Использование нейроигр в системе коррекционной работы
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

В наше время наблюдается резкое увеличение количества детей с отклонениями в речевом и психическом развитии. Довольно часто приходится встречать родителей, которые приводят на прием к специалисту дошкольника, записанного в ряд «необучаемых» или «трудных».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

В наше время наблюдается резкое увеличение количества детей с отклонениями в речевом и психическом развитии. Довольно часто приходится встречать родителей, которые приводят на прием к специалисту дошкольника, записанного в ряд «необучаемых» или «трудных».

Самыми характерными признаками таких детей являются речевые нарушения, трудности в усвоении учебного материала, недостаточность крупной и мелкой моторики, эмоциональная неустойчивость, проблемы с сосредоточением, вниманием и чрезмерная активность. У большого количества детей этой категории выявляются нарушения функции речи и задержка психо-речевого развития.

Рассмотрим некоторые категории детей с ограниченными возможностями здоровья:

1.Дети с нарушениями речи (логопаты).

2.Дети с задержкой психического развития.

3.Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с нарушениями речи).

Нарушение речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

Задержка психического развития (ЗПР) –вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся случаи замедленного психического развития и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. ЗПР часто осложняется негрубыми, но стойкими нервно-психическими расстройствами, которые нарушают интеллектуальную работоспособность ребенка.

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.

Для этих категорий детей свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения. У детей с ОВЗ отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие процессов познавательной деятельности. Также наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и чаще всего страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у этих детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к беспокойству, раздражительности и негативному поведению. У большинства таких детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия.

Одним их комплексных подходов в организации помощи детям с ОВЗ является применение нейропсихологического подхода. Нейропсихология– наука, которая изучает мозговую организацию психических функций. Нейропсихологическая коррекция предполагает формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладевать различными умениями.

Отличие нейропсихологического подхода заключается в том, что он реализует коррекцию не на преодоление отдельного нарушения, а на гармонизацию личности и психического развития ребенка. Данный подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Комплексную методику нейропсихологической коррекции в детском возрасте разработала Анна Владимировна Семенович. Базовой технологией является метод замещающего онтогенеза, заключающийся в соотнесении актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов.

Из упражнений, входящих в методику Анны Владимировны Семенович, я отобрала те, которые наиболее удобны в использовании.

Упражнения для повышения нейродинамики.

1.Дыхательные упражнения.Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации стресса обеспечить мозг кислородом. Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд.

2.Упражнения для нормализации тонуса. Направлены на формирование умения управлять своим тонусом. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения  и упражнения на стимуляцию тонуса.

3.Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на стол. Затем я   предлагаю расслабиться, даю слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление увеличиваю по времени от 1 минуты до 4-5 минут.

4.Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.

«Силачи» - наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

«Огонь и лед» - по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

Когнитивные упражнения.

В этот блок входят упражнения для развития зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, фонематических процессов,  пространственных представлений, речи, межполушарного взаимодействия.

В литературе предлагается множество упражнений, которые можно использовать для развития этих процессов. Но нужно помнить, что для того чтобы обострить работу одного анализатора, необходимо отключить другой, комплементарный (взаимодополняющий) ему. Например, играя с детьми в «Волшебный мешочек», я  развиваю тактильное восприятие без опоры на зрительный анализатор. Для развития слухового восприятия также выключаю зрительный анализатор – дети распознают неречевые и речевые звуки с закрытыми глазами. Развивая зрительную память нужно убрать смысловую опору – дети запоминают не картинки, а геометрические фигуры, отдельные буквы, цифры. Для развития слухоречевой памяти лучше предлагать отдельные слова, не связанные по смыслу.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

В своей работе я использую следующие виды кинезиологических упражнений: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные движения, упражнения для развития мелкой моторики, самомассаж, упражнения на релаксацию.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

- Педагог должен свободно владеть упражнениями.

- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.

- Периодичность - ежедневно, без пропусков.

- Время занятий – утро, день.

- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.

- Продолжительность занятий от 10- 15 минут.

- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

- Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

- Внутри комплексов упражнения можно менять местами.

- От детей требуется точное выполнение упражнений.

- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

- Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Цель- развивают межполушарное взаимодействие (мозолистое тело, произвольность и самоконтроль, стимулируют работу речевых центров).

«Кулак-ребро-ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Зеркальное рисование.

Цель:Улучшает координацию «рука-глаз» и выполнение творческих заданий. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.

Массажёр СУ-ДЖОК.

Это «дистанционное управление» всеми органами тела.

Цель: нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкую моторику; активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей; содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.

Перекрёстные упражнения, пересекающие среднюю линию тела.

Цель: интегрируют работу полушарий головного мозга, способствуют развитию координации движений и ориентировки в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.

«Перекрестные шаги». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.      

«Ухо- нос» (без хлопка и с хлопком). Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Формирование произвольной саморегуляции.Основная цель – формирование произвольного внимания, навыков регуляции и контроля. Необходимо сформировать навыки на двигательном уровне. Предлагаю упражнения, в ходе которых ребенок должен отреагировать на определенный сигнал. Это упражнения типа «Море волнуется», «Замри-отомри».

Таким образом, опыт использования приемов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ:

  • Показывает, что система работы обеспечивает коррекцию всех высших психических функций;
  • Способствует формированию речевых функций, совершенствованию звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции;
  • Происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела;
  • Является хорошей профилактикой нарушений письма и чтения.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи

Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....

Петербурговедение в логопедии.Совместная деятельность детей и взрослых, проводимая с использованием ЭОР в системе коррекционной индивидуальной работы с детьми.

Автоматизация и дифференциация  звуков в связной речи детей.Закрепление навыков звукового и слогового анализа и синтеза.Практическое усвоение слов и предложений сложной слоговой структуры.Развити...

Использование развивающих игр в системе коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом ОНР, как средство стимуляции речевого развития.

Статья о целесообразности вкючения развивающих игр в систему коррекционной работы с детьми , т.к. речь и интеллект имеют между собой тесную взаимосвязь....

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...

Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

В материале представлены:задачи логопедической ритмикиметодологическая база логопедической ритмикиметоды логопедической ритмикисредства логопедической ритмики...

Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР

Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР...