Советы родителям и логопедам по работе с неговорящими детьми
консультация по коррекционной педагогике

Кадырова Эльмира Камильевна

В данном материале даны советы родителям и логопедам по развитию речи, проведению артикуляционной гимнастики и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_negovoryashchih_detyah.docx46.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Как научить неговорящего ребёнка разговаривать?

Обучение неговорящего ребёнка речи условно можно разделить на:

-создание условий для появления активной речи;

-собственно обучение активной, самостоятельной речи, «говорению».

 Общее психическое развитие, безусловно, влияет на развитие речи. Поэтому, одним из обязательных условий для появления и развития речи являются занятия по развитию всех психических процессов—внимания, памяти, мышления и т.д. «Занятия»--не имеется ввиду обязательные занятия с психологом. Если у ребёнка обычное ЗПРР, это будет под силу и родителям. Пособия для развития ребёнка можно приобрести в книжных магазинах. Если же ребёнок рождается с диагнозом, «обещающим » ему в дальнейшем ЗПРР , то заниматься с таким ребёнком тоже нужно с рождения, используя методики раннего развития. Тут стоит заметить, что физические упражнения также способствуют развитию психическому и речевому. Во время занятий физкультурой происходит качественное кровоснабжение головного мозга, а значит, его питание кислородом. Особенно показаны такому ребёнку плавание и динамическая гимнастика, при которой голова ребёнка оказывается опущенной вниз (если нет противопоказаний). Важным условием развития ребёнка является развивающая обстановка: тренажёры, плакаты, развивающие игрушки.

Обязательным условием для развития речи является речевая среда. Это не значит, что ребёнок просто должен находиться в обществе, говорящем на определённом языке, в семье. С ним ещё нужно общаться. Чётко , громко, выразительно…Показывать предметы, их действия и свойства и называть это соответствующим словом. Необходимо играть с ребёнком и рассматривать картинки в книгах, озвучивая всё увиденное. Важно петь ребёнку песенки на родном языке. В песне, в голосе матери заложена созидательная сила Слова, запускающая механизм речи у малыша. Замечено, что детям, которым матери часто пели песни, впоследствии не бывает нужна даже элементарная помощь логопеда по коррекции звукопроизношения.

Первым этапом развития речи (как на родном, так и на иностранном языке) является её понимание. Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие, выполняет инструкции. В этом, доречевом периоде, активно используются жесты. Благодаря жестам ребёнок может показать то, что ещё не может сказать. Между взрослым и ребёнком возникнет понимание ,происходит коммуникация . Ребёнку можно задавать вопросы для выяснения того, что он понимает, а что нет, и он сможет ответить жестом. Например, вы спрашиваете «Какой Миша большой? », а малыш вытягивает обе ручки вверх. Вы спрашиваете: «Как медведь царапается?», а ребёнок совершает пальчиками царапающие движения по поверхности дивана. И вы понимаете, что слова и «большой», и «царапается» ребёнку понятны. На этом же этапе активно используется вопрос «где?» или просьба «покажи». Показать, где часы на стене, где свет(люстра), где мама и папа просят малыша ещё в полгодика. Далее тот же вопрос переносится в работу с книгой, и ребёнок показывает уже на иллюстрациях, где курочка, где мышка, где собачка. Естественно, что проверять таким образом пассивный словарь ребёнка можно после того, как этот словарь сформирован, наполнен. То есть сначала мы занимаемся его пополнением, одновременно вводя жест для обозначения понятия. Для пополнения пассивного словаря, конечно же, используем сначала предметы и явления, окружающие нас и ребёнка в жизни, в быту. Когда материал пройден и закреплён, эти же предметы и явления показываем ребёнку на карточках (предметных картинках) и в детских книгах на иллюстрациях. Затем спрашиваем «где корова?» и , не дожидаясь ответа, показываем пальцем на изображение животного. Так мы учим понимать вопрос «где». И только потом просим ответить на вопрос «где?» самостоятельно.

Когда пассивный словарь приобретает внушительный объём, включается его активизация. То есть ребёнок начинает пробовать произносить известные ему слова. В идеале это происходит автоматически, но детям с речевой патологией нужно помогать . При разных нарушениях у детей разные произносительные возможности, поэтому и помощь требуется разная.

Рассмотрим первый пример—анартрия. При дизартрии и анартрии, которая встречается в основном при ДЦП и ММД, не обойтись без массажа, пассивной логопедической гимнастики и пассивной артикуляции. Ввиду того, что дети с анартрией «не чувствуют» свои мышцы (как при частичной анестезии у стоматолога), не ощущают положения артикуляционных органов, работа необходима в этих двух направлениях: усиление чувствительности с помощью массажа и создание артикуляционных укладов с последующим закреплением их. Одновременно ведётся работа по развитию артикуляционной моторики и развитию кинестетических ощущений, а также по развитию речевого дыхания. Как правило, сначала вызываются гласные звуки, но можно начинать и с согласных, если позволяют артикуляционные возможности .

В случае с алалией дело обстоит не так. Звуки, как правило, не вызываются пассивной артикуляцией , а появляются сами в процессе созревания речевых зон коры головного мозга. Чаще всего появление нового звука, слога, слова связано с яркими положительными эмоциями в жизни ребёнка. Такими же яркими эмоциями необходимо и сопроводить появление в речи новых достижений, чтобы вызвать закрепление этого успеха. Например, на ребёнка очень сильное впечатление произвело море, и он произнёс новое слово—море. Взрослый должен тут же указать ребёнку на то, что у него неожиданно появилось новое слово, обрадоваться этому от всей души, обнять и поцеловать малыша, похвалить его, попросить ещё неоднократно произнести это слово. Для того, чтобы стимулировать ребёнка к повторению того, что у него получилось, нужно создавать ситуации, в которых бы ему пришлось или захотелось это сказать. То есть, к этому морю нужно прийти ещё неоднократно, при этом эмоционально, громко спросить: «Что это???» Если ребёнок не ответит, то обязательно ответьте сами на этот вопрос. Не стоит «давить» на малыша. Заставляя его непременно говорить. Он может быть не в том настроении сейчас. Поэтому на вопрос ответьте Вы. А в следующий раз ребёнку самому захочется снова повторить слово «море». Вся соль в том, что нужно «чувствовать» ребёнка. Однако, обычно в речи алалика появляются не новые слова, а новые слоги. Именно слоги являются теми кирпичиками, из которых строится речь. Сначала это гласные звуки, потом—открытые, прямые слоги, так как их произносить легче, нежели просто согласный звук. Поэтому, при виде моря, скорее всего, возникает новый слог МО, если ребёнок делает только свои первые шаги в развитии речи. А уж потом, из имеющихся в активе слогов, складываются слова, которые заучиваются. Так происходит пополнение словаря детей-алаликов.

Очень похожим образом, методично заучивая слова, происходит формирование словаря слабослышащих детей. Но в этом случае мы не ждём, когда звуки и слоги возникнут самостоятельно, а занимаемся их постановкой с последующей автоматизацией.

Автоматизировать слог , повторяя его многократно, маленькому ребёнку обычно неинтересно. Для этого используем игровые приёмы. Например, делаем аппликацию «поезд», на вагончиках которого напечатаны изучаемые слоги. Или украшаем ёлочку шариками, на которых напечатаны слоги . Также предлагаем проговаривать слог за вознаграждение. Например, «Скажи ДА а я дам тебе счётную палочку». И так, пока ребёнок не насобирает 10 палочек. Кроме этого, начинаем использовать слоги в речи, в совместной речи. Например, взрослый читает «жили-были дед да баба». Когда ребёнку уже хорошо знакома эта фраза, взрослый делает паузу перед ДА и даёт ребёнку возможность произнести это слово самостоятельно. Точно так же действуем, когда изучаемый, недавно появившийся в речи ребёнка открытый слог является частью слова, а не самостоятельным словом, как в указанном выше случае. Например, у ребёнка в речи появился слог НА. Его можно использовать как предлог, вовлекая ребёнка в совместное повествование, так и в составе слов: паНАма, каНАва, баНАны. Вовлекаем ребёнка в совместное повествование даже тогда, когда у него в активе есть только звуки. Например. При наличии звука У можно вместе произнести паУк, Утка, Умка, страУс. Прекрасным средством для автоматизации ДУ, ЙА, ЙУ является песенка Крокодила Гены «Я играЮ на гармошке, У прохожих на виДУ. К сожаленьЮ, день рожденьЯ только раз в гоДУ…» Такой материал для автоматизации звуков и слогов, а также целых слов, можно находить сплошь и рядом—в сказках, стихах, как детских, так и взрослых, в народных и детских песнях. Смешно, но замечательным материалом для автоматизации слога ЛА является шуточная песня на украинском языке «Ты ж мене пидманула».

