Выступление на тему: «Коррекция поведения гиперактивных детей через конструирование».
материал
В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных предствлений. В моем выступлении вы найдете методы, которые я использую в работе с гиперактивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyst.giperaktivnye.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Коррекция поведения геперактивных детей через конструирование»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ №3
Афанасьева Ирина Николаевна
В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных представлений. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, эмоциональностью. К внешним признакам гиперактивности ученые относят: невнимательность, отвлекаемость, повышенную двигательную активность. У таких детей в двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированности мелкой моторики, у них возникают сложности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц и пр. Кроме того у данной категории детей имеются проблемы с концентрацией внимания, выраженная отвлекаемость и нарушение поведения.
Гиперактивный ребенок находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть, если даже он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и устраивает истерики. Такой ребенок быстро и много говорит, глотает слова, постоянно перебивает, не дослушивает. Может задать миллион вопросов, но редко выслушивает ответ хоть на один из них. Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. Такой ребенок, как правило, неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения; и в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни и т.д. Из вышесказанного ясно, что гиперактивные дети доставляют огромное беспокойство окружающим. Первые проявления геперактивности наблюдаются до семи лет и чаще встречаются у мальчиков. Гиперактивный ребенок получает более всех замечаний, окриков, мешает в школе учителям, в детском саду – воспитателям и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам и вследствие этого становятся причиной многочисленных конфликтов. Добиться, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым – задача не простая. В современной педагогической практике существует множество методов коррекции поведения гиперактивных детей. Я считаю, что коррекция поведения гиперактивных детей проходит более эффективно в процессе художественно-творческой деятельности, в частности, конструирования и ручного труда. Некоторые исследователи предполагают, что художественно-творческая деятельность возникает как художественная и как разновидность предметной деятельности. Результат конструирования (поделка, постройка и пр.) возникает как результат манипуляции вещами и материалами, в этот период гиперактивный ребенок усваивает эталоны сенсорного развития, способы оперирования предметами, их функциональное назначение, проявляет интерес к действиям взрослых с предметами, начинает испытывать эстетические чувства от вещей. Гиперактивные дети испытывают постоянный «сенсорный голод», поэтому именно художественно-творческая деятельность наиболее эффективна на ранних этапах развития.
При работе с гиперактивными детьми я пользуюсь некоторыми советами известных педагогов:
- Обеспечить постоянство и единство требований к гиперактивному ребенку;
- Чаще хвалить ребенка и обращаться по имени;
- Указания должны быть краткими и конкретными;
- Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию;
- Не сравнивать ребенка с окружающими;
- Избегать состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
- Следует быть последовательными в воспитании: не запрещать без всяких причин того, что разрешали раньше. Стараться делать ребенку меньше замечаний;
- Не унижать ребенка, наказывая его;
- Помочь найти дело по душе, где бы он мог проявить свои способности и не чувствовать себя ущемленным.
Художественно-творческая деятельность является основой в коррекции поведения гиперактивных детей. Ребенок может создавать образы на основании увиденного накануне, или прочитанной сказки, услышанной музыки. Работая с гиперактивными детьми необходимо помнить, что эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. При воспитании эмоций у гиперактивных детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе творческой деятельности. Ибо невозможно представить себе какую-нибудь деятельность без неудач, без ошибок, без срывов.
В работе с гиперактивными детьми я использую дидактические игры со строительным материалом. Такие как» «Разноцветные кирпичики», «Какой кирпичик заблудился?», «В каком кармане живет зеленый (синий) цвет?», «Ритмическая дорожка» и др. Из-за двигательного беспокойства гиперактивному ребенку сложно фиксировать свое внимание на разъяснениях задания воспитателя. Ребенок может не услышать словесную инструкцию, поэтому я в своей работе использую такое методическое пособие, как дидактическая юбка. Она сшита из ситца с мелким неброским рисунком. По всей юбке разбросаны карманы разных цветов и форм. Так же использую «волшебный сундучок». Этот сундучок изготовлен из коробки, обшитой разноцветными яркими лоскутами. В этом сундучке множество отделений разной геометрической формы. Эти методические средства помогают сконцентрировать внимание гиперактивных детей, предупредить признаки двигательного беспокойства.
На занятиях с бумагой так же необходимо учитывать особенности гиперактивных детей и создавать наиболее благоприятные условия для работы. Необходимо использовать разнообразные ритмичные игры, минутки отдыха, движения для смены деятельности во время занятия, для удовлетворения потребности гиперактивного ребенка в движении. Это способствует направлению энергии гиперактивного ребенка в нужное русло, активизации работы мозга.
Гиперактивный ребенок должен всегда находиться перед глазами педагога, в центре внимания, чтобы в любой момент педагог мог дотронуться до ребенка, погладить его. Поэтому во время конструирования за столами я часто сажусь рядом с гиперактивными детьми, помогая своим присутствием рядом переключить его внимание на нужный предмет. В этот момент, когда ребенок начинает отвлекаться, можно положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Я считаю, что такой тактильный контакт избавляет от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.
