Непосредственно - образовательная деятельность раздел «Музыка» "Возвращение птиц"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пугачёва Наталья Владимировна

НОД раздел "Музыка"  по теме "Возвращение птиц" предназначена для детей старшей группы с тяжёлым нарушением речи. В структуру занятия входят логоритмические упражнения. По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей.

                

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvrashchenie_ptits.docx88.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 3 «Петушок», корпус 2

городского округа Стрежевой»

636782, Томская область, г. Стрежевой,  3 мкр.,  д.326, E-mail: petushok2@guostrj.ru,

тел/факс  (382-59)  5-44-60, те л. (382-59)  5-44-59, ИНН\КПП 7022010100\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1

Непосредственно - образовательная деятельность

раздел «Музыка»

"Возвращение птиц"

для детей старшей группы с тяжёлым нарушением речи.

                 

Подготовила:

музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Наталья Владимировна Пугачева.

2018г.

Пояснительная записка.

          В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста-логопеда. Такую помощь, в условиях детского сада можно оказать на музыкальных занятиях, в структуру, которых входят логоритмические упражнения.

  • Профиль ребёнка с ОВЗ:
  • в старшей группе компенсирующей направленности все дети (12 человек) относятся к категории воспитанников с тяжёлым нарушением речи;

  • Особенности воспитанников из протокола ПМПК:
  • речевое заключение: ОНР I-III уровней с отягощённым медицинским анамнезом. Для всех детей нужен охранительный педагогический режим. В возрастной группе занятие составляет 20 минут.

  • Используемые программы в соответствии с ФГОС ДО:
  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе),
  • комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В. Нищева),  
  • парциальная программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста (старшая группа) «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева),
  • диагностика педагогического процесса в старшей группе (Н.В. Верещагина).

Тема: "Возвращение птиц".

Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Поэтому в этот сезон у детей есть возможность наблюдать за изменениями в природе, углубляя и пополняя свои знания об окружающем мире. Через образовательную деятельность можно показать детям яркость, красоту весенних явлений, сформировать эмоционально - положительное отношение ребенка к природе. Данное занятие позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие:

  • умение взаимодействовать с людьми, согласовывать действия с

          другими для достижения общей цели,

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками

          в процессе коллективного решения познавательных задач,

  • создавать условия для воспитания чувства любви к родной природе.

                                                                                                                                                                Речевое развитие:

  • расширять словарный запас,
  • развивать умение детей координировать речь и движение,
  • развивать выразительное чтение стихотворений.

Познавательное развитие:

  • умение видеть прекрасное в природе и отражение её в произведениях

          искусства;

  • развивать образно-логическое мышление;
  • закреплять знания о сезонных изменениях в природе, перелётных и

          зимующих птиц.

  • закреплять знания о составе чисел, арифметических действий

          сложения и вычитания.

Художественно эстетическое развитие:

  • развивать слуховое внимание,
  • развивать эмоциональную отзывчивость на инструментальную

          классическую музыку,

  • развивать чувство ритма,
  • упражнять в различных видах движений под музыку,
  • развивать навыки чистого интонирования, выразительного исполнения

          песен.

Физическое развитие:

  • развивать двигательную активность детей,
  • развивать координацию при выполнении основных движений,

          движений пальцев рук, дыхательных и артикуляционных движений.

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • принцип непрерывности (занятие построено на основе совместных

          действий воспитателя и детей),

  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес),
  • принцип доступности (соответствие возрастным особенностям),
  • принцип психологической комфортности.

Для достижения цели были использованы:

 

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • словесный,
  • наглядно-слуховой,
  • метод анализа и сравнения,
  • практический.

Технологии:

  • игровые элементы;
  • социально-личностного развития;
  • здоровьесберегающие;
  • информационно-коммуникативные;
  • индивидуализация психолого-педагогического взаимодействия.

Предпосылки формирования универсальных учебных действий:

Познавательных:

расширение кругозора дошкольников,

- формирование умения делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивных:

учиться работать по предложенному педагогом сценарию,

- принимать образовательную или творческую задачу,

- осознавать и управлять своими эмоциями,

- умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает

  взрослый, или слушая музыку.

