Картотека игр и упражнений для детей с задержкой психического развития и с недоразвитием речи
картотека по коррекционной педагогике
В данной картотеке представлены игры и упражнения для детей с ЗПР и недоразвитием речи в различных направлениях.Например:игры, упражнения, используемые при планировании и организации общения детей с ЗПР и ОНР; игры, упражнения, используемые при планировании и организации продуктивных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_portfolio.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений для детей с задержкой психического развития и с недоразвитием речи
Работу выполнил (ла)
Воспитатель Иванова В. Н.
Иркутск
Игры, упражнения, используемые при планировании и организации общения детей с ЗПР и ОНР
«Добрые волшебники»
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы.
Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли стать добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
«Волшебные очки»
Цель: формирование положительных взаимоотношений, создание благоприятной атмосферы.
Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, которое человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет ка- кое-либо его достоинство (кто- то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
«Испорченный телефон»
Цель: развитие умения действовать в соответствии с интересами других, следовать инструкции.
Дети располагаются полукругом. Вначале взрослый просит ребенка, сидящего первым, рассказать ему на ушко, что он делал в выходные. Затем вызывает интерес у детей, говоря о том, что он только что услышал что- то очень интересное, и предлагает детям так же шепотом, по цепочке передать, как ребенок провел выходные дни. При этом взрослый советует, как удобнее сесть, как говорить, чтобы услышал только сосед, а остальные не слышали, и т.д. Когда информация доходит до последнего ребенка, он громко говорит то, что услышал. Если информация не исказилась, телефон работает исправно, и все дети услышали, что хотели.
«Зеркало»
Цель: развитие умения правильно воспринимать действия другого человека.
Перед тем как начать играть, взрослый просит всех детей встать врассыпную и повторять за ним движения. Движения выбираются несложные. Далее игра проводится в парах. Один ребенок из пары совершает какое-либо действие, а второй пробует как можно точнее его воспроизвести. Остальные дети в этот момент смотрят и оценивают, насколько точно пара выполняет задание. После двух-трех движений пары меняются
«Волны»
Цель: формирование положительных взаимоотношений желания действовать в коллективе.
Игра проводится в кругу. Взрослый предлагает детям вспомнить лето, интересуется, как они отдыхали летом, узнает, кто купался в речке, озере. Далее рассказывает о море, о том, как приятно лежать на волнах, как они омывают нас, окутывают своей заботой. Затем предлагает детям искупать друг друга в ласковых и веселых волнах. Но сначала взрослый показывает детям, как ведут себя волны, помогает их изобразить, предлагает повторять движения за ним. Когда дети освоили данное движение, взрослый предлагает каждому ребенку встать в центр круга и искупаться в волнах. Купающийся встает в центр круга, а каждая волна подбегает к нему и ласково поглаживает. Далее дети меняются ролями.
Игры, направленные на формирование контактности и избирательности в общении
Дидактическая игра «Возьми шарик»
Цель игры: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Оборудование. Три воздушных шарика.
Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.
Дидактическая игра: «Зайка».
Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит».
Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь поиграть, с нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.
На слова «зайка, зайка, попляши...» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Игры, направленные на развитие средств общения
Дидактическая игра «Помоги»
Цель: учить использовать в общении простейшие слова и выражения («дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», «возьми», «возьми это»), а также жесты (указательный); учить при общении называть друг друга по имени.
Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.
Ход игры. (проводится парами). Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель (кровать, стол, стул). Педагог говорит: «Одевать куклу и причесывать ее будет Наташа, а Миша будет помогать – подавать все, что попросит Наташа». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Миша садится за стол рядом с разложенными предметами, а Наташа поднимает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель, просит Мишу подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом «дай» и указательным жестом. Миша приносит ей каждый из предметов по одному. Если Наташе трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т. д., то она просит помочь Мишу, говоря: «Миша, помоги», «Миша, подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Миши и попросить у него помощи.
Дидактическая игра «Чего не хватает»
Цель: продолжать учить обращаться с просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи у детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь («спасибо») или допускать употребление указательного жеста.
Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, мотор, кабина и два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса) и т. д.
Ход игры: дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет. Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из частей целый предмет. Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необходимой детали (колеса, крыши и т. д.) и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать. Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Галина Ивановна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т. д. Педагог раздает недостающие детали, и дети завершают изображения.
Подвижная игра «Солнышко»
Цель: Формировать речевое общение, учить договаривать о совместных действиях, изображать действия.
Оборудование: обручи, бубен.
Ход игры: играющие образуют круг. В центре круга - «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета.
Солнышко, солнышко, Погуляй у речки, Солнышко, солнышко, Раскидай колечки.
Дети идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим.
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
Дети, стоящие рядом с обручами, берут их и образуют четыре маленьких круга.
Покатаем, поиграем,
И тебе назад вернем.
Играющие выстраиваются в общий круг, обручи кладут на пол. По сигналу ведущего (удар в бубен), дети разбегаются. По последнему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, кто сделал это быстрее.
Игры, направленные на формирование инициативности в общении со взрослыми сверстниками
Рисование на тему «Мой лучший друг»
Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сотрудничества, проявления внимания друг к другу.
Ход занятия: Педагог читает детям стихотворение.
Жить на свете очень туго
Без подруги
Или друга.
Без тебя и твой щенок
Нестерпимо одинок.
Педагог показывает рисунки с изображением друзей и предлагает детям нарисовать их лучшего друга, сказать, как его зовут. В конце занятия дети рассматривают рисунки и рассказывают о своих лучших друзьях.
Рисование на тему « Грустное и веселое солнышко»
Цель: знакомить ребенка с окружающим миром. Учить правильно, выражать свои чувства (грусть, радость). Учить умению рассказать о своих эмоциональных состояниях.
Ход занятия: педагог предлагает детям нарисовать каким они представляют себе солнышко. Педагог рисует элемент и предлагает ребенку дорисовать его до получения образа, уточняя: «Что это?» или «Кто это?».
Педагог: Какое у тебя сейчас настроение – веселое или грустное?
В зависимости от ответа ребенка, педагог помогает ребенку дорисовать солнышко. Если ребенок не может ответить, нужно помочь ему наводящими вопросами: «Что ты делаешь, когда радуешься?»( улыбается).
Игры, направленные на формирование положительной реакции ребенка в процессе занятий
Игра «Ладушки».
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.
Игра «Иди ко мне».
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.
Игры, направленные на преодоление безразличного отношения сверстников у ребенка в группе
Игра « Послушный мячик».
Цель: сплочение группы.
Ход игры: дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч из своих ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки стоящему слева. Передавать мяч по воздуху нельзя. Тот, кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
Подвижная игра «Нам не тесно».
Цель: учить детей как избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.
Ход игры: игра проводиться во время прогулки. Педагог чертит на земле линию и говорит:
- Это будет наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажут.
Педагог отходит от детей на расстояние 20-25 шагов и проводит на земле черту, параллельную первой. Затем он помогает детям построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия.
Ножки, ножки
Бежали по дорожке
Бежали лесочком, (дети бегут по направлению ко второй линии).
Прыгали по кочкам:
Прыг- сок, прыг-скок,
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок.(дети прыгают на двух ногах приближаясь к педагогу. С последним словом останавливаются, приседают на корточки, и приседают то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок).
- Нашли сапожок!- говорит педагог, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.
Все игровые действия выполняются детьми одинаково и одновременно. Это имеет двойной смысл. Во-первых, двигаясь вместе (шеренгой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей между собой и со взрослым.
В ходе игры необходимо помогать детям соблюдать правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей с задержкой психического развития затруднительно.
Игры и упражнения, используемые при планировании и организации посильной трудовой деятельности детей с ЗПР и ОНР
«Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.
«Посади цветочки на лужок»
Цель: формировать зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты кнопки разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани с пришитыми кнопками в центре, соответствующими тем, которые на полотне.
Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть к соответствующей по цвету кнопке.
После того, как все цветы «посажены», взрослый просит собрать цветы в корзинку для мамы, показывает способ выполнения действий — отсоединения. Действия сопровождаются потешкой:
Мы в корзинку соберем яркие цветы:
Розы, лилии, тюльпаны — все для нашей мамы!
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры: Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие. — Зачем нужно растение? (Лейка.) — Почему нужно кормить? (Птичка.) — Что нужно мыть? (Тарелка.) — Что нужно чистить? (Ковер.) — Что нужно стирать? (Платье.) — Что нужно гладить? (Рубашка.) — Что нужно печь? (Пирожки.) — Что нужно менять? (Постельное белье.) — Кого нужно купать? (Ребенок.) Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее. — Зачем засевать поля? (Зерно.) — Зачем сажать? (Картофель.) — Зачем опрыскивать? (Яблоня.) — Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)? — Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку? — Зачем делать еженедельную уборку квартиры? — Зачем ухаживать за своим телом?
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игры, упражнения, используемые при планировании и организации продуктивных видов деятельности
Игры и упражнения по рисованию
Координация глаз и рук «Раскрашивание»
Цель: ребенок должен научиться рисовать 4-5 линий карандашом внутри большого круга.
Материал: бумага, карандаши, широкий фломастер. Обучение:
Взрослый заранее рисует на листе бумаги фломастером 2 равных по размеру круга или квадрата. Проводит широкие, темные и отчетливые линии. Затем кладет перед ребенком лист бумаги и 2 карандаша. Потом взрослый сам проводит карандашом внутри фигуры несколько линий. Дает ребенку второй карандаш и говорит: «Сделай то же самое!». Необходимо ребенку помочь держать карандаш в кулачке и поводить им пару секунд внутри фигуры. Затем похвалить ребенка и убрать первый лист. Взрослый берет второй лист и повторяет упражнение. Возможно, сначала ребенок не поймет, что надо рисовать внутри фигуры. Поэтому взрослый рисует сам внутри фигуры и придерживает руку ребенка, если он выходит за приделы окружности. Постепенно взрослый уменьшает контроль его руки, если ребенок сам начинает обращать внимание на фигуру. Взрослый, должен поощрять ребенка каждый раз, когда он закончит рисовать.
«Рисовать, подражая»
Цель: ребенок должен научиться 2-3 секунды рисовать (царапать) карандашом на большом листе бумаги.
Материал: большие карандаши, бумага.
Обучение:
Взрослый садиться напротив ребенка. Кладет перед ребенком 1 карандаш, а другой оставляет себе. Затем кладет большой лист бумаги между собой и ребенком так. Чтобы он мог хорошо дотянуться дот бумаги и карандаша. Затем в течение 2-3 секунд пишет каракули на бумаги. Потом вкладывает в руки ребенка карандаш в кулак и помогает писать также каракули на бумаге. Взрослый хвалит ребенка и кладет новый лист бумаги на стол. Повторяет эти действия вместе с ребенком, однако на этот раз старается, чтобы ребенок самостоятельно царапал без помощи на листе. Если ребенок не пытается это сделать самостоятельно. То взрослый берет его руку и помогает ему. Если ребенок начинает регулярно подражать взрослому, то можно изменять формы каракуль, например, круговые движения, точки, горизонтальные линии.
«Подготовка к рисованию одним пальцем»
Цель: ребенок должен научиться проводить 3 линии пальцем по муке, насыпанной в тарелке.
Материал: большая плоская тарелка, сахар или мука.
Обучение:
Взрослый насыпает равномерно муку на тарелку так, чтобы она была покрыта слоем в 0,5 см. Затем взрослый берет указательный палец ребенка и показывает ему, как провести по муке прямые линии. Уменьшить контроль за пальцами ребенка можно, если он начинает проводить линии самостоятельно. Если ребенок понял задание, то взрослый учит проводить горизонтальные и вертикальные линии.
«Лабиринты»
Цель: ребенок должен научиться проводить линию по простым лабиринтам
Материал: бумага, карандаш, прозрачная пленка (на которой можно рисовать, многократно ее используя)
Обучение:
Взрослый готовит заранее несколько простых лабиринтов, рисуя 2 параллельные линии с расстоянием в 2,5 см. На каждом листке взрослый рисует только один «лабиринт» и кладет лист, по возможности под прозрачную пленку так, чтобы его можно было использовать многократно. Начинать следует с простых «улиц», длина которых 5-10 см. Взрослый показывает ребенку, как начинать с левого конца и протянуть линию по «улице» до правого конца. Потом взрослый дает ребенку карандаш и направляет его руку, чтобы рука оставалась между ограничительными линиями. Уменьшать помощь ребенку следует, пока ребенок уверенно лавирует между линиями. Когда ребенок станет более натренированным, взрослый делает «лабиринты» более привлекательными, нарисовав в обоих концах маленькие рисунки. Ребенка необходимо поддерживать простыми указаниями.
«Подбери цвет к предмету»
Цель: упражнять детей в умении выбирать цвет, свойственный предмету.
Ход:
Найти каждому предмету нужный цвет.
«Составь узор по образцу»
Цель: формировать умение составлять узор по образцу, принимая во внимание пространственные отношения между элементами.
Ход.
Разместить нужные элементы на салфетке (коврике, шарфе, сверяясь с образцом (по своему замыслу, по указанию воспитателя).
«Составь изображение из частей»
Цель: формировать у детей умение составлять изображение из частей, сверяясь с образцом.
Ход.
Собрать картинку из частей по образцу.
«Подбери чашки к блюдцам»
Цель: формировать умение детей находить предмет с идентичными признаками.
