Технология нейропсихологической коррекции нарушений процессов внимания и саморегуляции у старших дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Боголюб Людмила Викторовна

В статье описывается технология нейропсихологической коррекции нарушений внимания у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технология нейропсихологической коррекции нарушений процессов внимания и саморегуляции у старших дошкольников.

Проблема нарушений внимания у дошкольников в настоящее время стоит как никогда остро. На эту тему проводится большое количество исследований, есть хорошие разработки по их коррекции. Причинами этих нарушений на современном этапе исследований считаются основными три группы факторов:

        -генетические факторы;

        -повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов;

        -негативное действие внутрисемейных факторов.

Во всех случаях нарушения внимания у ребёнка являются лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и могут возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. Это прежде всего недостаточная зрелость лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария.

 Чтобы помощь детям с недостатками внимания была эффективной, необходима совместная работа всех специалистов, работающих с детьми и самих родителей. Так, невролог может назначить медикаментозную поддержку, если она необходима, родители, воспитатели и психологи могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного необходима специально организованная коррекционная работа, у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением.

Нейропсихологическая коррекция детей с нарушениями внимания включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребёнка, негативно сказывается на общем ходе его развития.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма. Развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Глазодвигательные упражнения  позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, активизируя процесс обучения.

Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Известно, что центром тонкой моторики является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной сферы. В результате дети лучше чувствуют и осознают своё тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить., а это влияет и на общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Функциональные упражнения по трём направлениям (в зависимости от результатов диагностики):

-развитие внимания произвольности и самоконтроля;

-элиминация гиперактивности и импульсивности;

-элиминация гнева и агрессии.

Очень важны: чёткая повторяющаяся структура занятий, соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочерёдное исполнение каждого участника группы роли лидера, повышает степень его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.

Коррекцию следует проводить поэтапно, начиная с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом нужно быть терпимыми к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты по развитию одной функции можно переходить к развитию одновременно двух функций, а затем и трёх. Например, развивая произвольное распределение внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную подвижность. Снижая импульсивность, не стоит работать над концентрацией внимания и ограничивать подвижность. Развивая усидчивость, можно допустить импульсивность и рассеянное внимание.  Только через продолжительное время совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время занятий.

К упражнениям для развития произвольности относятся движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определённым образом осмыслены, «перекодированы» ребёнком, на основании чего он даёт команду произвести то или иное действие.

Коммуникативные упражнения: индивидуальные, парные и групповые.

Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что интегрирует работу мозга.

Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта.

Коррекционная работа может включать в себя различные виды массажей.

В заключении отметим, что развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей, их понимании причин когнитивных и поведенческих нарушений у ребёнка.

Дополнительными приёмами могут служить:

1.Ритмирование правого полушария – занятия ритмикой, хореографией, лыжами, верховой ездой.

2.Активизация работы стволовых отделов головного мозга – плавание, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.

3.Развитие межполушарного взаимодействия- восточные единоборства, вязание.

4.Снятие импульсивности и гиперактивности – упражнения с песком, водой, глиной; контрастный душ, обливания.

5.Упражнения, развивающие устойчивость внимания. Упражнений по развитию внимания в специальной литературе или в детских журналах можно найти много. Важно выбрать те, которые являются в зоне ближайшего развития ребёнка, интересны ребенку.  Лучше заниматься понемногу каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксировать его успехи.

Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.
Важно предупреждать переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключать его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.


Отметим, что большая часть таких упражнений полезна для развития внимания и навыков саморегуляции у всех детей, важно лишь правильно их подобрать с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В нашем детском саду, наблюдая за детьми, проводя диагностику познавательных процессов, мы отслеживаем наличие детей с проблемами внимания, стараясь определить их причины, наиболее слабые стороны.

Следующий этап – консультирование родителей.  Приглашая родителей на консультацию, мы знакомим их с результатами диагностики. В беседе с родителями стараемся получить дополнительную информацию о ребёнке. Во время консультации родители получают рекомендации по взаимодействию с ребёнком, при необходимости предлагаем им обратиться для дополнительного обследования к врачу –неврологу, договариваемся с ними о совместных мероприятиях (их посещении коррекционных занятий, их обучении играм и упражнениям с ребёнком, которые они могут проводить дома). Родители имеют возможность познакомиться с литературой по этой тематике, которая имеется в кабинете психолога. Также, у нас имеется папка с рекомендациями и полезной информацией для родителей детей с нарушениями внимания. Родителям предлагается ознакомиться с её содержимым. При необходимости родители приходят на консультацию повторно, с ними поддерживается постоянный контакт.

Психолог также даёт рекомендации воспитателям, чтобы они смогли адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений.

В детском саду прошёл семинар по проблеме гиперактивных детей, в процессе работы которого педагоги имели возможность повышения своей педагогической компетенции, в частности, в этом вопросе. Педагоги обсудили возможности наиболее эффективной и скоординированной работы с этими детьми, психолог предложила им использовать некоторые приёмы, игры и упражнения для индивидуальной и групповой работы с детьми, подчеркнув, что они будут полезны для всех детей в группе. Некоторые упражнения были предложены физинструктору, т.к. их можно использовать и на физкультурных занятиях.

Психолог же организует и осуществляет психокоррекционную помощь детям с нарушениями внимания, тренируя у них навыки управления своим вниманием и поведением. За основу я взяла Программу нейропсихологической коррекции А.Л. Сиротюк, дополнила её своими разработками.   В нашей программе использованы упражнения, разработанные Б.А. Архиповым, Е.А.Воробьёвой, И.Г. Выгодской, Т.Г.Горячевой, В.И.Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В.Касаткиной, Н.В.Клюевой, Л.В. Константиновой,  Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной,  Е.В. Пеллингер,  А. Ремеевой, А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк, А.С. Султановой, Л.П. Успенской, К. Фоппелем, А.С. Яковис и др. Вот уже много лет я использую в своей работе нейропсихологическую коррекцию, и, надо сказать, она даёт хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у старших дошкольников на занятиях логопеда

Описание работы учителя-логопеда с использованием нейропсихологических упражнений (дети с тяжелыми нарушениями речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности)...

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия старших дошкольников в стихотворениях.

Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенаправленной работы по коррекции фонематическо...

Педсовет "Применение игровых технологий в образовательном процессе МДОУ для развития связной речи дошкольников"

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудную речь. С помощью игровых техно...

Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ для развития связной речи дошкольников

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

«Развитие внимания и памяти у старших дошкольников»

Консультация для родителей старших дошкольников...