Коммуникативных:

слушать и понимать речь других,

- умение вести монолог, отвечать на вопросы,

- умение взаимодействовать со взрослыми; 

- развивать умение сотрудничества со сверстниками в движениях, пении,

  игре в оркестре.

Дидактическая структура занятия:

  • фронтальное музыкальное тематическое занятие в старшей группе «Возвращение птиц» длительностью 20 минут,
  • тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков,
  • содержание занятия основывается на ранее изученном материале.

Предварительная работа: наблюдение на улице за изменениями в природе; знакомство с картинами «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова; чтение рассказов и разучивание песен, стихотворений, закличек о весне; разучивание танцевальных движений, пальчиковых и общеразвивающих упражнений.

Раздаточный материал: маски-ободки перелетных птиц (грач, скворец, журавль, гусь, утка) и зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, синица, голубь, дятел); деревянные инструменты (деревянные палочки, коробочка, деревянные ложки).

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, фортепиано, музыкальный центр, слайдовая презентация.

Технологическая карта занятия

Этапы

занятия

Деятельность

педагога

Деятельность обучающегося

Результаты

Вводная

часть

(организа

ционный

и мотиваци

онный момент).

[2 слайд – зимняя картинка.] Педагог на слайде нажимает на . Во время бега педагог обращает внимание на прямую осанку детей и построения в круг.

Дети лёгким бегом входят в зал под звучание пьесы «Серенада» Ф. Шуберта и строятся в круг.

Организация      направленного внимания.

Педагог обращает внимание на положение рук и ног детей и предлагает поздороваться песенкой. На фортепиано играет педагог, дети поют и выполняют движения по тексту песни.

Дети слушают педагога.  Приветствуют педагога улыбкой и веселым и слаженным пением «Добрый день» муз.

И. Меньших

В этот чудесный,   (поочерёдно ставят руки на пояс)

Добрый день, (2 хлопка, шлепок по коленям)

Дружно здороваться,     (поочерёдно ставят руки на пояс).

Нам не лень!                   (выполняют три притопа ногами)

Руки протягивай,         (поочерёдно протягивают вперёд руки ладонями вверх)             

Не зевай,                 (сомкнуть руки в «замок» перед грудью)

Песню весёлую,            (поочерёдно ставят руки на пояс)

Запевай.  (3 хлопка)

Снятие психологи

ческой закрепощён

ности, создание положитель

ного эмоциональ

ного заряда, побуждение к творчеству.

Овладение детьми навыками культуры общения – разными формами приветствия.

Основная

часть.

Педагог загадывает загадку М. Картушиной:

Педагог. Побежали ручейки, снег на солнце тает,

Стали теплыми деньки, когда это бывает? (ответы детей) 

Педагог. Правильно, весной.                    Давайте почитаем стихи о весне громко, выразительно.

 

Дети слушают педагога и отгадывают загадку о весне. Дети читают стихотворения.

1.Ожила вокруг природа, пробудившись ото сна, С голубого небосвода с солнцем к нам пришла весна.

2.Ветерком дохнула чистым, пыль с дороги убрала. Брызнув дождичком искристым, не закончила дела.

3.Подарив весенней краски всей листве во всех лесах. Растворилась словно в сказке, в звонких птичьих голосах.

(Н. Чанчикова)

Привлечение направленно

го внимания.
Внутренняя мотивация на деятельность.

Участие в диалоге, в выразитель

ном исполнении стихотворе

ний.

Актуализация

имеющихся

знаний и

представлений

о признаках

весны.

Педагог. Вот только Весна в дороге задержалась, в лес не пришла. Надо птиц  позвать, чтобы они указали Весне дорогу.

Сотрудничество с педагогом. Дети исполняют  закличку «Весну красную несите» Л. А. Ефросининой. 

Синички-сестрички                          Чечётки-тётки. (Покачивают руками, сложенными «полочкой»).

Кулички-мужички                            Скворцы-молодцы.

(Вытягивают прямые руки вперед).                                

Из-за моря к нам летите,                  

Весну красную несите!

(Машут двумя руками над головой).                            

Развитие слухового

внимания, выразитель  ного

исполнения

четверости

шия, координации речи и движения рук.  Укрепление мышц речевого аппарата.

Педагог. Не слышат нас птицы. Придется, ребята, нам с вами Весну до леса проводить. (педагог встаёт с детьми в круг и выполняет движения)

Дети выполняют упражнения «Отправляется отряд» М. Картушиной

Отправляется отряд                          

Наших храбрых дошколят. (Шаг марша)             

На носочках мы шагаем,                    

На цветы не наступаем.                    

(Ходьба на носках)

Чтобы не промокли ножки, Мы поскачем по дорожке. (Поскоки)

Мы на пяточках пойдем                    

И лопаточки сведем.

(Ходьба на пятках, руки сцеплены сзади в «замок»)

Мы галопом побежали                      

И нисколько не устали.

(Боковой галоп)

Мы присядем, а потом                      

Под кустами ход найдем.

(Ходьба в приседе)

Вот как славно мы гуляем, руки дружно поднимаем, (Спокойная ходьба с подъёмом рук вверх) Руки в стороны,

к плечам. (руки стороны, к плечам)

Пора остановиться нам.        

Снятие напряжения,

эмоциональная и

физическая разрядка.                        Стимулирова

ние образных движений в соответствии

с текстом.  

Координация

речи и

движений.  

Умение взаимодей

ствовать в коллективе.

 

Педагог. Тише, кто-то идет в наш лес.

[3 слайд – весенняя картинка.]

Звучит музыка на фоне пения птиц. В зал входит воспитатель в костюме Весны.

Дети обращают внимание на появление Весны.

Развитие внимания.

Создание

радостного

настроения.

Весна. Здравствуйте, люди добрые! Вы меня, Весну, встречайте, песни, пляски начинайте!

(педагог делает установку исполнения)

Педагог.  Поём выразительно, лёгким звуком, чётко произносим слова и не забываем правильно брать дыхание.

(воспитатель встаёт с детьми в круг и выполняет движения)

Дети исполняют хоровод «Веснянка» украинская народная песня.

1.Ой, бежит ручьём вода –Нет ни снега, нет ни льда. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Ой, вода! Ой, вода!  (Топают 2 раза правой и левой ногой)

Нет ни снега, нет ни льда.  2 раза. (Разбегаются назад. На повторение притопы и                                                                      возвращаются на свои места)

2. Прилетели журавли

И соловушки малы. (Бегут по кругу, раскрыв руки в стороны)

Журавли, журавли

И соловушки малы.

2 раза (Движения повторяются)

3. Мы весняночку поём.

Весну красную зовём.

(Выполняют «ковырялочку»)                               

Ой, поём! Ой, поём!

Весну красную зовём.

2 раза (Движения повторяются)

Развитие слухового и зрительного

внимания,

положитель

ных эмоций.

Умение взаи

модействовать со сверстника

ми. Развитие умения детей согласовывать движения с характером музыкального произведения. Развитие

навыка ритмичного и синхронного исполнения движений в сочетании с чётким исполнением текста.  Воспитание доброжела

тельных взаимоотно

шений между сверстниками в процессе коллективного исполнения.

Весна. А вы, ребята, кормите зимой птиц? (ответы детей) Тогда расскажите и покажите.

Дети слушают педагога и отвечают на вопрос.

Развитие

внимания и сосредоточен ности.

[4 слайд – птицы зимой.]

Педагог показывает движения вместе с детьми.

Дети обращают внимание на появление красочной картинки на экране. Дети показывают пальчиковую гимнастику «Я зимой кормлю всех птиц».

Я зимой кормлю всех птиц – (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Голубей, ворон, синиц,                    

Воробьев и снегирей –

(Загибают пальцы на руке, перечисляя птиц)                       

Вот кормушка у дверей.                    (Показывают крышу домика)

Дам им булки, пшенной каши,        

Дам зерна им, семена.