При решении задач, связанных с коррекцией поведения гиперактивных детей на занятиях по конструированию использую похвалу. Поощрять гиперактивного ребенка нужно сразу, не откладывая на будущее (эти дети более других нуждаются в похвале). Я использую поощрения в виде различных предметов, жетонов. Например, улыбающееся солнышко, цветочек, листик, звездочки и т.д. Исследователи убеждены в том, что всем детям, а особенно гиперактивным, необходимо получить удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка. Очень часто в конце занятий по конструированию я использую такой прием, который включает в себя необычные задания, технику сочинения историй, организацию беседы. Например после изготовления снежинки, из бумаги можно дать такое задание: «Придумай танец твоей снежинки». После изготовления осеннего дерева: «Изобрази веселое (грустное) дерево». При изготовлении мишки или морковки из шерстяных ниток, вороненка из бумаги я предлагаю детям продолжить уже составленную историю. Эти истории я записываю и помещаю в папки для детских работ. Если гиперактивный ребенок плохо вел себя на занятии, мешал сверстникам, не справился с заданием и т.д., можно предложить его игру-занятие по конструированию «Разговор руками». Обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить свои ладошки: из мытой бумаги сделать им глазки, ротик, носик, украсить пальчики. После этого затеять разговор с руками: «Кто вы такие, как вас зовут?», «Что вы умеете делать?», «Чего не любите?», и т.д. Закончить игру обещаниями рук делать хорошие дела. Эти задания помогают детям фантазировать, творчески развиваться, переключить свое внимание на другой вид деятельности. При использовании этого приема воспитатель должен проявить особое терпение и выдержку, организовать процесс так, чтобы гиперактивный ребенок смог принять участие в дискуссии, совместной деятельности. Необходимо позаботиться, чтобы гиперактивные дети не слишком долго ждали, когда им предоставят возможность выступить. Если ребенок говорит сбивчиво, невнятно, необходимо предложить ему подумать, а потом снова его спросить.
Хорошо на занятиях по конструированию с гиперактивными детьми использовать музыку – спокойную, расслабляющую, лучше без слов. Для этой цели так же подойдет медленная музыка, похожая на шум воды, шепот леса, пение птиц. По своей структуре музыка наиболее близка естественному восприятию детей. И поэтому она свободно, непосредственно, ненавязчиво и в то же время сильно воздействует на личность и вызывает глубокие эмоциональные реакции, корректирует двигательную активность, речевые расстройства. Именно музыка способна разбудить детские чувства, воображение, фантазию. Я использую музыку не только во время выполнения задания по конструированию, но и в конце занятия в виде исполнения танцев, хороводов, песен. Использование музыки в конце занятия помогает снять напряжение, выразить свои эмоции в более гармоничной форме.
В конструировании при работе с гиперактивными детьми очень важны пальчиковые игры и массаж подушечек пальцев. Учеными доказано, что коррекционные движения пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятия мышечного зажима, борьбу с собственной импульсивностью.
В своей работе я использую массаж подушечек пальцев с помощью катания гороха, гречки, и других мелких предметов. Или предлагаю упражнения «Дождь, дождище, гроза». Озвучиваю команду: «Дождь» (дети тихонько хлопают в ладоши), «Дождик» (громко и часто хлопают в ладоши), «Гроза» (дети постукиванием кулачками по столу передают раскаты грома), «Дождик стих» (опускают ладошки на стол); «Рыбалка» (из гречневой крупы предлагаю выложить дорогу к пруду, из кукурузной – песок вокруг пруда, из палочек удочки, из чешуек шишек – рыбу) и т.д.
Так же во время занятия по конструированию дети выполняют пальчиковую гимнастику: «Наши пальчики – друзья», «Покажите ваши ручки», «Собираемся в поход», «Ручеек». «Умные руки», «Иголка – ниточка» и др., где дети поочередно перебирают пальчики, выполняют хлопки, зажимают пальчики и пр. Такие игры развивают мышление и речь ребенка, балансируют двигательные качества гиперактивных детей, повышают координационные способности пальцев рук, что очень важно для занятий конструированием. Взаимодействие слова, эмоции движения и образа доставляют детям радость, развивают внимание и воображение.
Гиперактивные дети быстро утомляются на занятиях, запас сил у них расходуется слишком интенсивно. Для устранения импульсивности в конце занятия провожу релаксацию.
Релаксация на тему: «На полянке». Дети лежат на ковре. Воспитатель предлагает закрыть глаза и представить, что ребенок лежит на лесной полянке, на которой растет мягкая травка-муравка. Вокруг тихо и спокойно. Над ним склоняет голову полевой цветок. Слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Нежные лучи солнца гладят лоб, щеки, лицо, руки и ноги ребенка. Ему легко и приятно. На счет «три» воспитатель предлагает детям потянуться и открыть глаза.
Релаксация га тему: «Маленькая птичка». Воспитатель предлагает детям представить, что у ребенка в руках маленький птенец. «Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел. Улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!» и другие.
Гиперактивные дошкольники, так же как их сверстники, на занятиях по конструированию с использование методов и приемов, приведенных выше, со временем становятся способными контролировать свое поведение, планировать свои действия, свою двигательную активность. Вовлечение гиперактивных детей в художественно-творческую деятельность приведет к тому, что у детей появятся тесные контакты со сверстниками, они начнут гордиться своими достижениями, чаще переживать положительные эмоции, получать меньше замечаний, многие станут проявлять фантазию созидательного, а не разрушительного плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых педагогов "Подвижная игра, как средство коррекции поведения гиперактивных и агрессивных детей"
Игра – ведущий вид деятельности для любого ребенка дошкольного возраста.Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Они делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою...
Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....
Подвижная игра, как одно из средств коррекции поведения гиперактивных и агрессивных детей.
Для ребенка дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности. Решить задачу развития движений и их совершенствования помогают разнообразные подвижные игры. Все играющие вовлекаются в активны...
Выступление на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности"
Повышение речевой активности и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....
Коррекция поведения гиперактивных детей
В данной статье представлен аппробированный алгоритм действий "Как полюбить гиперактивного ребёнка". Будет полезен как родителям, так и педагогам.Опубликована в сборнике научных статей &laqu...
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...
Выступление на тему: «Формирование элементарных математических представление через Lego – конструирование»
Выступление«ФЭМП через Лего - конструирование» Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Только в игре р...