Ортопедические дорожки для развития речи дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Соколова Елена Владимировна

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям  необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с традиционным и нетрадиционным  материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактическое  пособие « ортопедические  коврики», да коврики ортопедические, их используют для коррекции плоскостопия. Но мы их используем еще для индивидуальных и подгрупповых занятий по  развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ortopedicheskie_dorozhki.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «Ортопедических ковриков» для развития речи.

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям  необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с традиционным и нетрадиционным  материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактическое  пособие « ортопедические  коврики», да коврики ортопедические, их используют для коррекции плоскостопия. Но мы их используем еще для индивидуальных и подгрупповых занятий по  развитию речи. Одно другому не мешает.

Он и выглядят в виде модульных квадратов, которые можно соединять между собой.

1.Вариант первой игры: пальчиковые игры.

«Поляна»(пальчиковая гимнастика)

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

Прыгаем всеми пальцами

по коврику

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Прокатываем ладони от

основания к кончикам пальцев.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

«Допрыгать» и лечь» ладонями на

коврик.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Ладони ползут, как змеи

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Ладони поочерёдно гладят коврик.

Шла медведица спросонок,

А за нею – медвежонок.

«Переступаем» ребром ладони – как косолапый мишка

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.

2-е и 3-е пальцы «идут»

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать.

Кисти раскрываются, как книжки, ладонями вверх.

Всё! тетрадочки убрали

И за столы побежали.

2-е и 3-е пальцы «бегут»


2. Считаем шишки на ковриках.

Ребёнок как бы щипает шишки на ортоковрике, а вы проговариваете стишок:

Белки прыгали по веткам -

Собирали шишки деткам:

Две сосновых, три еловых,

Да ещё пяток кедровых.

Десять очень вкусных шишек

Понабрали для детишек. (Н.Радченко)

Три пингвина

Считайте вместе с ребенком пингвинов.

Жили-были три пингвина

Пик, Пак, Пок,

Хорошо и дружно жили

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром на рыбалку

Пик, Пак, Пок

Зашагали вперевалку

Пик, Пак, Пок.

Наловили много рыбы

Пик, Пак, Пок

И еще поймать могли бы

Пик, Пак, Пок.

Съели дружно все до крошки

Пик, Пак, Пок,

Кроме маленькой рыбешки

Пик, Пак, Пок.

Дружно бросилися в драку

Пик, Пак, Пок,

Учинив большую свалку

Пик, Пак, Пок.

Чтобы жить все время дружно

Пик, Пак, Пок,

Уступать друг другу нужно

Пик, Пак, Пок.

3. для развития межполушарных связей можно использовать игру «кулак, ребро, ладонь». С постепенным увеличением темпа.

4. игры с ковриками на полу «Прошагай/протопай слово»

Коврики располагаются в виде дорожки.  Ребенок проговаривает стихотворение и на каждое слово делает шаг вперед.

Одновременно  с профилактикой стопы проводится коррекционная работа по развитию речи.

5. Упражнения по автоматизации звукопроизношения.

Коврики располагаются в виде  «дорожки», «островов»

Ребенок наступает на красный коврик, говорит звук громко/долго, наступает  на желтый коврик, говоришь тихо/коротко.

  1. Работа над лексикой.

Ребенку необходимо придумать 4-5 слов, относящихся к изучаемой теме, назвать их и прошагать.

  1. Работа над звуковым анализом слова.

Перед ребенком 3 коврика, символизирующие начало, середину и конец слова. Логопед называет слово, ребенку нужно определить позицию звука в слове и сделать шаг на нужный коврик, затем вернуться на место.

Способы выкладывания ортопедических ковриков на занятиях.

1. «Дорожка», прямая линия.

2. «Острова», прямая линия, круг.

3. «Ковер», 2*2, 3*3,4*4.

4. «Классики», 1-2-1-2-1-2.

5. «Лабиринт», по желанию.

Занимаясь на ортопедических ковриках у ребенка развивается концентрация внимания, общая моторика, память, координация речи и движения, лексико-грамматический строй речи, фонематические процессы, совершенствуются навыки ориентировки в пространстве и собственном теле, умение переключатся с одного движения на другое, развивается межполушарное взаимодействие, актуализируется словарный запас, разрабатывается слоговая система.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Мастер-класс Тема: Пальчиковые дорожки в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

Цель: создание условий для профессионального общения, распространения опыта развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых дорожек....

Конспект "По леным дорожкам" по развитию речи в старшей группе "Ловкие кузнечики"

Создание условий для расширения кругозора и познавательного интереса к различным видам животных, птиц нашего края....