(Разгибают пальцы на руке, перечисляя корм)

А синице дам я сало,                         (Показывают большой палец)

Пусть клюет его она.         (Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения).

Умение взаимодей

ствовать со сверстниками, согласовывать действия с другими для достижения общей цели.

Практическое применение образных движений для активизации артикуляцион

ной и мелкой пальчиковой моторики.

Совместное действие педагога с детьми.

Снятие напряжения, эмоциональная разрядка.

Весна.  Я, Веснушка-весна, птиц с собою принесла. На экран вы взгляните и птичек всех мне назовите.

Дети слушают педагога.

Сотрудничество с педагогом.

Развитие концентриро

ванного внимания.

[5 – 9 слайды – зимующие птицы.] (воробей, ворона, сорока, синица, дятел)

Педагог.   Ребята, какой звук издаёт дятел? (ответы детей) Правильно, деревянный, давайте исполним песню об этой птичке и озвучим стук на деревянных инструментах

(педагог и воспитатель раздают детям деревянные инструменты, воспитатель играет вместе с детьми).

Дети обращают внимание на экран, слушают, проявляют интерес. Со сменой слайдов дети рассматривают анимации, слушают пение птиц и называют их. Дети отвечают на вопросы педагога.  Дети исполняют песню «Дятел» муз. Н. Леви, сл. А. Фаткина.

Тук, тук, тук-тук-тук.

Мы в лесу слыхали стук.

Тук, тук, тук-тук-тук –

Это дятел сел на сук.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук, тук, тук. 2 раза

Смена вида деятельности. Умение видеть и слышать прекрасное в природе.

Умение распознавать изученные объекты.

Развитие чувства ритма, умение правильно передавать ритмический рисунок песни.

Весна. Как называются птицы, которые живут в нашей местности круглый год? (ответы детей) Правильно, зимующие. А теперь, давайте рассмотрим и назовём других птиц. 

Сотрудничество с педагогом.

Расширение кругозора.

[10 – 14 слайды – перелётные птицы.]  

(грач, скворец, утка, журавль, ласточка)

Весна. Как называются птицы, которые по осени улетают в тёплые края? (ответы детей) Правильно, перелётные. А сейчас мы поиграем в игру «Кто лишний?»

Со сменой слайдов дети рассматривают анимации, слушают пение птиц и называют их. Дети отвечают на вопросы педагога.  

Умение распознавать изученные объекты. Пробуждение в детях положитель

ных эмоций

от просмотра. Любознательность и

активность.

[15 – 16 слайды – игра «Кто лишний?»]  

Воспитатель предлагает перечислить птиц, изображённых на слайде и выбрать лишний объект. Педагог щелчком мыши наводит на тот объект, который выбрали дети.

Дети концентрируют своё внимание на экран, проявляют интерес.

Сотрудничество с педагогом.  Дети участвуют в коллективной игре, находят правильный ответ.

Умение различать и называть лишний объект, используя ранее полученные знания о зимующих и перелётных птицах.

[17 слайд – весенний лес с птицами.]

Весна.  Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. А теперь, давайте разделимся на 2 команды, оденем маски и поиграем в игру «Зимующие и перелётные птицы». 

Дети подходят к столику и одевают маски зимующих и перелётных птиц. Дети играют в игру «Зимующие и перелётные птицы»

М. Картушиной.

Дети образуют 2 круга, взявшись за руки, идут под песню:

Утки, гуси, журавли, жаворонки, кулики.

Из-за моря прилетали, а их дома поджидали.

Воро́ны - караконы, сороки-белобоки,

Воробьи, синицы — Зимующие птицы.

На 2ч. музыки дети - «птицы» «летают» по залу в свободном направлении, на окончание музыки дети встают в 2 круга. Побеждает команда, быстрее построившаяся.

Развитие эмоциональ

ной

отзывчивости

 на музыку, положитель

ных эмоций.

Развитие двигательной активности

детей.

Умение взаимодейст

вовать с людьми, согласовывать действия с другими для достижения общей цели,

реагировать на смену частей музыки.

[18 слайд – схема упражнений.]

Весна.  Прилетели птицы из южных стран, рады, что на родину вернулись. Покажем, дети, как они летают, как крылья разминают.

