Мастер-класс на тему "Аутизм. Особенности логопедической работы"
статья по коррекционной педагогике
Статья знакомит с особенностями логопедической работы с детьми с РАС и с тактикой педагогической работы с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему « Аутизм. Особенности логопедической работы»
Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об особенностях развития людей с РАС. Попробуем побыть на их месте, узнаем о сильных и слабых сторонах людей с РАС. Ознакомимся с особенностями логопедической работы с детьми с РАС и с тактикой педагогической работы с такими детьми.
Представьте, что вы оказались в центре мегаполиса после напряженного рабочего дня, рядом автострада, шум от проезжающих машин (рёв моторов, сигналы машин, скрип тормозов). Много огней, мигающей рекламы. Рядом много людей, которые куда-то идут, торопятся, толкаются. И тут к вам подходят и говорят с тобой на иностранном языке, чего от вас хотят. А вам нужно успеть на самолёт, но вы не знаете, как добраться до остановки.
А теперь объясните свои ощущения. Как вы себя чувствуете? А как бы чувствовали бы себя, если такое состояние было всегда?
Происходит сенсорная дезинтеграция у человека с РАС. Если обычный человек, отсекает ненужные раздражители, шум, информацию, то человек с РАС с рождения сталкивается с большим потоком информации, которой не хватает или она избыточна. Он видит детали, а не картину в целом. На обработку деталей уходит очень много времени. А информация идёт, накапливается. И каждый ребёнок с РАС формирует стратегии как с этим справиться. И поэтому они развиваются иначе. Во почему аутизм не болезнь, искажённое развитие. Ребёнка до полутора лет можно вытащить из этого состояние, а дальше сделать это будет очень трудно.
Так вот, ребёнок с РАС, оказавшись в такой (описанной выше) ситуации, или впадает в панику, или забивается в укромное место и уходит в себя. Часто, чтобы обработать информацию. Вот поэтому дети с РАС нуждаются в специальной учебной обстановке, к устоявшимся правилам, к определённости. Не любят что-то менять. Это вводит их в состояние тревожности, паники от того, что они не знают, как с этой новой информацией справиться.
Состояние ребёнка с РАС в подобной ситуации с примером шумного мегаполиса можно сравнить:
- с ощущениями после лечения зубов под местным наркозом (гипочувствительность, нет ощущения своего тела, теряется контроль);
- с раздражительным, слишком ярким светом от белого и чистого снега;
- с заложенностью ушей (например, при взлёте самолёта; шума в ушах).
Предлагаю вашему вниманию два ролика
- «Как видят мир люди, страдающие с РАС»
- «Sensory Overload»
- «Aytism and sensory sensitivity»
Идёт пояснения к ролику: сенсорные особенности, поток раздражающей информации, перегруз лишними нейронными связями.
Что нужно знать об аутизме? Слайд 1
Аутизм - пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
Аутизм встречается гораздо чаще, чем принято думать. По последним
данным (2014 г.) каждый 65-й ребенок в мире страдает расстройством спектра аутизма в той или иной форме.
Аутизм встречается с одинаковой частотой независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни, хотя он чаще встречается среди мужчин, чем среди женщин.
Аутизм - пожизненное состояние, дети с аутизмом вырастают и
становятся взрослыми с аутизмом.
Как состояние аутизм является спектром. Это означает, что хотя всех
детей и взрослых людей с аутизмом объединяют трудности в определенных сферах, это расстройство по-разному отражается на каждом отдельном человеке. Некоторые из них могут жить относительно независимой жизнью, в то время как другие, могут иметь дополнительные нарушения, влияющие на обучение, и требуют пожизненной поддержки со стороны семьи и специалистов. Кроме того, люди с аутизмом обычно отличаются гипер-(повышенной) или гипо-(пониженной) чувствительностью к звукам, прикосновениям, вкусам, запахам, свету или цвету.
Дети, имеющие расстройство аутистического спектра часто нуждаются в специальном сопровождении, но и обладают достаточно высоким интеллектом и могут решать достаточно сложные задачи, но часто они не имеют возможности просто говорить. Они понимают речь, но не имеют возможности использовать речь как средство коммуникации.
Слайд 2-6
Ребёнка с подозрением на расстройства аутистического спектра должны обследовать детский психиатр, психолог, специальный педагог и логопед.
Основные цели совместной работы этих специалистов6
-обеспечить физическое и психическое здоровье ребёнка
- помочь ребёнку адаптироваться в детском саду или школе
- вовлечь ребёнка в совместную (коллективную) деятельность, научить общаться.
Очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребёнка и скоординировать семью для дальнейших действий.
Слайд 7-8
Как люди с аутизмом воспринимают мир?
Люди с аутизмом рассказывают, что для них окружающий мир - это хаос
из людей, мест и событий, в которых им бывает невозможно разобраться. Эти трудности в восприятии окружающего мира могут вызвать у них очень сильную тревожность.