Ход.
Подобрать к блюдцу чашку с одинаковым узором.
«Клубочки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
Материал: Картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.
Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.
Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.
Дидактические игры по аппликации:
«Резать ножницами»
Цель: ребенок должен научиться отрезать кусочки от полоски бумаги.
Материал: бумага, ножницы.
Обучение:
Взрослый подготавливает заранее несколько полосок шириной 2,5 см. Кладет три полоски ножницы на стол. Берет ножницы в руку и обращает внимание ребенка на это. Отрезает кусочек бумаги от полоски. Потом берет руку ребенка и помогает ему правильно взять ножницы. Взрослый своей рукой укрепляет его хватку и контролирует его движения. Затем берет его руку и и помогает удержать полоску бумаги. Взрослый двигает руками ребенка так, чтобы ножницы пару раз открылись и закрылись. При закрытии взрослый говорит: «Режь!». Затем помогает ему отрезать кусок от полоски бумаги. Когда взрослый почувствует, что его рука начинает самостоятельно выполнять движения, можно уменьшить помощь.
«Собери красивую пирамидку»
Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определённого цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.
Дидактические игры по лепке:
«Имитационные упражнения с пластилином»
Цель: ребенок должен научиться подражать трем обычным действиям с использованием пластилина.
Материал: пластилин.
Обучение:
Взрослый делит пластилин на 4 равных больших части (куска). Затем кладет 4 куска на ту сторону стола, которая хорошо видна ребенку. Потом дает один кусок ребенку, в то время как сам взрослый берет второй. Необходимо наблюдать смотрит ли ребенок за взрослым. Если ребенок наблюдает за взрослым, то взрослый раскатывает на столе свой кусок пластилина так. Чтобы он приобрел форму змеи. Во время катающих движений взрослый говорит: «Посмотри сюда, Саша! «Сделай это также!».
Если ребенок не пытается подражать взрослому или же неправильно раскатывает пластилин, взрослый направляет его руку соответствующим образом. Как только ребенок будет раскатывать пластилин самостоятельно, необходимо хвалить его и положить обе «змеи на другую сторону стола. Процесс повторяется и с другими кусками, но на этот раз пластилин нужно придавливать ладонью так, чтобы получился «блинчик». Если ребенок воспроизвел это также, то взрослый кладет «блинчик» в сторону и упражнение заканчивается на этом. Повторять необходимо многократно это упражнение и, если ребенок становится более ловким, можно использовать больше кусков пластилина и варьировать движения.
«Формы»
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить интерес на их сравнение и анализ сходства - различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изображение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылепленными формами развивать пространственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цветной плотной бумаги геометрические формы; рисунки геометрических тел.
Варианты заданий
• Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
• Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать)
• Вылепить три разных кубика.
• Вылепить три разных квадрата.
• Вылепить три разные пирамиды.
• Вылепить три разных треугольника.
• Вылепить несколько геометрических фигур.
• Вылепить домик из нескольких форм.
• Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.
Дидактические игры по конструированию
Восприятие «Строить по образцам из кубиков»
Цель: ребенок должен научиться сложить по образцу фигуру из пяти кубиков.
Материал: 10 кубиков.
Обучение:
Взрослый садиться с ребенком за стол. Дает ему 5 кубиков, а остальные оставляет у себя. Затем, говорит: «Посмотри сюда!» - и складывает из кубиков простой образец (дорога, башня). Взрослый обращает внимание на то, смотрит ли ребенок на него и разглядывает ли образец. Взрослый указывает на свои кубики и говорит: «Сделай то же самое!» Потом берет руки ребенка и помогает ему сложить кубики в правильную позицию. Необходимо повторить это действие с тремя различными образцами. Взрослый должен ограничивать свою помощь, когда ребенок начнет самостоятельно складывать по образцу. Ребенка необходимо хвалить за каждое правильное действие.
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник, затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное. "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Тема: «Дружить и ссориться»...
Художественно-эстетическое развитие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (аппликация)
Тема: Снегирь на ветке рябины. (для детей подготовительной группы 6-7 лет)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (по ознакомление с художественной литературой)
Тема: Рассказывание сказки «Репка»(для детей среднего возраста -4-5 лет)...
Совместная деятельность по ознакомление с художественной литературой для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко». (для детей старшей группы -5-6 лет)...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Тема: «Прогулка в лес» для детей старшей группы 5-6 лет группы...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Тема: «Дружить и ссориться»для детей старшей группы 5-6 лет...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Тема: «Жадность» для детей средней группы 4-5 лет...