Дети обращают внимание на экран и                выполняют комплекс общеразвивающих упражнений «Птички» М. Картушиной.  Птички клювик поднимают.          (Поднимают и опускают голову)

Птички крылья расправляют.        (Поднимают и опускают прямые руки)

Птички зернышки клюют.             (Приседают и стучат указательными пальцами по полу)

Птички песенки поют.                   (Поворачиваются вправо и влево, взмахивая руками и произносят                                                      «Тень-тень»)

Птички ножки разминают.            (Поочередно поднимают ноги, сгибая колени)

Птички прыгают, летают,            

(Прыжки на двух ногах)

Воздух носиком вдыхают.            (Медленно поднимают руки — вдох, опускают — выдох)

Стимулирова

ние образных

движений в      

соответствии

с текстом.

Весна.  Будем думать, не «спать. Будем птичек мы считать.

[19 - 21 слайды – задачи.]

Воспитатель зачитывает математические задачи М. Картушиной. Педагог поочерёдно щелчком мышки переключает каждую прочитанную строку в задачке.

Дети обращают внимание на экран и решают задачи.

1.Рано утром три грача поругались сгоряча.

Прилетели три сороки, три сороки-белобоки,

И сказали: «Не деритесь, а скорее помиритесь».                                                                             «Чем скандалить и кричать, лучше птичек                                                                                                        сосчитать!»

Сколько птиц на ветки село? (3+3=6)

2.Пять голубей  на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите, мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей? (5-2=3)

3.Три воробья на березе сидят,

Четыре сойки на елке галдят,

Пара синичек на клене скучает.

Сколько же птичек? Кто сосчитает? (3+4+2=9)

Привлечение направленного

внимания.

Воспитание

доброжелательных взаимоотноше

ний между сверстниками в процессе коллективного решения математических задач.

Умение выполнять арифметические действия на вычитание и сложение чисел.

[22 слайд – весенняя полянка.]

Педагог.  Молодцы, ребята. Все вместе дружно справились с задачками.

Сотрудничество с педагогом.

Оценка деятельности детей.

Создание эмоции радости.

Заключи

тельная часть.

Рефлексия.

Совместное подведение итогов.

Педагог. Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? (ответы детей) Мне сегодня было очень интересно с вами. Вы все хорошо работали, и я хочу подарить вам книжку с картинками о весне, которые вы можете раскрасить в группе.

Участвуют в коллективном обсуждении. Слушают друг друга.

Развитие положительных эмоций при обсуждении.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Закрепление

полученных и

имеющихся знаний. Поощрение.

Педагог поет восходящий пятиступенный звукоряд: «До свидания, ребята!».

Весна. А теперь с хорошим настроением, как «Птицы» мы возвращаемся в группу.

Дети отвечают, пропевая по звукам нисходящего тонического трезвучия: «До свидания!».

 Лёгким бегом друг за другом «как птицы» покидают музыкальный зал.

Формирование звуковысотно

го слуха.

Получение эмоционально – позитивного настроения.

[23 слайд – интернет-ресурсы.]

Использованные материалы:

  • М.Ю. Картушина «Интегрированные занятия для детей 5-7 лет», издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2009год,
  • И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий  с аудиоприложением (старшая группа), С.-Пб.,И: «Композитор», 2008 год,
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие. –ООО «ТЦ Сфера», 2007 год,
  • Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет), СПБ., издательство «Детство-ПРЕСС», 2007 год.


Управляющие кнопки в презентации:

  • переход обратно на слайд №15

переход обратно на слайд №16

   звук                                                                                                                          24 слайд – молодцы, ребята                                                                                                25 слайд – ответ неверный                                                                                            26 слайд – ответ неверный                                                                                            27 слайд – ответ неверный                                                                                                   28 слайд – ответ неверный                                                                                                 29 слайд – ответ неверный                                                                                                           30 слайд - молодцы, ребята


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация" Творческое сочинения из сказок "Салат из сказок"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"Звук "Ш"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация""Осень"...

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе

Цель: Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе....