Коррекция поведения гиперактивных детей
статья по коррекционной педагогике
В данной статье представлен аппробированный алгоритм действий "Как полюбить гиперактивного ребёнка". Будет полезен как родителям, так и педагогам.
Опубликована в сборнике научных статей «Современное образование: от традиций к инновациям», созданном по результатам межрегиональной заочной научно-практической конференции «Современное образование: от традиций к инновациям». 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_povedeniya.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция поведения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в повседневных режимных моментах и условиях детского праздника.
Кусаинова Светлана Викторовна
МДОУ «Теремок» филиал
Саратовская область Саратовского района
Воспитатель
E-mail: pedagog_1977@mail.ru
Аннотация: статья посвящена особенностям гиперактивных детей: в представленной работе изучаются причины возникновения гиперактивного поведения у ребенка; в статье предлагается авторская апробированная разработка для работы с детьми, обладающими поведенческие нарушения, анализируется интересная методика подготовки ребенка с поведенческими проблемами к участию в празднике.
Ключевые слова: гиперактивный ребенок, причины возникновения гиперактивного поведения, алгоритм действий для работы с гиперактивными детьми, гиперактивный ребенок на празднике.
Behavior management at everyday routine moments and at kid’s party for preschool children with Attention Deficit Disorder (ADD) and Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD).
Kusainova Svetlana
Kindergarden “Teremok”
Saratovskaya oblast, Saratovskiy district
Abstract: The article is devoted to the specific features of children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD). The work considers the causes of child’s hyperactive behavior, presents author’s approved strategy of working with children, who are diagnosed ADD and ADHD, and analyses an interesting methodology of preparing such children for kid’s party.
Keywords: hyperactive children, children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD), causes of hyperactive behavior, methodologies of working with hyperactive children, hyperactive child at the party.
«Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» Э. Бомбек
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ставится детям со значительными проблемами в сфере внимания. Проявление гиперактивного поведения ребенка захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптом: дефицит внимания, избытка двигательной активности, нарушения эмоционального поведения.
Анализируя труды отечественных и зарубежных авторов можно сформулировать следующие причины возникновения гиперактивного поведения у ребенка:
1) психофизиологическая - незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций);
2) социально-психологическая - неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.
3) генетическая природа синдрома
4) пренатальные и перинатальные факторы риска, родовые травмы (асфиксии)
5) дефицит жирных кислот в организме
6) дефицит питательных элементов. У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12. [1]
Чтобы работать или попросту сосуществовать в одном пространстве с гиперактивным ребенком необходимо научиться «позитивно его воспринимать». При этом очень важно, чтобы над воспитателем не довлел сложившийся стереотип восприятия такого ребенка.
К сожалению, при общении с «трудным ребенком» стереотип восприятия формируется мгновенно, и как правило, он устойчивый и негативный. С отрицательным стереотипом восприятия становится сложно взаимодействовать и проводить педагогическую деятельность с гиперактивным ребенком.
Поэтому мы предлагаем применять на практике апробированный нами алгоритм действий «Как полюбить гиперактивного ребенка». Последовательность его шагов следующая:
- «ОПРАВДАТЬ» (найти «оправдательные» объяснения причин девиантного поведения - зная вышеперечисленные причины, легко акцентировать свое внимание не на ужасные поступки ребенка, а на причины этих поступков- конфликтные семьи, родовые травмы, матери-наркоманки либо отсутствие матери, тяжелая наследственность, и в конце концов- расстройства работы мозга)
- «ПОЖАЛЕТЬ» (На этом этапе алгоритма рекомендуются всевозможные телесные практики- объятия, как с педагогом, так и коллективные объятия- с другими ребятами; дыхательные практики –медленно подышать, слушая как педагог считает вдохи и выдохи; упражнение «треугольник йога» (на определенный счет (2-3-4) вдыхать, задержать дыхание, и выдыхать.) и мн. др. практики и методики телесно-ориентированной психотерапии и дыхательной практики)
- «ПРИНЯТЬ» таким, какой он есть. На этом этапе используется прием «Розовые очки». Общаясь с гиперактивным ребенком педагог акцентирует свое внимание на любых положительных проявлениях-одежда, удачная прическа, минимальное проявление послушания, какие-либо способности, черты характера и т.д. )
- «ИЗВЛЕЧЬ ВЫГОДУ» На заключительном шаге алгоритма педагог направляет неуемную энергию воспитанника в полезное контролируемое русло. Ребенок выдвигается на должность «правая рука», «Заместитель Босса», «Главный помощник», «Ведущий занятия» обязательно со знаком отличия (красная повязка на руку, атрибуты феи-ободок и волшебная палочка и т.д.)
Отдельно остановимся на работе с гиперактивным ребенок в условиях подготовки и проведения детского праздника. Праздник - достаточно стрессовая ситуация для такого ребенка, его поведение на самом празднике совершенно непредсказуемо.
Но эту проблему можно решить, зная особенности гиперактивного ребенка.
- Его главная «неосознанная» цель-быть всегда в центре внимания. Обычно так и получается – через его девиантное поведение.
- Гиперактивный ребенок очень азартен и любит удивляться.
- Ребенок любит чувствовать свою значимость и особенность.
Поэтому педагогически целесообразно (муз.руководителю, воспитателю) перед праздником провести предварительную работу с детьми. За 2-3 недели объявить конкурс на Ведущего праздника. При этом обговорить с детьми, критерии конкурса:
а) соблюдение в течение конкурсного времени всех режимных моментов;
б) предоставление максимального количества «солнышек мира» (за каждый мирно прожитый день без конфликтов и драк ребенок получает отличительный знак «солнышко мира»); в) проявление артистизма на репетициях праздника.
В итоге «приспособить» гиперактивного ребенка в соведущие и заместители муз.руководителя. Закрепить за ним основной круг обязанностей на празднике-принести, унести декорации, помочь рассадить детей на стульчике. Т. о, мы превращаем «нарушителя дисциплины» в помощника по наведению дисциплины.
Конечно, работа с гиперактивными детьми требует от воспитателя терпения, постоянного педагогического мастерства и вдохновения, знания основ психологии, чтобы, найти адекватные возникшей педагогической ситуации методы и приемы.
Изложенный материал статьи носит практический характер, т.к. предложенные в работе приемы могут быть использованы в качестве методического пособия для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними.
Список литературы:
- См: Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – 3-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых педагогов "Подвижная игра, как средство коррекции поведения гиперактивных и агрессивных детей"
Игра – ведущий вид деятельности для любого ребенка дошкольного возраста.Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Они делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою...
Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....
Концепция педагогической деятельности "Театрализованная деятельность, как средство регулирования поведения гиперактивных детей"
Обобщение педагогического опыта....
Подвижная игра, как одно из средств коррекции поведения гиперактивных и агрессивных детей.
Для ребенка дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности. Решить задачу развития движений и их совершенствования помогают разнообразные подвижные игры. Все играющие вовлекаются в активны...
Выступление на тему: «Коррекция поведения гиперактивных детей через конструирование».
В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных предствлений. В моем выступлении вы найдете методы, которые я использую в работе...
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...
Использование телесно-ориентированных игр для коррекции проявлений гиперактивности детей в работе педагога-психолога в условиях ДОУ
Опыт использования телесно -ориентированных игр и упражнений педагогом-психологом детского сада при работе с СДВГ....
- Мне нравится (1)