В первую очередь, людям с аутизмом трудно понимать других людей и
общаться с ними. Поэтому повседневное общение с членами семьи и
социальные события могут быть для них особенно тяжелыми. Обычные люди интуитивно понимают, как общаться и взаимодействовать друг с другом, но у людей с аутизмом это интуитивное знание является отсутствующим, и они могут думать, почему они «не такие как все».
Все дети/взрослые люди с аутизмом испытывают трудности в трех
областях, которые называют «триадой нарушений при аутизме».
К этой триаде относятся:
• трудности с социальной коммуникацией;
• трудности с социальным взаимодействием;
• трудности с социальным воображением.
Трудности с социальной коммуникацией
Люди с аутизмом испытывают трудности, как с вербальным, так и с
невербальным языком. Многие из них понимают язык буквально, с их точки зрения - люди всегда говорят ровно то, что имеется в виду. (Зайчик на грядке рвёт морковку). Кроме того, людям с аутизмом трудно использовать и понимать:
- выражение лица или тон голоса;
- шутки и сарказм;
- идиомы и поговорки, например, когда говорят «это круто», имеют в
виду, что это хорошо, а не то, что на это трудно взобраться.
Некоторые люди с аутизмом не могут говорить вообще, или их
способность использовать язык для общения очень ограничена. Однако даже если не говорят, люди с аутизмом обычно понимают, что говорят другие люди!
Такие люди могут научиться выражать свои мысли и общаться с другими людьми с помощью различных методов альтернативной коммуникации, например, печатать на компьютере, использовать язык жестов или систему карточек с визуальными символами.
У других людей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них
все равно есть языковые трудности:
- трудности при обмене репликами при разговоре;
- повторение сказанного другим человеком - «эхолалия»;
- зацикленность на собственных интересах и игнорирование реакции
собеседника.
Людям с аутизмом проще общаться, если другие люди говорят четко,
последовательно и оставляют паузы, которые позволяют человеку с аутизмом понять, что именно ему только что сказали.
Трудности с социальным взаимодействием
Людям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства
других людей, а также сложно выразить свои собственные эмоции и чувства.
Поэтому они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях. Они могут:
- не понимать неписаные социальные правила, которые большинство
людей усваивают неосознанно (пример: они могут стоять слишком близко к другому человеку или начинать разговор с неуместной темы);
- казаться равнодушными, потому что они могут не понимать, что
чувствует другой человек;
- предпочитать проводить время в одиночестве и не искать общества
других людей;
- не обращаться к другим людям за утешением;
- казаться «странными» и неуместно себя ведущими, так как им сложно
выразить свои чувства, эмоции или потребности.
Трудности с социальным взаимодействием могут приводить к тому, что
людям с аутизмом трудно заводить друзей и сохранять дружбу. Однако сами люди с аутизмом могут стремиться к дружбе и к общению с другими людьми -они просто не уверены, как именно этого добиться.
Трудности с социальным воображением
Социальное воображение позволяет нам понимать и предсказывать
поведение других людей, понимать абстрактные идеи и представлять себе ситуации вне нашего непосредственного опыта. Трудности с социальным воображением приводят к тому, что людям с аутизмом сложно:
- понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей;
- предсказывать, что произойдет потом, или может произойти потом;
- понимать концепцию опасности, например, почему лучше не выбегать
на оживленную трассу;
- участвовать в играх и занятиях, требующих воображения: иногда дети
с аутизмом практикуют игры, требующие воображения, однако они
предпочитают проигрывать одну и ту же сцену снова и снова;
- подготовиться к изменениям или планировать будущее;
- справиться с новыми или незнакомыми ситуациями.
Не надо путать трудности с социальным воображением и отсутствие
воображения. Многие люди с аутизмом имеют исключительные способности, например, они могут быть выдающимися художниками, музыкантами или писателями.
Слайд 9-12
При исследовании ребёнка целесообразно использовать диагностическую карту Лебединской К.С. и Никольской О.С. (см. дальше по карте)
Слайд 13-20
С помощью прикладного анализа поведения можно развить:
-учебные навыки;
-игровые навыки;
- моторику;
- коммуникацию (речь);
- самообслуживание;
- устранить нежелательное поведение;
- социальные навыки.
Слайд 21-27
Слайд 28-30
Слайд 31-32
Карточки пекс – это система общения для детей и взрослых с нарушением речи, вплоть до её полного отсутствия. Наиболее часто применяется для детей с аутизмом. Цель – дать неговорящему человеку возможность общаться, выражать свои потребности и мысли. Карточки пекс существенно снижает уровень нежелательного поведения, не тормозит, а способствует появлению и развитию речи. Нет ограничений по возрасту. Возможно использование в любом месте.
Визуальное расписание.
Для развития независимости: Если у вас есть расписание, то вы можете переходить к другой деятельности или следовать распорядку дня без другого человека рядом, который будет говорить вам, что и где делать.
