Приемы коррекционного воздействия учителя - логопеда и воспитателя с неговорящими детьми.
методическая разработка по логопедии

Приемы коррекционного воздействия учителя - логопеда  и воспитателя  с неговорящими детьми.

В начале своего выступления хочу кратко сказать о том, что  группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития,  интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.

В моей практике были дети с моторной алалией. 

Слайд.

На начальном этапе работы стараюсь с ребенком установить контакт. На первых порах не требую речевой активности. В кабинете на столе,  на полочках выкладываю яркие игрушки, чтобы они привлекали внимание ребенка.

Слайд.

Работа ведется по нескольким направлениям:

  • Развитие понимания речи, простейших инструкций.

Основной задачей первого этапа  является развитие понимания простых просьб, обращений к ребенку. (Дай ручку, покажи носик). Прошу ребенка: «Покажи, где мишка, Где мышка?.. Играем в безречевые игры по подражанию. Ребенок выполняет простые движения по просьбе (встань, подойди, возьми). Покачай зайку, прокати машинку, подними мяч...В случае с неговорящими детьми стараюсь  не отпугнуть их настойчивым "скажи".

Слайд

  • Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка.

Провожу  игры: «Где что лежало?» «Кто поменялся местами?», «Кого, чего не стало?».  Оречевляю все жестовые реакции ребёнка. (Правильно, зайчик  поменялся местами с лисой). Создаю естественные бытовые ситуации,  в которых  отрабатываем вопросы «Чем моет?»«Что моет?»(водой, мылом, лицо, руки), «Чем играет?»«На чём играет?»(куклой, мячом, на барабане, дудочке). «Чем ест?», «Что ест?» (ложкой, вилкой, суп, кашу)«Чем режет?»«Что режет?».

Слайд .

  •  Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?).

Вызывание любых звукоподражаний. Это очень ответственный момент. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому стараюсь создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторяю одни и теже звукосочетания неоднократно). Для этого использую книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля). Ребёнок подражает крикам животных и птиц«Ам»«Ко – ко»и т. п. Постепенно цепочку этих звукоподражаний удлиняю до 3-4 слогов«ам-ам-ам»«ко-ко-ко». Провожу игры:  «Угадай, кто кричит?»(МУ, БЕ, АВ, Мяу, уа, ау).«Громко - тихо».

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, начинаю с развития подражания вообще«Сделай, как я делаю».

Слайд.

Стимулирование выполнения отражённых действий.  Учу  подражать действиям с предметами (игра в мяч). Провожу игры: «Полетели, как птички»«Постоим на одной ножке».  Цель- научить подражать движениям рук, ног, головы. Свои действия сопровождаю словами. В игре весь текст произношу сама, а ребенок выполняет действия и подключаются к воспроизведению звукоподражаний. Фиксирую внимание ребенка на положении органов артикуляции. Каждое звукоподражание произносится на одном выдохе, после каждого пауза. Произношение каждого звукокомплекса сопровождается соответствующим количеством, хлопков.
Слайд .

 Последовательность включения гласных и согласных определяется лёгкостью произношения и анализа кинестетических ощущений.    Примерная последовательность:

  • гласные (а,о,у);
  • губные (п,пь,б,бь,м,мь);
  • переднеязычные ([т], [т'], [д], [д'], [н], [н']);
  • губно- зубные (ф], [ф'], [в], [в']);
  • заднеязычние (к], [к'], [г], [г'], [х], [х'].);
  • свистящие (с, сь,з, зь, ц);
  • шипящие (ш, ж);
  • соноры (л, ль, р,рь).

Слоговые упражнения провожу с одним звуком на протяжении нескольких занятий, а затем включаю  другой согласный звук. Далее включаю слоги с контрастными по произношению согласными (ба, па).

На данном уровне развития речи не  исправляю звукопроизношение. Но на данном этапе работы желательно, чтобы ребенок произносил все гласные, кроме звука –ы. И желательно, чтобы согласные      М,П, Б, Т (Д) не замещались гласными другого места образования, например звуком –к. Все согласные могут оставаться недифференцированными на мягкие и твёрдые, глухие и звонкие. Но уже на этом этапе становления речи  обращаю особое внимание на наличие звука [й]. Этот звук может быть легко вызван по подражанию: ой, ай, эй.   Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Когда ребенок научился звукоподражанию,  применяю задания, направленные на умение выражать желания словесно однословным или двухсловным предложением.

Слайд

Задание 1. Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.

Задание 2. Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.

Задание 3. Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.

Слайд.

  • Работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием.

Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков:а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г,  и звукоподражаниями (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).

Слайд.

  • Развитие сенсорной базы.(Цвет - красный, желтый, зеленый, синий, затем – оранжевый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый; форма, размер, количество).
  • Слайд.
  • Стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

Слайд

К концу первого этапа работы:

  • дети могут в пассиве соотносить  предметы и действия с их словесным обозначением;
  •  у детей пассивный словарь состоит из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица;
  •   у детей появляется потребность подражать слову взрослого.

2 этап. Обогащение словарного запаса у детей и его активизация.

В процессе проведения занятий с детьми  последовательно формируется активное отношение ребёнка к языковой действительности. Дети начинают использовать начатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность.

Задача  2 этапа - расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;

Одним из подходов коррекции речи у детей является сказкотерапия.
               Слайд

Сказкотерапия может проводиться в разных вариантах. Постановку  сказки  осуществляю с помощью кукол. «Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Каждое действие сопровождается речью.

Слайд

Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается  для детей: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.

Речевое дыхание.

