигательного аппарата)...