Для того, чтобы избежать конфронтации с ребенком: Если расписание сообщает мне, что делать, то я не могу с ним спорить. Вы не поверите, как часто я говорила ребенку: «По расписанию сейчас …», и ученик следовал инструкции, но если я говорила: «Я хочу, чтобы ты …», он отказывался это делать.
Расписания становятся постоянным зрительным напоминанием. Я могу дать вам расписание, и вы будете сверяться с ним в течение дня. И если учитель уделяет внимание другому ученику переход к другой деятельности или текущая работа не прекратятся.
Расписания уменьшают тревожность. Представьте, что я отобрала у вас все ваши календари и записные книжки. Вам будет легко понять, когда у вас следующий визит к стоматологу? Вы вспомните, где состоится соревнования у вашего ребёнка? Возможно, у вас возникнут эти вопросы, если у вас не будет под рукой визуального напоминания (календаря). Расписание позволяет им сверяться с распорядком дня вместо того, чтобы сверяться с вами, и, таким образом, они учатся самостоятельно бороться со своей тревожностью. А уменьшение тревожности помогает им сфокусироваться на текущей задаче.
Это способ общения с учениками. Расписание сообщает ребенку, что должно произойти, и чего ему ожидать. Когда ребёнок проверяет расписание, он знает, что сейчас будет физкультура, и знает, что нужно собраться, чтобы выйти на улицу. Такая коммуникация позволяет ученикам использовать изображения, чтобы понять, что происходит вокруг них, и это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.
Люди с аутизмом часто лучше всего воспринимают зрительную информацию. Это не является верным для всех без исключения людей в спектре аутизма, но многие из них быстрее и проще воспринимают то, что они могут видеть. Так почему бы не использовать метод, который опирается на их сильную сторону.
Визуальное расписание используем и мы с вами, сами того не подозревая. Поход в магазин за большим количеством продуктов сопровождается списком покупок. А как насчёт меню, ежедневников? Не говоря уже о «пошаговых» инструкциях по сборке мебели, например. (пример из жизни- оплата квитанции ребёнком; пример с пижамой).
Мы все пользуемся визуальными инструментами для того, чтобы стать лучше организованными. Дети с РАС могут использовать те же инструменты, что и мы, - за исключением того, что они нуждаются в большей визуальной поддержке (картинки, видео, планшеты).
Планшетные коммуникаторы. В этом случае специально разработанные приложения позволяют детям с РАС общаться с окружающим миром. Специалисты имеют возможность заниматься с аутистами на планшетах. Это намного интереснее, чем заниматься с обычными карточками на столе. Занятия на планшетах показывают совершенно другой уровень эффективности
Слайд-33-37
Кинезотерапия. Практически у всех детей с расстройствами аутистического спектра имеются следующие нарушения восприятия:
- нарушения восприятия телесной чувствительности, что приводит к нарушениям восприятия собственного тела и, как следствие, к компенсаторным движениям рук, ног (раскачивание, подпрыгивания, взмахи руками);
- нарушения вестибулярного восприятия (сложности с ориентацией в пространстве). Необходимо использовать качели, тренажёры и т.д.
- нарушение зрительного восприятия (фрагментарное, разрозненное восприятие образов, трудности слежения за предметом)
- нарушение слухового восприятия (ребёнок не реагирует на имя, пугается звуков и др.)
Все эти нарушения являются следствием сниженного уровня тонической регуляции и, как следствие, низкой способности центральной нервной системы воспринимать и обрабатывать поступающую от анализаторов информацию. Кинезотерапия помогает с помощью воздействия на глубокую чувствительность улучшить тоническую регуляцию всего организма, вследствие чего уменьшается количество страхов, появляются живые детские эмоции, улучшается зрительный контакт, ребёнок начинает тянуться к общению, начинает реагировать на окружающее.
Продуктивная деятельность. Этот метод развивает двигательную, познавательную и эмоциональные сферы и сферу восприятия ребёнка за счёт взаимодействия с различным материалом (крупа, глина, краски, пластилин и др.), формами, текстурами. Появляется произвольность – одна из главных способностей к обучению. Ребёнок переходит от непроизвольных манипуляций к сознательному взаимодействию с материалом, что является залогом формирования игры – важнейшей способностью интеллектуального развития и познания окружающего мира. Аутичный ребёнок без специально организованной продуктивной деятельности не переходит на качественно иной уровень игры и, как следствие, не познает полноценно окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по теме "Биоэнергопластика в логопедической работе"
Биоэнергопластика - здоровьесберегающая технология в ДОУ....
Мастер-класс: Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками
Игровая деятельность – необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая деятельность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навык...
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....
Мастер – класс «Использование нетрадиционных приемов в логопедической работе посредством сказки «Путешествие маленькой гусеницы»
Цель: Представление обобщенного, личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.Задачи:1. Создание условий для профессионального р...
Мастер-класс "Использование камешков Марблс в логопедической работе с детьми с ТНР"
Мастер-класс "Использование камешков Марблс в логопедической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи"...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...
МАСТЕР-КЛАСС «ИННОВАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ».
Тема: Путешествие в страну "Звукляндию". ...