Помогает закреплению новых слогов, а также развитию активной речи, одновременное овладение навыком чтения. Каждый звук и каждый слог, появляющийся в речи ребёнка, целесообразно записывать на карточку и учить, проговаривая. Цель такого обучения—многократное проговаривание, автоматизация. А запоминание слога—это побочный эффект, несомненно, положительный.

Для обучения чтению и, параллельно, развития речи неговорящих детей очень хорошо, на мой взгляд, подходит букварь Резниченко. К нему идут 4 рабочие тетради, которые помогают разнообразить работу со слогом и словами. В этом букваре нет обратных, закрытых слогов, как во всех остальных букварях. Только прямой, открытый, а также изолированные согласные и гласные. А ведь именно закрытый слог произнести сложнее всего. Его не рекомендуется использовать на начальном этапе обучения речи, чтобы избежать искажений, пропусков звуков и дальнейшего закрепления этих ошибок в речи.

Не зря в программе детского дошкольного учреждения нет такого предмета, как письмо, а есть подготовка руки к письму. Предполагается, что ребёнок приходит в первый класс уже готовым к обучению письму. Но ребёнок с особенностями развития может не овладевать определёнными навыками в установленные сроки, и в 1-м классе ещё находиться на подготовительном этапе, нуждаться в развитии мелких мышц кисти, внимания, зрительно-пространственных представлений и конструктивного праксиса. Педагог начальной школы пишет карандашом буквы в рабочей тетради, чтобы ребёнок их обводил. Школьнику предлагают брать в руку ручку вместо карандаша, ибо по возрасту уже положено писать ручкой и непременно в школьной тетради. А воз и ныне там. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо разобраться, что именно не даёт вашему ребёнку овладеть навыками письма. По какой причине возникают трудности и что с этим делать? Как научить ребёнка писать? Постараемся в этом помочь, рассмотрев отдельно каждую проблему и способы её преодоления.

1. Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Пальчикам не хватает сил, чтобы держать ручку и карандаш. Ребёнок держит их неправильно, при этом движения руки не координированы. Малыш выходит за линию при письме, за контур предмета при раскрашивании.

2. Нарушена зрительно-пространственная ориентация. Ребёнок не ориентируется на листе бумаги, не может сообразить, где верхний правый угол, а где нижний левый. И, следовательно, не сможет написать, к примеру, печатную букву А, ведя линию сначала в нижний левый угол, а потом в нижний правый.

3. Дефицит внимания. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться на том, что делает. Может быть такое, что рукой ведёт линию в тетради, а глаза в этот момент смотрят совсем не туда.

4. Нарушен конструктивный праксис. При письме, чтобы получить букву, необходимо собрать воедино множество палочек-крючков. Ребёнку, который не умеет что-либо строить из конструктора, кубиков, палочек, спичек справиться с таким заданием очень сложно.

Для развития мелкой моторики и укрепления детских пальчиков используем, конечно же, пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с фасолью, горохом, другими природными сыпучими материалами.

Для развития зрительно-пространственной ориентации используются специальные «диктанты» , когда ребёнка просят положить спичку, горошинку или любую другую мелочь в правый верхний угол альбомного листа, затем в левый нижний, в центр листа и т.д. С этой же целью можно использовать и мозаику.

Существуют графические диктанты для тетрадей в клеточку, где нужно отсчитывать количество клеточек в определённом направлении, получая в результате картинку. Также полезно, держа в своей руке руку ребёнка , писать печатные буквы, проговаривая при этом направление движения ручки или карандаша. К слову, хочу заметить, что вначале ребёнок учится писать карандашом, потом ему дают гелевую ручку, не требующую нажима, и только потом—шариковую. Для развития зрительно-пространственной ориентации используют и специальные упражнения типа «закрась красным цветом флажки, повёрнутые вправо, а жёлтым--влево». Начинать учить ребёнка ориентироваться в сторонах и направлениях нужно гораздо раньше, нежели приступите к обучению письму. Сначала изучаются правые и левые конечности своего тела, потом невзначай показываем на странице книги, как пушкинский кот учёный ходит то направо, то налево.

Для развития концентрации и устойчивости внимания используются виды деятельности, которые способны на время удержать внимание каждого конкретного ребёнка. Например, наклеивание букв и цифр, попеременное чтение-наклеивание-раскрашивание. Применяют упражнение—следить за секундной стрелкой. Если у ребёнка проблемы с письмом именно из-за дефицита внимания, необходимо помогать ему, сопровождая своим голосом движение его руки. Комментируем чётко, громко, выразительно: «Палочка вверх, палочка вниз, крючок». Приучаем ребёнка к тому, чтобы после написания буквы он назвал её. Тогда он будет стараться держаться во внимании, а не машинально водить ручкой по бумаге. Если речь идёт о добукварном периоде, и малыш пишет палочки, то подсказываем ему: «Сверху вниз! Сверху вниз!» Поможет тут и такая игра. 

Сначала ребёнка просят найти нужную букву и положить её поверх такой же буквы в слове. Потом кружочек с буквой ищем и кладём внизу, под имеющейся на карточке буквой, создавая таким образом своё слово в нижнем ряду. 

Можете проверить, что при выполнении этого задания, направленного на овладение письменной речью, ребёнок отвлекаться не будет. Способствуют развитию внимания и обычные логопедические упражнения для языка--артикуляционная гимнастика.

Для развития конструктивного праксиса ребёнка ,конечно же, знакомят с разного рода конструированием, просят сложить из спичек или счётных палочек геометрическую фигуру, букву, найти на бумаге необходимые элементы для определённой буквы. Потом—соединить между собой точки. Для начала предлагаем соединить две точки, затем несколько. Заодно отрабатываем и координацию движения руки, и концентрацию внимания. Если движения очень плохо координированы , то точки сближаем постепенно, в конце концов достигая того, что они превращаются в пунктир, по которому пишется буква или её элемент. При этом , мы напоминаем ребёнку, что двигаться нужно чётко от точки к точке.

Нужно отметить, что  нарушение письменной речи, о котором мы ведём речь в этой статье, это моторная дисграфия .

И самое главное, хоть и лично моё мнение. Если ребёнок уже читает и может складывать слова из букв магнитной азбуки, то не стоит тормозить его развитие, проводя немыслимое количество времени над выписыванием букв. Сажайте его за компьютер и пусть печатает. Ведь печатание—это тоже письменная речь. Можно печатать упражнения, диктанты, письма. В конце концов, 21 век на дворе!

Альтернативные методы развития речи 

Предыдущим поколением считалось (да и сейчас иногда), что за помощью логопеда обращаются, когда нужно исправить " картавость" или " шепелявость". И сделать это нужно непременно быстро, за 1-2 посещения специалиста. Поэтому при отсутствии речи у ребёнка ждём, когда эта речь появится, вместо того, чтобы бежать к логопеду и заниматься развитием этой самой речи. А имея "кашу во рту", считаем, что стоит за несколько занятий поставить звуки, и произношение моментально станет чистым. А не тут-то было. Заниматься иногда приходится даже не месяцами, а годами. А порой и традиционные логопедические методики не в силах полностью решить проблему ребёнка. В таком случае обращаемся за помощью к нетрадиционным методам реабилитации. Уже всем известно такое понятие, как анималотерапия. Какое же влияние могут оказать животные на развитие речи ребёнка? Отвечая на этот вопрос, хочется сразу привести примеры из практики.

Неговорящий ребёнок (моторная алалия) очень здорово реагирует на всё, что сопровождается положительными эмоциями. Именно такие, эмоционально насыщенные, моменты стимулируют появление новых звуков и слогов в его речи. Однажды, принеся домой котёнка, мама услышала от своего чада долгожданное "яу-яу". На радостях завели ещё одного "мяу". Кошек назвали Филя и Люси. Вскоре вместо "яу" появились слоги ЛЯ, ЛЮ, СИ. И всё благодаря кошкам. Для неговорящего ребёнка два новых слова—клички кошек—это достижение, это уверенный шаг вперёд. Благодаря общению с лошадьми, у этого же ребёнка в лексиконе появились слова КОНЬ, КОПЫТА, КОБЫЛА, ЛОШАДЬ, И-ГО-ГО. А во время игры в мяч с дельфином было впервые произнесено слово ЛОВИ.

Ещё был случай из жизни слабослышащего ребёнка, которого учили дуть и никак не могли заинтересовать этим занятием. Помог делу хомячок, который смешно шевелился во сне, когда малыш на него дул.

Для одного ребёнка с анартрией животным-терапевтом стал волнистый попугайчик. Именно эта птичка идеально подошла данному ребёнку и стимулировала его психическое развитие, благотворно повлияла на эмоционально-волевую сферу.

Также для реабилитации особых деток применяется игро- и сказкотерапия.

- Игротерапия – это уникальный способ взаимодействия с малышом, это путь к раскрытию его «Я» и познания нашего мира. Она базируется на принципе личных достижений ребёнка, индивидуальных особенностях, присущих только этому малышу. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты, страхи и параллельно обучаться чему-то новому. Занятия могут быть как групповые, так и индивидуальные. Специальный подбор игровых материалов даёт возможность раскрыть индивидуальность малыша. В занятие входят разнообразные игры: подвижные, театрализованные, развивающие мелкую и общую моторику, релаксационные упражнения и т.д.

Что касается сказкотерапии, то мне совершенно не хочется давать научное определение. Я думаю, будет достаточно каждому из нас вспомнить свою любимую с детства сказку, вспомнить то желание подражать любимым героям, быть похожим на принцессу или принца и проанализировать, как сказки повлияли на ваше мировоззрение. А теперь, представьте, комнату со сказочными декорациями, тропинку в мир сказки, волшебные ворота исполнения желаний, масса костюмов любимых героев, которые позволяют малышу переступить за грань обычного мира и погрузится в мир сказки, полностью раскрыть себя и, конечно, без особых усилий извлечь заложенную мораль. В такой обстановке, ребёнок воспринимает сказкотерапевта не как педагога, а как проводника в сказку, воспринимает его наравне с собой, тем самым, убирая барьер ученик – учитель. Невозможно не отметить тот факт, что на занятиях также ребята учатся взаимодействовать в коллективе, появляются новые знакомства, завязывается первая дружба. Для занятия подбираются сказки по определённой тематике, как специально разработанные психологами, так и всем известные сказки Пушкина, Андерсена, русские, украинские народные. Тем самым и отличается сказкотерапия от простого чтения сказок ребёнку.

Проводя занятия по игротерапии, сказкотерапии замечаешь, как детки с различными неврозами становятся уравновешеннее, агрессия переходит в понимание и сочувствие, стереотипные движения тоже куда-то деваются, хотя бы на время занятия. Я считаю, что это не так уж и мало. Эти занятия можно посещать всем без ограничений. Почему так? Потому, что в первую очередь занятия базируются на индивидуальном подходе к ребёнку, перед тем как мы начинаем работу дети и родители проходят небольшое тестирование, по результатам которого подбирается рабочий материал, учитываются все пожелания и особенности ребёнка, как физические, так и психологические.

В своей работе я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики у детей, целый блок пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики присутствует в каждом уроке. Как известно, развитые пальчики и ручки – это прямой путь к развитию речи ребёнка. В этом на помощь приходит даже такой простой игровой материал, как мозаика, конструктор. Идеально для развития мелкой моторики подходят игрушки, изготовленные из натуральных материалов, по специальной методике М.Монтессори. Конечно, особый восторг у детей вызывают ручные куклы, пальчиковые игрушки. Ребёнок не может не обратить внимания, не вступить в речевой контакт, если к нему обращается не просто игротерапевт, а зайчик или котик. Как игротерапия, так и сказкотерапия психологически раскрепощают детей, борются с детскими страхами, устраняя тем самым речевой барьер, стирая, например, причины детского заикания. На любом занятии диалог между педагогом и ребёнком не прекращается, как речевой, так и мимический, жестовый, эмоциональный. А это всё способствует развитию речи. Улучшается слуховое внимание, слуховой контроль, развивается грамматическая структура речи, ведь дети учатся строить предложения и произносить их правильно, внятно, чтобы их поняли собеседники. Нужно отметить, что любая работа с дошкольниками по развитию речи осуществляется в форме игры, так как игровая деятельность в этом возрасте является ведущей. Во время игры происходит обогащение словаря, его активизация, идёт отработка произношения слов.

Совет родителям: не жалеть времени на наших деток, проявлять фантазию и свой творческий потенциал. Можно постараться стать для своего малыша тем же игротерапевтом, не стесняясь, не боясь, погрузится в его детский мир, тем самым наладить с ним уникальную связь взаимопонимания, взаимопомощи, искреннего интереса друг к другу. Что касается специальных игрушек и материалов, при желании некоторые из них можно заменить подручными средствами. У каждой хозяйки на кухне есть горох, есть разного размера мисочки, баночки. Вот уже первое пособие для развития мелкой моторики готово. Дома есть прищепки? Нанизывайте их на верёвочки и любые подходящие предметы. А если вспомнить детские потешки, то большинство из них направлено именно на развитие мелкой моторики, на нормализацию психологического состояния малышей, у наших предков можно многому поучиться. А самое главное, не теряйте веры, не падайте духом, однажды ваши старания вознаградятся .Это я вам говорю из личного опыта. Мне доводилось видеть счастливые лица детей и родителей, которые, не прекращая, трудились, прошли через тяжёлый путь учёбы и потом искренне радовались своим успехам. В завершении хочу процитировать французского писателя, философа-просветителя Д.Дидро: «Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются».

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми 

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми-дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.

  1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
  2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
  3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
  4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
  5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
  6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
  7. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.
  8. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
  9. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

  • Упражнения для нижней челюсти
  • Упражнения для щёк
  • Упражнения для губ
  • Упражнения для языка
  • Упражнения для мягкого нёба.

Упражнением для развития подвижности нижней челюсти, а также для устранения саливации, являются жевательные движения. Чтобы побудить ребёнка совершать их, можно предложить ему игру «Корова» (жуём траву, как корова). Нижняя челюсть также задействуется в «Весёлой зарядке» С. и Е.Железновых, когда детям под песенку предлагается стучать зубами:

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим,
И про ручки не забудем,
Пальчиками потрясём
И сначала всё начнём.

Эту песенку я использую как физкультминутку на своих занятиях. Однако одну строчку я изменила. Вместо «носиками помотаем» мы поём «язычок свой покусаем». Так, одновременно с зарядкой, ребёнок делает и самомассаж языка. Для этой же цели используются и такие слова:

Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем мы его зубами,
И опять погладим ласково зубами,
А потом похлопаем бережно губами,
И в конце погладим ласково губами.

Упражнением для щёк является одновременное и попеременное их надувание.

Существующая гимнастика для губ станет ребёнку интереснее, если каждое упражнение будет сопровождаться весёлыми стишками, предложенными З.А.Репиной и В.И.Буйко.

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы —
Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

4. «Трубочка»

Мои губы—трубочка—
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую:
Ду-ду-ду да ду-ду-ду,
Я по улице иду!

5. «Бублик»

Бублик мы изобразили—
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.

Когда ребёнок научится выполнять все упражнения для губ, будем чередовать движения.

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я.
Видишь—хобот у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка—погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка всё опять.

Наиболее сложными в артикуляционной гимнастике являются упражнения для языка.

1. «Лопаточка»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять. И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

2. «Накажу непослушный язык»

Это упражнение является расслабляющим самомассажем для языка. В обязательном порядке оно выполняется в случае, когда ребёнок не может сделать «лопатку». На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается… Ты под счёт её держи… До пяти…до десяти…

3. «Чищу зубы»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.

4. «Язык-силач»

Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Язычок у нас силач—
В зубы упирается,
Сильно напрягается,
Горкой выгибается.
Силачу пора на отдых.
Чтобы смог он полежать,
Мышцы будем расслаблять.

5. «Качели»

Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

6. «Горка»

Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.

7. «Пиала»

Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.

Язык широкий положи,
Его края приподними—
Получилась пиала,
Почти круглая она.
В рот её ты занеси
И края к зубам прижми.

8. «Вкусное варенье»

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

9. «Грибок»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка—
Шляпка на макушке.

10. «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъёма языка.

К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.

11. «Иголочка»

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.

Полезно чередовать движения языка «лопаточка--иголочка»

Язык лопаткой уложи
И спокойно подержи.
А потом—раз,два, три—
Как иголку заостри.

12. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх.

Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.

13. «Маляр»

Цель: отработать подъём языка вверх и его подвижность.

Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Проведём вперёд-назад—
Наш маляр работе рад!

14. «Ступеньки»

Цель: выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

И пошёл язык гулять,
По ступенькам шагать:
РАЗ—широким языком
Обними верхнюю губу,
ДВА—широким языком
Обними верхние зубы,
Три—язычок прыгнул
За зубы к бугорочкам
И весело попрыгал по ним
Четыре раза: д-д-д-д.

15. «Барабанщик»

Цель: укрепить мышцы кончика языка, выработать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,
Язык, кверху поднимайся, д-д, д-д-д,
Смотри — с ритма не сбивайся, д-д, д-д-д.

16. «Маятник»

Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой и левой сторон.

Влево—вправо,влево—вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

Нет необходимости выполнять все перечисленные упражнения. Они выбираются с учётом затруднений, испытываемых ребёнком. Например, если у ребёнка не выходят шипящие, следует потренироваться делать упражнение «Пиала». Если нет звука Р, нужно обратить внимание на упражнения «Лошадка», «Грибок», «Ступеньки», «Барабанщик». Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения. Вот пример такой сказки.

Сказка о Весёлом язычке

Жил-был Весёлый язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать («Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево («Маятник»). Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее («Качели»). И он так же покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками («Ступеньки»).

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать («Маляр»).

Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Д-д-д—слышалось вокруг. Д-д-д—повторял за барабаном язычок («Барабанщик»). Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался («Лошадка»).

Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуляционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы коррекционного воздействия учителя - логопеда и воспитателя с неговорящими детьми.

Приемы коррекционного воздействия учителя - логопеда  и воспитателя  с неговорящими детьми.В начале своего выступления хочу кратко сказать о том, что  группа безречевых детей неоднородн...

Советы родителям.Работа с неговорящими детьми практический материал

Практические советы и материал для родителей и начинающих специалистов по работе с неговорящими детьми...

Презентация для родителей "Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми"

В презентации родителям разъясняются основные аспекты коррекционной работы учителя-логопеда. Дана общая характеристика неговорящих детей, причины задержки речи; уровни речевого развития; задачи коррек...

6 советов по работе с неговорящими детьми над развитием понимания речи

6 советов по работе с неговорящим ребёнком над развитием понимания речи Практика показывает, что только при достаточном уровне понимания речи у ребёнка может появиться собственная речь. Известно,...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Консультация для родителей Работа с неговорящими детьми

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он всё понима...