Игра: «Колобок» (по сказке:«Колобок»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Также используются игры и упражнения  по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

Развитие речи проходит поэтапно: (Слайд)

  • звукоподражание;
  • договаривание отдельных слов во фразе;
  • произнесение отдельных фраз сказочных героев;
  •  повторение, составление простых фраз;
  •  рассказывание сказки;
  • «Назови сказки, где есть дед, бабка…..»;
  • «Из какой сказки фраза?»
  • «Назови сказку по предмету» (например, яблоко:«Гуси – лебеди»,  «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)
  • «Отгадай сказку по отрывку»

Основные методические приемы сказкотерапии в  коррекции речи у неговорящих  детей.

  • совместное рассказывание сказки;
  • работа с рисуночной схемой сказки;
  • рисование сказки;
  • артикуляционная гимнастика.

Провожу артикуляционную гимнастику с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу приписывается определенное движение органов, принимающих в артикуляции, ярко его характеризующие. Комплекс артикуляционной гимнастики по сказке репка.

Слайд.

  1. Дед – надуть щечки.
  2. Баба – вытянуть губы «трубочкой».
  3. Внучка – растянуть губы в улыбке.
  4. Жучка – высунуть язык.
  5. Кошка – облизать губы языком.
  6. Мышка – упражнение «Заборчик.

Сказкотерапия помогает ребенку расслабиться, снимает психическое напряжение, активизирует внимание, способствует игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов.

 Слайд Вывод. Сказкотерапия обеспечивает:

  1. Взаимосвязь изучения родного языка с развитием речевых и творческих способностей детей, умение слушать, говорить ,
  2. Повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее умственному и речевому развитию.
  3. Расширение и уточнение представления об окружающем мире.
  4. Развитие фонематического слуха, общей и мелкой моторики.
  5. Обогащение словаря , развитие связной речи у детей и грамматического строя.

Слайд

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

Считаю, что  такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_abakan_2018_gotovyy_-_kop.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика уровня речевого развития у детей с моторной алалией Речь отсутствует или наблюдаются её элементы. Дети пользуются для общения лепетными словами , звукоподражаниями или искажёнными формами слов. Наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи. Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие. Не умеют в речи выражать словоформы, пользуются морфемами. Нет связной речи.

Слайд 2

Развитие понимания речи, простейших инструкций « Дай ручку»; «Покажи носик; «Покажи, где мишка, Где мышка?»; «Покачай зайку»; «Прокати машинку»; «Подними мяч».

Слайд 3

Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка «Где что лежало?»; «Кто поменялся местами?»; «Кого, чего не стало?»; «Чем моет?», «Что моет?; «Чем играет?»; «На чём играет?»; «Чем ест?»; «Что ест?»

Слайд 4

Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса «Кто как кричит?» «Что это?»; «Кто это?»; «Громко - тихо».

Слайд 10

«Сделай как я» «Покажи, как зайчик прыгает» «Построй ворота» «Построй башню» «Опусти шарик в коробку» «Спрячь шарик в ладошках» «Почтовый ящик» Игра с мячом по показу взрослого. Подражание движениям рук, ног , головы, плеч. Сбор матрёшки «Чудесный мешочек» Складывание парных предметов, игрушек.

Слайд 11

Последовательность включения гласных и согласных звуков: гласные- А,О,У,И; губные – П,ПЬ,Б,БЬ,М,МЬ; переднеязычные – Т,ТЬ,Д,ДЬ,Н,НЬ; губно-зубные – Ф,ФЬ,В,ВЬ; заднеязычные – К,КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ; свистящие – С,СЬ,З,ЗЬ,Ц; шипящие – Ш,Ж; соноры- Л,ЛЬ,Р,РЬ.

Слайд 12

Задания, направленные на умение выражать желания словесно. Назвать свои игрушки , знакомые предметы. Назвать предметные картинки отражённо за педагогом, затем самостоятельно. Назвать слова отражённо и сопряжёно за педагогом сохраняя ударение. .

Слайд 13

Работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием . Звуки: а, у, о, и, э; м, п, б, ф, в, к, г, и. Звукоподражания: ау, уа, иа, э-э-э; ммуу, п-п-п, фф-уу; в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).

Слайд 14

Развитие сенсорной базы

Слайд 15

Стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти

Слайд 16

К концу первого этапа работы: дети могут в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением; у детей пассивный словарь состоит из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; у детей появляется потребность подражать слову взрослого.

Слайд 17

Работа воспитателя с неговорящими детьми Установление эмоционального контакта Никакой речевой отдачи на первых порах Постоянное проговаривание педагогом своих действий Привлечение тактильных, зрительных, слуховых анализаторов Все обучение происходит в игровой форме, исходит «от ребенка» Ребенок не знает что его «учат»

Слайд 18

Сказкотерапия

Слайд 19

Использование сказки для развития понимания речи, расширения пассивного словаря

Слайд 20

Использование сказки для развития слухового внимания

Слайд 21

Использование сказкотерапии для обучения умению повышать и понижать силу голоса

Слайд 22

Использование сказкотерапии для развития речевого дыхания

Слайд 23

Сказкотерапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя – дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г.ж. с сочетанной патологией (нарушение речи и зрения).

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5г.ж. с сочетанной патологией ( нарушение зрения и речи)...

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя – дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г.ж. с сочетанной патологией (нарушение речи и зрения).

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5г.ж. с сочетанной патологией ( нарушение зрения и речи)...

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

Консультация для воспитателей: "Коррекционная работа в ДОУ с неговорящими детьми"

В данной статье раскрываются основыные принципы общения педагогов с неговорящими детьми. Даны рекомендации для воспитателей по использованию игр и упражнений в коррекционной работе с неговорящими деть...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...