Презентация для родителей "Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми"
презентация для интерактивной доски по развитию речи
В презентации родителям разъясняются основные аспекты коррекционной работы учителя-логопеда. Дана общая характеристика неговорящих детей, причины задержки речи; уровни речевого развития; задачи коррекционного воздействия для детей с тяжелыми формами патологии; важность комплексного подхода в коррекционной работе; и даны основные разделы непосредственно логопедичсексой коррекционной работы; делается акцент на необходимости медицинского наблюдения и сопровождения; важности работы родителей как непосредственных участников коррекционнрй работы с неговорящими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для родителей | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложность заключается в том, что внешне сходная задержка речи может быть различна по своей структуре и механизму возникновения. Задержка развития речи может наблюдаться у детей с: ♦ ОНР(общее недоразвитие речи). Неговорящие дети имеют I уровень речевого развития. Может также наблюдаться при наиболее сложных речевых патологиях: алалии, дизартрии, афазии. ♦ ДЦП (детский церебральный паралич); ♦ ЗПР (задержка психического развития); ♦ умственной отсталостью; ♦ аутизмом; ♦ нарушениями слуха и зрения. Неговорящие дети - достаточно полиморфная категория детей. Но всех их объединяет то, что они имеют стойкую задержку в развитии речи .
В речи ребенка преобладают в основном предложения из одного-двух слов. Речь бывает понятно только в конкретной ситуации в общении с близкими. Импрессивная речь ограничена. Грубые нарушения звукопроизношения. В речи больше нарушенных звуков, чем правильно произносимых. Фонематическое восприятие грубо нарушено. I уровень речевого развития. Этот уровень считается самым низким. Отсутствие общеупотребительной речи. Характерно неумение пользоваться средствами общения. Ребенок активно пользуется мимикой, жестами. Присутствуют отдельные лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы . Ребенок может использовать небольшое число глаголов и существительных, которые существенно искажены. Одним лепетным словом или звукосочетанием ребенок может называть все действия, предметы.
Чем раньше будет начата коррекционная работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия для детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе. Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход . Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Коррекционная работа с неговорящими детьми.
Комплексный подход в коррекционной работе Комплексный подход в коррекционной работе включает в себя: ♦ медицинское сопровождение, ♦ логопедическую коррекцию, ♦ организацию совместной деятельности логопеда, воспитателя, психолога, дефектолога (по показаниям), родителей; ♦ строгую организацию и соблюдение режима дня.
Обязательно обследование и наблюдение у невролога, психиатра, отоларинголога и др. специалистов по показаниям. Препараты, назначаемые специалистами, стимулируют и активизируют развитие мозга, нормализуют поведенческие и эмоциональные проблемы. Медицинское сопровождение Правильно выставленный диагноз – это правильно выстроенная коррекционная работа, как результат – положительная динамика.
♦ Развитие понимания речи ♦ Развитие самостоятельной речи ♦ Отработка элементов звучащей речи Важно отметить, все эти разделы применяются параллельно в каждом периоде работы. В коррекционной работе реализуется деятельностный подход, предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования . Игра-основная форма обучения. Последовательность реализуемых задач ♦ Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа; ♦ Уточнение , обогащение словаря; ♦ Формирование грамматического строя; ♦ Развитие связной речи; ♦ Коррекция звукопроизношения. Основные разделы логопедической работы
Подготовительный этап: Установление контакта ребёнком. Развитие сенсомоторной базы речи: ♦ общая и мелкая моторика, ♦ восприятие неречевых звуков(звучащие игрушки) Развитие психических функций: ♦ развитие произвольного внимания, ♦ развитие зрительной, кинестетической памяти. Основной этап: Главная задача : повышение речевой активности (надо добиваться того, чтобы ребёнок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания) Научить ребёнка слушать и понимать обращённую речь, рассказы и сказки, соответствующие его развитию и интересам. Приёмы работы: - Исполнение детьми детализированных поручений учителя - Рассказывание и чтение сказок и рассказов I раздел работы с неговорящими детьми– развитие понимания обращенной речи
Цель: Сформировать хотя бы самую элементарную бытовую речь. Задачи : Формирование элементарного словаря, обеспечивающего минимальное общение. Его обогащение и активизация. Формирование элементарных лексико-грамматических категорий. Развитие элементарных навыков связной речи Приёмы работы: - игра, включающая в себя отдельные слова и восклицания - совместное рассматривание картин На этом этапе полезно многократное индивидуальное повторение слова. Для лучшего запоминания слова даём его в различных ситуациях, воздействуем на все анализаторы, применяем наиболее впечатляющие приёмы. Принципы формирования начального лексикограмматического компонента: - Принцип фонетической доступности (Уточнение и автоматизация звуков раннего онтогенеза). - Лексико-тематический принцип. II раздел – работа над развитием самостоятельной речи
Основные виды работ по отработке элементов звучащей речи: ♦ постановка дыхания; ♦ уточнение произношения имеющихся звуков, в дальнейшем работа по постановке отсутствующих; ♦ упражнение в подражании простейшим элементам речи . Уточняется : ♦ дифференцированное восприятие и обозначение цвета, формы, размера; ♦ представление о количестве, о явлениях окружающего растительного и животного мира; ♦ развиваются элементарные обобщения; ♦ развитие произвольной памяти, внимания, процессов анализа, синтеза на уровне практической деятельности. Ш раздел – отработка элементов звучащей речи
Онтогенетический принцип коррекционной работы предполагает, что мы начинаем работу с того уровня, на котором находится ребенок (в речи и в мышлении). Мышление человека проходит три последовательных этапа : - предметно-действенное (формируется первым); - наглядно-образное; - абстрактно-логическое (формируется последним) мышление. Основной дидактический материал логопедов – картинки и пособия, они хорошо помогают в работе с детьми, уже находящимися на 2 уровне мышления (наглядно-образном). А неговорящие (или плохо говорящие) дети с алалией находятся на 1 уровне мышления (предметно-действенном). Поэтому логопеду в своей работе нужно опуститься на уровень ниже – и начать с ребенком рисовать, лепить, играть, оречевляя действия. Совместная деятельность ребенка с мамой дома (мытье посуды, уборка и т.д.) с оречевлением помогает набирать первые слова и формировать первые фразы: - в начале работы со словом мы на занятиях только начинаем изучать, а появляются они уже дома в реальной ситуации; - позже мы закрепляем изученные слова дома после занятия (у детей с алалией процесс закрепления занимает больше времени); - в дальнейшем многие предметы и понятия родители изучают самостоятельно, по образцу наших занятий.
Включение родителей на правах участников в коррекционно-образовательный процесс обязательно!!! Основные задачи родителей: - закрепление навыков, усвоенных детьми на занятиях; -создание необходимого эмоционального фона как основы для формирования общения; -развитие личностных качеств дошкольника – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Ведь вся основная работа по закреплению новых знаний и умений ложится на вас дома. Того, что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите пожалуйста в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе. Все, что я вам рассказала, касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя .
Больше половины предметов, действий, которые требуются ребенку с алалией (в жизни, уже сейчас) находятся дома. Поэтому когда мама или папа научают ребенка пользоваться словами, которые нужны ему много раз в день, это запоминается намного быстрее и радует ребенка (он назвал и сразу получил желаемое). Дальше проявляется «эффект лавины» - каждое слово ускоряет появление следующего слова. Поэтому это основной вид работы родителей в комплексном подходе при коррекции алалии до самого конца. Мытье посуды, стирка, приготовление пищи, накрывание на стол, одевание, умывание и т.д. – это то, что ребенок видит и делает каждый день, и оречевляя эту деятельность, мы набираем словарь. Чаще всего это делает мама, хотя и папы справляются не хуже. Только нужно учесть, что домашние дела с оречевлением будут занимать в 2 раза больше времени. Совместная домашняя деятельность с оречевлением (работа родителей).
В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка! Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность сп...
использование методов арт-терапии в коррекционной работе с неговорящими детьми
методы арт-терапии в коррекционной работе...
Теоретичекое сообщение " методика работы с неговорящими детьми (общие аспекты)"
Методика работы с неговорящими детьми (общие аспекты)...
Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в аспекте коррекционной работы со слабовидящими детьми»
Консультация для педагогов ...
Направления в коррекционной работе с неговорящими детьми
В статье изложены основные нарвления в коррекционной работе с неговорящими детьми в условиях лекотеки....
Коррекционная работа с неговорящими детьми с РАС
Чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка, мы должны помнить, что отсутствие или задержка развития его экспрессивной речи вызвана общим нарушением коммуникации, уходом от контакта и погружен...
Методика коррекционной работы с неговорящими детьми
Основные направления коррекционной работы с неговорящими детьми...